Материально-техническое обеспечение дисциплины

Вариант итогового контроля

Платформа «Moodle» - электронная версия курса «История социальной работы»: https://195.19.50.47/moodle

6. 3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине «История социальной работы»

В изучении курса особое место занимает самостоятельная работа слушателей. Усвоение учебной программы находится в прямой зависимости от способности слуша­теля самостоятельно и творчески трудиться. Ни одна форма учеб­ных занятий не в состоянии заменить его систематической и настойчивой работы над литературой, нормативными документами. Поэтому вполне правомерно рассматривать самостоятельную ра­боту как наиболее эффективный, осмысленный творческий про­цесс.

Самостоятельная работа в большей степени, чем другие виды учебных занятий, способствует превращению знаний в убеждения.

Сегодня для социальных работника особенно важны убежденность, осознание необходимости обновления всех сфер общественной жизни, готовность к выполнению своего призвания.

Изучение научных и литературных источников помогает формированию творческого, диалектически гибкого мышления. Ценны те зна­ния, которые приобретаются усилиями самостоятельного осмыс­ления, а не только памятью. Известный русский публицист и педагог Д.И.Писарев отмечал, что усвоение знаний, выработка взглядов происходят в основном в результате самостоятельной работы, путем собственного мышления, которое должно совер­шенствоваться в нашей собственной голове. Поэтому штудиро­вание литературы, изучение жизни позволяет каждому слушате­лю обретать гибкое мышление, способность вести творческий поиск наиболее целесообразных методов партийной деятельности.

Самостоятельная работа формирует у студентов такие важные качества как целеустремленность, настойчивость, самодисциплина, личная организованность. Эти качества зятем в той или иной мере проявляются на практической работе.

Наконец, самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, интеллектуальной деятельности, стремление глубоко познать суть вопроса, основательно ра­зобраться во всей сложности еще нерешенных проблем. Именно при чтении литературы создаются благоприятные усло­вия для всестороннего осмысливания и закрепления учебного материала. Чтение печатного текста по сравнению со слушанием исключает принудительный темп восприятия. Необходимый темп слушатель устанавливает сам в зависимости от своей подготовленности, целей изучения и характера источника. Для более глубокого продумывания, прочитанного в любой момент можно остановиться, перечитать не сразу понятый текст, навести справки в источниках.

Для студента очень важно организовать целесообразно свой личный труд, овладеть методикой самостоятельной работы. На помощь ему приходят преподаватели, библиотека, кабинеты, лаборатории. Немаловажное значение имеют проводимые в начале учебы лекции на потоках по организации и методике самостоятельной работы. В них освещаются научные основы и учебно-педагогические условия организации эффективного самостоятельного труда слушателя, рекомендации по работе с книгой библиографии, методы исследовательской работы.

Важнейшие принципы организации самостоятельной работы целеустремленность, систематичность, последовательность, планомерность в работе и др.

Главное воздействие на постановку самообразования студентов оказывает преподаватель, читающий лекционный курс и ведущий групповые занятия в учебных группах. Будучи не­посредственно связанным с аудиторией, преподаватель призван хорошо знать особенности студентов, уровень их подготовки, бюджет времени для само­стоятельной работы.

Преподаватель направляет самостоятельную работу как по содержанию, так и в методическом отношении. В постоянном об­щении со слушателями он воспитывает у них чувство ответствен­ности за самообразование, оказывает помощь в приобретении необходимых навыков работы с книгой.

Самостоятельная работа студентов начинается уже на лекции. В ней раскрывается содержание узловых вопросов те­мы, даются советы слушателям по изучению рекомендованной ли­тературы, обращается внимание на наиболее важные положения в тех или иных произведениях.

Преподаватели стремятся помочь слушателям овладеть наиболее рациональной методикой работы с книгой, приобрес­ти хорошие навыки самостоятельного изучения литературы.

Всегда сохраняет свою силу старая истина: книги хоро­ши лишь для тех людей, которые умеют их читать. Студентам рекомендуется еще при подготовке к чтению обратить внимание на подготовку рабочего места, наличие необходимой справоч­ной литературы, соблюдение правил гигиены умственного труда.

Приступая к чтению книги, полезно вспомнить, что о ней было известно раньше, установить, когда, по какому поводу и в какой исторической обстановке написана работа. Выяснить это можно из предисловия или введения, статьи в начале или в конце книги. Во многих научных изданиях имеется справочный аппарат, включающий приложения, примечания, указатель имен, библиографический указатель

Чтение бывает более плодотворным, если студент сумеет полностью сосредоточиться, продумывать содержание текста. Многие придерживаются правила: первое чтение - ознакомитель­ное, а при повторном, более глубоком, производится запись прочитанного. Записи мобилизуют внимание, облегчают запоми­нание, они как бы контролируют восприятие прочитанного.

Преподаватели рекомендуют студентам следующие виды за­писей.

Простой и развернутый планы. Простой план представляет собой краткий перечень вопросов, составленных в повествовательной или вопросительной форме и раскрывающих внутреннюю логику содержания данного произведения. Развернутый план, кроме основных вопросов, включает и подвопросы, краткое их содержание.

Тезисы. В них кратко формулируется основное содержание про­читанного, того или иного теоретического положения книга. При этом, как правило, опускаются аргументация, комментарии, ссылки на фактический материал. Тезисы обычно составляются тогда, когда произведение отработано и хорошо усвоено, и краткой записи достаточно для восстановления в памяти изучен­ного вопроса.

Преподаватели разъясняют слушателям, что конспек т должен содержать все главные положения первоисточника, относящиеся к курсу. В нем излагаются основные мысли автора, так и его аргументация, выводы.

Кроме того, для систематизации знаний студентов и с целью контроля самостоятельной работы преподаватель может предложить студентам пройти самотестирование на образовательной платформе Moodle, оформить тематический словарь терминов по той или иной теме, разработать презентацию с использованием современных технологий, составить подборке схем и последних статистических данных по теме.

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Кол-во часов Формы самостоятельной работы Методическое обеспечение Форма отчетности
Тема 1. Методологические проблемы институционализации социальной работы Проблемы институционализации практики социальной работы. Понятие об исторических духовно-когнитивный комплексах помогающих практик. Проблемы институционализации теории социальной работы. Особенность институционализации знания социальной работы. Проблемы институционализации образования социальной работы. Мировые тенденции институционализации социального образования   Работа с источниками Работа в читальном зале Подготовка конспектов 1. Фирсов М.В. История социальной работы М, Юрайт, 2012 2. Фирсов М.В. История социальной работы. М. Академический проект, 2010. (Гриф УМО). 3. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М. Владос, 2009. (Гриф УМО). Презентации
Тема 2. Помощь и поддержка нуждающихся в средние века. Филантропия в Византийской Империи. Идеологема симфонии, власть и Церковь в деле помощи нуждающимся. Система попечения нуждающихся в средневековой Германии. Территориальные системы помощи и поддержки нуждающимся в городах и селениях. Помощь нуждающимся в Англии. Помощь и поддержка в период абсолютной монархии. Становление общественного призрения в Древней Руси и Московском государстве. Становление государственных подходов к помощи и поддержки   Работа с источниками Работа в читальном зале Подготовка тезисов 1. Фирсов М.В. История социальной работы М, Юрайт, 2012 2. Фирсов М.В. История социальной работы. М. Академический проект, 2010. (Гриф УМО). 3. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М. Владос, 2009. (Гриф УМО). Тезисы по теме
Тема 3. Помощь и поддержка социальным группам в период Просвещения – Промышленной революции. Социальное попечение в Германии. Оформление территориальной системы помощи и поддержки. Гамбургская и Эльберфельдская система помощи и поддержки. Становление социального законодательства в период правления О. Бисмарка. Общественное призрение и частная благотворительность в Российской Империи. Социальная благотворительность во Франции. Особенность системы помощи и поддержки от революции до монархии.   Работа с источниками Работа в читальном зале Подготовка конспектов 1. Фирсов М.В. История социальной работы М, Юрайт, 2012 2. Фирсов М.В. История социальной работы. М. Академический проект, 2010. (Гриф УМО). 3. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М. Владос, 2009. (Гриф УМО). Презентации
Тема 4. Становление системы социальной работы в ХХ веке Российская система помощи и поддержки в ХХ веке. Американская модель социальной работы в ХХ веке Система социального обеспечения в Британии. Социальная помощь и социальная работа во Франции. Социальное попечение и социальная работа / социальная педагогика в Германии.   Работа с источниками Работа в читальном зале Составление словаря ключевых терминов 1. Фирсов М.В. История социальной работы М, Юрайт, 2012 2. Фирсов М.В. История социальной работы. М. Академический проект, 2010. (Гриф УМО). 3. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М. Владос, 2009. (Гриф УМО). Словарь ключевых терминов
Тема 5. Конфессиональные подходы к пониманию помощи и поддержки нуждающимся Католические христианские подходы к милосердию и христианскому попечению. Католическая доктрина социальной справедливости. Фома Аквинский о сущности христианского милосердия. Православные христианские идеи об общественном призрении. Славянские православные мыслители о сущности милосердия. Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Илларион о концептах милосердия на материалах христианской жизнедеятельности.   Работа с источниками Работа в читальном зале Подготовка конспектов 1. Фирсов М.В. История социальной работы М, Юрайт, 2012 2. Фирсов М.В. История социальной работы. М. Академический проект, 2010. (Гриф УМО). 3. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М. Владос, 2009. (Гриф УМО). Самотестирование
Тема 6. Идеология секуляризации и становление светских подходов к социальной поддержки нуждающихся. Осмысление помощи и поддержки в теории и практике права Феноменология бедности в политических учениях Философские подходы к проблемам альтруизма и благотворительности. Экономические подходы к проблемам помощи и пауперизма. Солидарность и поддержка в социальных учениях. Осмысление бедности и социального воспитания в педагогических концепциях   Работа с источниками Работа в читальном зале Подготовка конспектов 1. Фирсов М.В. История социальной работы М, Юрайт, 2012 2. Фирсов М.В. История социальной работы. М. Академический проект, 2010. (Гриф УМО). 3. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М. Владос, 2009. (Гриф УМО). Самотестирование
Тема 7. Теория социальной работы в ХХ веке Становление основных западно - европейских теорий социальной работы. Становление отечественной теории социальной работы в ХХ веке. Становление концептов политической и социально – воспитательной работы в ХХ веке.   Работа с источниками Работа в читальном зале Составление тематического словаря 1. Фирсов М.В. История социальной работы М, Юрайт, 2012 2. Фирсов М.В. История социальной работы. М. Академический проект, 2010. (Гриф УМО). 3. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М. Владос, 2009. (Гриф УМО). Тематический словарь

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины «История социальной работы»

а) основная литература:

1. Фирсов М.В. История социальной работы М, Юрайт, 2012

2. Фирсов М.В. История социальной работы. М. Академический проект, 2010. (Гриф УМО).

3. Фирсов М.В. История социальной работы в России. М. Владос, 2009. (Гриф УМО).

б) дополнительная литература:

1. Григорьев А.Д. История социальной работы. Часть 1. М., 2006

2. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы М., 2006.

3. Фирсов М.В. Исторические тенденции становления профессиональной социальной работы во Франции на рубеже XIX – XX вв. Вестник МГОУ, серия «История и политические науки №4, 2012

4. Фирсов М.В. Основные тенденции теории и практики социальной работы во Франции в период между двумя мировыми войнами. Вестник МГОУ, серия «История и политические науки №5 2012.

5. Фирсов М.В. Становление социальной защиты и социальной работы во Франции в 40-50-е годы ХХ столетия. Вестник МГОУ, серия «История и политические науки №5 2012

6. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика. М, Юрайт, 2012.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

· https://www.kodges.ru/39956-socialnaya-pedagogika.html. – Социальная педагогика.

· https://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное и политологическое образование: федеральный портал.

· https://window.edu.ru/window. – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека для общего и профессионального образования, ресурсы системы федеральных образовательных порталов

· www.oim.ru/reader@whichpage=2&mytip=1&word=&… - сайт «Образование: исследовано в мире»

· https://www.school.edu.ru Российский общеобразовательный портал

· https://www.rusunisw.ru/ - Союз социальных педагогов и социальных работников (ССОПиР)

· https://www.ifsw.org/ - Международная Федерация Социальных Работников

· https://www.ombudsman.gov.ru/links/inter.shtml - Международные правительственные организации по правам человека. Международные межправительственные организации по правам человека. Региональные межправительственные организации по правам человека

· https://sptripartizm.panor.ru/ - Социальная политика и социальное партнерство

Практические занятия могут проводиться на базе Центров социального обслуживания, музейных комплексов, благотворительных учреждений. Отделение социальной работы для проведения занятий с использованием интерактивных средств и технологий имеет три аудитории с соответствующим оборудованием.

Лекционная мультимедийная аудитория (ауд.527):

· 13 рабочих мест обучаемого, в комплекте каждого из которых находится

- Системный блок в составе: Intel Pentium Dual-Core E 5400 2.7GHz/800 2mb LGA775/ МатпалатаGIGBYTE GA-G41M-ES2L LGA775 Matx/ ОЗУ KINGSTON DDR2 2048MB 800MHz/Жесткий диск WD 320 GB SATA2 7200 16MB/Опт.приводDVD+RW SATA Blak/ корпус Foxconn FOC-TLM-566

- Монитор ViewSonic VA1932w 19"

- Клавиатура Genius KB-110(USB), black, color box

- МышьGenius Xscroll Optical Black USB

- ИПБ APC Black UPS CS 350 (BK350EI)

- Веб-камера Logitech Webcam HD Pro C310,5MP,1280x720,Rtl

- Колонки Genius SP-S120 (2W RMS)

- Гарнитура Logitech Headset PC 120, Stereo

· Одно рабочее место преподавателя в комплекте, которого находится

- Системный блок Team Office b362 в составе: Intel Core 2 Duo E7500 2,93 GHz/1066 3Mb LGA775/ Матпалата IntelDQ45CB DDR2 LGA775 Matx/ ОЗУ KINGSTON DDR2 2048MB 800MHz/Жесткий диск Seagate 320 GB SATA2 7200 32MB/Опт.привод NEC AD-7240S-OB DVD+/- RW SATA Bl

- Монитор LSD Samsung 19"SM 923 NW NKBD/KBDH,bleack Round Simple (1440 x 900, 300, 1000:1 170h/160v,5ms,TCO'03)

- Клавиатура Genius sLIMsTAR 310 PS/2б black

- МышьGenius Netcroll 110 Optical Black USB

- Программное обеспечение Windows XP Professional service Pack3 Russian1pk DSP OEI CD

- Комплект ПО Office Basic 2007,OEM

Лекционная мультимедийная аудитория (ауд. 603):

- Сервер Team Office b362 в составе: Адаптер сетевой pci 10/100/1000Mbps (32,бит)/ЦПУ INTEL Core 2 DUO E7500 2.93GHz/1066 3mb LGA775/ матплата INTEL DQ45CB DDR2 LGA775 Matx/O3Y KINGSTON DDR2 2048MB 800MHz x2/жесткий диск WD 320GB SATA2 7200 16MB x2/Опт - 1 шт.

- Монитор LCD Aser 17" V173AB,Black (1280x1024, 300,7000:1,5ms,170h/160v) - 1 шт.

- Клавиатура Genius KB-06X2(PS/2), brown box - 1шт

- ИПБipponBack Comfo Pro 800 Blac(800VA) - 1 шт.

- Носители информации OfficeProPlus 2010 32bitx64 RUS DiskKit mvl dvd -1 шт.

- Установочный диск WinPro 7 32bit RUS DiskKit MVL DVD - 1 шт.

- Коммутатор D-Link DGS-1024D/GE - 1 шт.

- Экран Progecta Compact Electrol 228x300 cm (143") Matte White S

с эл/приводом 4:3 - 1 шт.

- Проектор Epson EB-825H - 1 шт.

- Интерактивная доска Elite Panaboard UB-T781 - 1 шт.

- Напольная стойка для Elite Panaboard - 1 шт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: