double arrow

Все они, не созрев, засохли

ГЛАВА 7

ГЛАВА 6

КИТАЙСКИЕ РАННЕФЕОДАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА

Образование империй Суй и Тан

Во второй половине VI в. экономические и политические различия между Севером и Югом значительно смягчились. На смену власти тобийских правителей в северо-восточном государстве Ци и в северо-западном — Чжоу пришли китайцы. Боеспособное тобийское конное войско давно перестало существовать, а кочевники ассимилировались в массе местного населения. Из южных краев, где не прекращались междоусобные войны, а гнет феодалов становился-все более тяжелым, в северные земли бежали разоренные земледельцы и обездоленный люд. Южные племена мяо частично переселились на вэйскую территорию. Иногда и представители господствующего класса бежали в Северный Китай. Попав в тяжелые условия, южнокитайские феодалы и военачальники искали спасения и приюта у северян. Кочевники Центральной Азии, создав союз, возглавленный тюркскими племенами, угрожали вторжением в Поднебесную. Внутренние и внешние причины настоятельно диктовали необходимость объединения всей страны.

Инициатива в объединении страны принадлежала северному государству Чжоу, которое располагало хорошим войском и, по-видимому, способными военачальниками. К тому же опасность подчинения новым завоевателем в Шэньси была особенно реальной. Правители Чжоу и их полководцы провели несколько успешных кампаний по присоединению китайских территорий на юго-западе. Затем под водительством Ян Цзяня чжоуские войска двинулись на восток. В 581 г. они заняли всю территорию северо-восточного царства" Ци, а вскоре закончили завоевание Юга.

Такое сравнительно быстрое объединение огромной страны, осуществленное вооруженным путем, объяснялось глубокими причинами. Экономические и политические интересы Китая требовали прекращения внутренних войн и объединения мелких нестойких царств в единую империю. Основа для такого объединения сложилась еще в древние века, когда на всей территории Поднебесной распространилась культура земледелия, одинаковая по уровню навыков земледельцев в использовании мелких и примитивных орудий производства. Большую роль в поле-


водстве повсюду играло искусственное орошение. Экономическая необходимость организации крупной ирригационной сети, без которой не могло существовать земледелие, требовала создания единой власти. Губительные разливы рек, пересекавших всю страну с запада на восток, не могли быть предотвращены силами отдельных властителей. Для ликвидации последствий разливов необходимы были большие средства и множество рабочих рук. Таким образом, обширное китайское сельское хозяйство нуждалось в единой государственной организации. Бедственное положение вынуждало порабощенных крестьян — держателей государственных наделов, землепашцев, зависимых от отдельных феодалов, бежать от хозяев, бросать наделы, уходить под покровительство новых господ или на еще не возделанные земли. Прекратить такую миграцию могла только единая централизованная власть. Установить на обширных просторах Китая монопольную собственность господствующего класса на землю, прекратить бегство и переселение, сохранить складывающиеся формы эксплуатации и вместе с тем завершить борьбу с общинными организациями в деревне была в состоянии только очень сильная власть.

Наконец, мелкие и слабые царства не могли защитить огромную сухопутную границу земледельческих районов Китая, которым с новой силой угрожали набеги кочевников-соседей. Внешняя опасность была особенно страшна на севере страны. Это заставляло именно там иметь значительное войско и держать в повиновении другие царства, чтобы бросить нужные военные силы на охрану китайских границ.

Объединение страны облегчалось тем, что китайская (ханьская) народность сложилась на Севере значительно раньше, чем на Юге, а заселение северянами Юга стимулировало тяготение жителей этих районов друг к другу.

В 589 г. полководец Ян Цзянь был провозглашен императором, а его династия получила наименование Суй. Ян Цзянь, как и его сын Ян Гуан, добивался установления единодержавной деспотической власти. Не желая признавать императора, властители значительных территорий сопротивлялись новой власти. Но Ян Цзянь беспощадно с ними расправился.

Объединение отдельных царств и прекращение междоусобицы вызвали экономический и культурный подъем в стране. Расширилась площадь посевов, выросла численность населения. Начали заново отстраиваться разрушенные города, оживилась торговля. Император, придерживавшийся конфуцианского учения об организации государства, стал приглашать на службу ученых. За особую плату отыскивали и свозили в императорское книгохранилище свитки и сохранившиеся фрагменты древних произведений.

В 604 г. Ян Цзянь был убит своим сыном, который и вступил затем на престол. Китайские историки XI в., особенно Сыма Гуан, изображают Ян Гуана жестоким деспотом, упоенным своей безграничной властью, одержимым манией роскоши и идеями грандиозных мероприятий. Основу его политики составляли мероприятия, направленные на увеличение доходов казны, а также значительная экономическая и политическая централизация. Ян Гуан перенес столицу в Лоян, отстроил этот город заново и переселил в него до 10 тыс. богатых семей. Дворцовый ансамбль состоял из красивых вычурной постройки зданий; был разбит громадный парк с редкостными растениями, диковинными зверями, прудами и каналами. Комнаты дворцов с мебелью и украшениями поражали сказочной роскошью. Император содержал многочисленный гарем. Время от времени он устраивал пышные празднества.


Стремясь сосредоточить в своем распоряжении все продовольственные запасы страны, Ян Гуан приказал вырыть у Лояна громадные зернохранилища, куда должны были свозить налоговое зерно. Для усиления централизации он предпринял строительство сплошного водного пути от Ханчжоуского залива к Янцзы, а затем к Хуанхэ в сторону Лояна. Канал, известный в истории как Великий или Императорский, был сооружен частично на базе древних каналов, но четыре канала были прорыты заново, а течение некоторых рек обращено вспять. На этом водном пути имелись шлюзы, и обслуживали его 80 тыс. человек. Ян Гуан совершал по каналу плавание на пышно разукрашенном корабле с громадной свитой.

Строительство канала имело для страны большое экономическое и стратегическое значение. Перевозка налогового зерна и различных товаров морем вокруг Шаньдунского полуострова была сопряжена с риском. Связь с Сычуанью и богатым Югом была затруднена. С сооружением канала укреплялись экономические отношения между отдаленными районами страны, облегчалась перевозка грузов, открывались новые возможности для развития торговли. Водный путь способствовал административной централизации и ускорил передачу приказов и распоряжений. Наконец, этот путь облегчал переброску войск на большие расстояния. При Ян Гуане велись также работы по восстановлению частично разрушенной Великой стены и строительству дорожных трактов.

Внешняя политика империи приобретала все более агрессивный характер. Тюрки представляли для Китая грозную опасность, с которой следовало считаться. Китай стремился расколоть Тюркский каганат и таким образом ослабить его силы. Китайская империя вела длительные войны на Юге против вьетнамцев. Затем свои захватнические устремления суйские повелители направили на северо-восток, где сталкивались китайские и корейские интересы за влияние на племена, обитавшие в Маньчжурии. С корейским государством Когурё у Китая возникло соперничество на морских путях. Войну против Когурё начал еще Ян Цзянь, а Ян Гуан продолжил ее, он организовал три новых похода. Несмотря на участие большого сухопутного войска и многочисленного флота, походы окончились безуспешно. Для своих военных походов суйское правительство мобилизовало в войско множество людей. Податные, согнанные на государственную барщину из деревень, строили корабли у шаньдунского побережья. Люди погибали от тяжелой работы и недоедания. Чтобы обеспечить войско продовольствием в безлюдных районах за Великой стеной, были мобилизованы крестьяне, которые тянули маленькие повозки с мешками риса или гребли на груженных зерном лодках. Измученные длинной дорогой и отсутствием продовольствия, люди нередко обращались в бегство. В источниках говорилось о том времени: «Из местностей к югу от рек Хуай и Янцзы были набраны люди для перевозки риса. Суда плыли друг за другом на расстоянии 1000 ли. На дорогах шло взад и вперед несколько сот тысяч человек и движение не прекращалось ни днем, ни ночью. Трупы лежали высокими холмами, смрад от них распространялся по всему пути».

От военных мероприятий Ян Гуана особенно тяжко приходилось жителям Хэбэй-Шаньдунского района и Хэнани, которые и без того пострадали от разлива рек, затопивших 30 округов. На северо-востоке скопилось большое число беглых воинов и возчиков. Именно там в 610 г. вспыхнуло народное восстание. Правительство не могло подавить это массовое движение. Повстанцы расправлялись с чиновниками и феодалами, пытались образовать самостоятельное царство, провозгласив


государем Доу Цзян-дэ, бывшего сельского старосту и воина. В других районах страны также происходили волнения крестьян.

Крупные феодалы были недовольны крайним усилением центральной власти и стремлением императора лично распоряжаться всеми богатствами и зерновыми запасами страны. Восстания крестьян, неспособность правительства подавить их чрезвычайно 'пугали феодалов. Воспользовавшись ееудачей корейского похода, в котором участвовал сам Сын неба, феодалы подняли мятеж. Ян Гуану пришлось бежать на юг, где он был убит.

В стране возникла смута. Отпрыски дома Суй один за другим провозглашали себя императорами. Крупные феодалы также предъявляли свои претензии на престол, захватывали территорию, присваивали титулы. Наиболее сильным в этой борьбе оказался шаньский властитель Ли Юань, имевший высокий титул гуна. С большим войском, усиленным конницей союзных тюркских племен, Ли Юань вместе с тремя сыновьями выступил на защиту суйского дома. Но, заняв Чанъань, он изменил свои намерения и провозгласил себя императором. Его войско вскоре усмирило мятежных феодалов.

Большое значение для объединения страны под властью новой династии Тан имела осторожная политика Ли Юаня, который старался прослыть миротворцем и добивался поддержки различных социальных групп населения. Чтобы успокоить крестьянские массы, Таны объявили о ликвидации податной задолженности за прошлые годы и ограничении сроков государственной барщины. Указы повелевали освободить крестьян, проданных в рабство, а феодалам запрещали убивать крестьян. Новые власти объявили о помощи голодающему населению, о помощи вступающим в брак и т. д. Завоевав Северный Китай, Ли Юань проявил большую заботу о ремонте каналов и борьбе с последствиями наводнений.

Своим противникам-феодалам Таны обещали помилование в случае изъявления покорности. Особое покровительство оказывали купцам и торговле. Таны обещали амнистию восставшим крестьянам. Однако это не помешало им разгромить и уничтожить повстанческие центры. Руководитель восстания Доу Цзянь-дэ был предан мучительной казни. Вооруженная борьба за объединение страны и гибкая политика дома Тан обеспечили им к 628 г. полную победу.

В 626 г. Ли Юань якобы добровольно уступил власть своему младшему сыну Ли Ши-миню, более известному в истории под храмовым именем Тайцзун. Ли Ши-минь в период своего правления добился укрепления Срединной империи и расширения ее территории. Власть Танов несколько поколебалась после смерти Ли Ши-миня в 649 г. Но вскоре императрицей стала У Цзэ-тянь (У Хоу), которая временно устранила законных наследников. Она стремилась проводить в жизнь общий курс политики, намеченной Ли Ши-минем.

Аграрные отношения VI—VII вв.

Во время войн Ян Цзяня многие земли, ранее принадлежавшие знати и чиновникам — противникам объединения страны, подверглись конфискации и стали государственными. Как отмечают средневековые китайские историки, произошло расширение надельной системы на территории всей страны. Прекращение войн дало возможность начать обработку заброшенных и целинных земель и заняться восстановлением ирригационной системы в широких масштабах.


Установление единой власти в стране привело к дальнейшему наступлению на древние деревенские организации и к закрепощению земледельцев.

Суйский двор при Ян Цзяне разослал множество чиновников на места, чтобы провести учет населения и, как торжественно отмечалось в указе, для уравнения земельных наделов. В результате этого учета было выявлено более 1,5 млн. крестьян, не внесенных ранее в податные списки. По-видимому, этим объясняется тот факт, что источники отмечают увеличение численности населения в течение короткого срока, равного 20 годам. Обращает на себя внимание и то, что официально установленный надел резко сокращался в размерах, налог же с 2 с лишним даней зерна возрос до 3 даней с четы, а трудовая повинность достигла 30 дней в год. Большая часть налога, собранного с государственных податных, поступала в казну, а меньшая — в местные склады.

В правление Ян Гуана возросли не только подати, но и трудовые повинности. Государственная барщина становилась бессрочной. Все это приводило к гибели массы народа. Историк Сыма Гуан писал о том времени в мрачных красках: «Телеги и быки, отправленные в связи с перевозками, не возвращались. Из солдат гибло более половины». «Время для сельскохозяйственных работ упускалось. Многие пахотные земли превратились в пустыри. Цены на зерно намного выросли. Люди продавали людей в рабство». В источниках имеются и такие показательные цифры: на строительство Лояна при Ян Гуане было согнано 2 млн. податных, на строительство Великого канала и Великой стены—1 млн., в войско во время походов в Корею было мобилизовано более 1 млн. Таким образом, эти сведения говорят о расширении государственной барщины и фактическом использовании податных в качестве рабов. Народные восстания, вспыхнувшие в стране, нанесли удар политике беспощадного истребления земледельцев..

В Суйской империи существовали крупные феодальные землевладения. Это были так называемые жалованные земли (сытянь) и чиновничьи, или служебные, земли (чжигунтянь). Члены императорской фамилии, носившие титул вана (князя), могли владеть до 10 тыс. му земли. Ян Гуан, сократив ранги титулованной знати с девяти до трех, тем самым стремился ограничить владения феодалов. Служебные земли, выделяемые чиновникам «на кормление», официально должны были соответствовать рангу и колебались от 100 до 500 му земли. Огромное количество чиновников владели землей, отданной им «на кормление».

Длительные войны и междоусобия начала VII в. привели к опустошению многих районов страны, к запустению полей, к массовой гибели земледельческого населения. Борясь с могущественными феодалами — своими соперниками, танские императоры пытались расширить государственное землевладение и увеличить количество государственных податных крестьян. Таны провозглашали, что землю должны в первую очередь получать бедные, т. е. крестьяне-податные, священный долг которых ее обрабатывать и платить подати. Императорский декрет 624 г. содержал довольно льготные условия для крестьян. Каждый взрослый мужчина имел право на землю, находившуюся в вечном владении семьи и считавшуюся садово-огородным наделом, на поле для пахоты в 80 му, которое он получал в держание лишь на время своей трудоспособности. Сроки «взрослости» определялись вначале, когда было мало рабочих, с 18 лет, а впоследствии, когда пустоши были вспаханы, а народа стало много, — с 21 года. Небольшие наделы полагались престарелым, женщинам и подросткам. При этом оговаривалось, что размеры наделов могли колебаться в зависимости от качества почвы и

5 Заказ 70


районов страны. В «Истории династии Тан» об этом записано: «Размер надела земли в густозаселенных районах (тесных общинах — сясян.Л. С.) был в 2 раза меньше, чем в малозаселенных районах (обширных общинах — куансянЛ. С). Земли в сясян бывают плодородные и тощие. Если земля требовала ежегодной смены (оставления части ее под пар), то ею следовало наделять в двойном размере. Если же земля в куансян требовала оставления под пар раз в 3 года, то удваивать размеры надела не полагалось». Землю, находившуюся в вечном владении семьи, следовало засаживать тутовыми и другими деревьями. При некоторых ограничениях ее можно было покупать, продавать и закладывать. Что же касается пахоты, то продавать и закладывать ее не разрешалось, кроме совершенно исключительных случаев. Однако подобные оговорки свидетельствуют о том, что купля-продажа и заклады всех видов земель осуществлялись на практике. Государство брало на себя заботы ежегодно в 10-м месяце производить перераспределение пахоты, передавая крестьянам, достигшим взрослости, земли престарелых, больных и умерших.

Новым в танских мероприятиях являлось лишение женщин (кроме вдов) права на надел. Одновременно законом было подтверждено право рабов на получение земли. Рабы, считавшиеся государственными (их делили на две категории), получали полный или половинный надел. Право на получение надела превращало государственных рабов в обыкновенных крестьян-податных. Однако закон этот прямо не касался рабов, принадлежавших частным лицам.

Танские правители добивались расширения и детализации учета податных. «Человек, только что родившийся, считался младенцем (хуан), с четырехлетнего возраста он назывался ребенком (сяо), с 16 лет числился средним (чжун), с 21 года считался податным (дин)у после 60 лет он был уже старик (лао)». При такой градации, если учесть, что все категории заносились в особые списки, ни один человек не мог быть потерян в качестве налогоплательщика. Одновременно феодальное государство пошло и на некоторые уступки: не все взрослые мужчины считались тягловыми. В источниках сообщается, что если двор имел четырех взрослых трудоспособных податных, то повинностями облагались двое; если было трое взрослых, то облагался один. Освобожденные не могли претендовать на надел.

Основной формой эксплуатации оставалась продуктовая рента-налог, и ей сопутствовала отработочная рента. В некоторых случаях отработки заменялись деньгами. Норма поборов считалась официально установленной и была несколько ниже, чем при династии Суй.

Обязательства податного складывались из той же триады повинностей: зерна, шелка или холста и шелковой ваты и отработок. Вместо 30 дней государственной барщины было установлено 20 дней в год; а в високосный год, когда добавлялся 13-й месяц, — 22 дня. В местах, где не производились ткани, взималось серебро. У скотоводов брали баранов. В качестве новшества была введена возможность замены: если податной отрабатывал больше положенного времени, то он освобождался от части уплаты зерном или тканями. Крестьяне, поднимавшие целину или перешедшие в малонаселенные районы, на время освобождались от податей.

Крестьянское землевладение, юридически выраженное в держании государственного надела, создавало условия для хозяйствования и воспроизводства и обеспечивало развитие экономики страны. Мелкое индивидуальное производство было в ранний период феодализма наиболее прогрессивной формой хозяйства.


Но в рамках надельной системы крестьяне оказались прикрепленными к земле, а феодалам удалось закрепить монопольную собственность на землю и частичную собственность на основного производителя.

На полях крупных феодалов трудились разные группы зависимых от хозяина крестьян. Эти были буцюй, кэху, дяньху — «возделыватели» земли. (Термин дяньху позднее стал пониматься как арендатор.) Они держали от феодала небольшие участки земли, платили ренту и выполняли работы по требованию господина.

Феодалы использовали также и труд рабов, но значительно реже, поскольку землю на рабов они не всегда могли вытребовать. На полях, полученных на кормление чиновниками, чаще всего работали государственные надельные крестьяне.

Какую бы форму ни принимало крестьянское землепользование, это всегда был небольшой участок поля, который нужно было обработать своими примитивными орудиями производства. Господствующий класс, тщательно заботившийся о поступлении налога и ренты, полностью передоверял крестьянам хозяйственную деятельность. Наделение основных производителей землей обеспечило усиление феодальной державы и подъем экономики Китая. А борьба крестьян против своих угнетателей заставила феодалов и их государственную организацию пойти на небольшие уступки и держаться в начале VII в. установленных норм поборов и повинностей.

Исторические источники содержат мало сведений о частных владениях крупных феодалов. Но если принять во внимание восстания народа и походы, возглавленные Ли Юанем и Ли Ши-минем, то, возможно, крупных, родовых владений оставалось не так много.

Отражая официальную точку зрения, источники повествуют о землях, пожалованных феодальной аристократии, чьи владения должны были соответствовать их титулам. Так, наивысший титул обеспечивал владение в 10 тыс. му земли. Представитель наследственной знати, имевший самый низкий титул, обеспечивался 500 му земли. Придворная ранговая аристократия могла владеть от 6 тыс. до 500 му. А особо заслуженные гражданские или военные чиновники — от 6 тыс. до 300 му.

Чиновники вместе с должностью получали право на доход с земли соответственно рангам. Столичные чиновники получали от 1200 му до 200 му земли, провинциальные чины — от 1200 до 250 му. Чины особой службы — от 500 до 150 му. И, наконец, военные — от 600 до 80 му. В отличие от аристократов владения давались им только на время службы в определенной должности. Увольняясь, они теряли право на получение ренты.

Все земли в установленных размерах, как наследственные владения знати, так и служебные наделы чиновников, естественно освобождались от налогов. Феодалы на этих землях непосредственно эксплуатировали земледельцев.

Города, ремесло, торговля

Во время внутренних войн и нашествий кочевников в IV—V вв. почти все города Китая были разграблены или сожжены. Древние столицы Чанъань и Лоян превратились в руины. Городские жители погибли, были угнаны в плен, бежали в деревни или на юг страны. В Южном Китае сохранились ранее возникшие немногочисленные города, но их городская жизнь мало чем отличалась от деревенской. Мелкие городки существовали как крепости или превратились в селения.

5*


Лишь в VI в. оживилась городская жизнь и началось градостроительство. Города возникали как пограничные города-крепости, как торгово-ремесленные центры на больших реках и в местах добычи сырья или как морские порты. Заново отстраивались столицы и в них концентрировалась культурная жизнь и развивалось ремесленное производство.

Крупнейшим городом средневекового мира стал отстроенный в конце VI в. Чанъань. Город отличался строгой планировкой: 14 прямых улиц тянулись с востока на запад и И — с севера на юг. В восточной части города находились императорские дворцы, дома знати и богачей. В тесных и узких переулках жили ремесленники и бедный люд. В Чанъане были поселения чужестранцев, переселившихся из районов Ближнего и Среднего Востока. В начале VIII в. в этом городе кроме 16 даосских, 91 буддийского монастырей и храмов имелись манихейские, несторианские, зороастрийские святилища, алтари Маздака и другие храмы. В Чанъане находилось несколько рынков. Значительную площадь занимали огороды. Исторические источники свидетельствуют, что все три танские столицы (Чанъань, Лоян, Тайюань) славились роскошью и сказочной красотой императорских дворцов, храмов и пагод, парками, прудами и цветниками при домах знати.

Постройка «транспортной реки» — Великого канала — и водных артерий местного значения (каналы между Хуанхэ и Вэйшуй, Хуанхэ и Шуйхэ), административная реформа и попытки унификации денежного обращения, насильственное переселение богатых купеческих семей, развитие торговли в шести городах (Лоян, Чанъань, Гуанчжоу, Нанкин, Чэнду, Ханчжоу) — все это способствовало быстрому росту городов и городской экономики.

На морском побережье на магистрали Великого канала возник в начале VII в. г. Ханчжоу, превратившийся к концу того же века в богатый центр морской и речной торговли^ В нем насчитывалось более 80 тыс. дворов жителей. Город имел форму прямоугольника и был расположен между левым берегом р. Чжэцзян и искусственным озером Сиху. На путях с севера на юг вырос большой город Кайфын, а на Великом канале — Янчжоу. Крупными торгово-ремесленными центрами стали Чэнду, Чанчжоу, Сучжоу. Значительно расширились портовые города: Цюаньчжоу, Гуанчжоу (Кантон), Учан. Чаще всего города обносились земляными валами, а внутри сооружались стены и создавались замкнутые кварталы.

Все города Китая строились на государственной земле. В них находились ямыни, суды, тюрьмы, управления казенными рудниками, размещались воинские гарнизоны, монастыри и кумирни. В городах жили влиятельные сановники и феодалы, чиновники и военачальники, купцы, монахи и ремесленный люд. Там находились средневековые школы и библиотеки, работали ученые, учителя, наставники, специалисты военного искусства. Города выполняли военно-оборонительную, административную, экономическую и культурную функции.

В замкнутых кварталах, которые при Северных Вэй назывались ли, а позже фан, жители были организованы в пятидворки и десятидворки, как это было сделано в деревне. Ворота в стенах, окружавших кварталы, запирались на ночь. До 636 г. они отпирались в пятую стражу по крику патрульных, а позднее — по бою барабана. Поскольку феодальные власти опасались, что массы людей, сконцентрированные в городах, выйдут из повиновения, конные отряды постоянно патрулировали улицы. Всем, кроме чиновников трех высших рангов, запрещалось ночью выходить на улицу. «Если бы каждый мог открыть свои двери, когда


захочет, то легко бы возникали преступления», — писал в докладе один из танских чиновников. В танских законах предусматривалось наказание 70 палочными ударами каждого, кто осмелится перебраться через городской вал или внутренние заграждения.

Раннесредневековые юридические понятия не делали никакого различия между горожанами и крестьянами; специально городских правовых норм не существовало.

В Суйской и Танской империях одновременно с сооружением городов развивалось и городское ремесло. В различных районах страны возникали горнодобывающие и плавильные промыслы. В период правления Танов в 95 местах производилась добыча и плавка меди, в 18 — серебра, в 5 — железа, в 4 — цинка. В провинции Цзянси сложился центр производства керамических и фарфоровых изделий; в Янчжоу строились корабли. Из «города парчи» Чэнду шелковые ткани вывозили в столицу или отправляли на запад по Великому шелковому пути. Чэнду был также центром изготовления бумаги. Добыча соли, обработка металлов и камня, вываривание сиропа из сахарного тростника велись в широких масштабах. Каменотесы, резчики по дереву и камню, лепщики строили и украшали дворцы, храмы, жилые помещения. Вместе с буддизмом в Китай пришло искусство монументальной скульптуры, строительства многоэтажных пагод и скальных храмов. В стране возводились прочные мосты без опор. Мост, выстроенный под Лояном, используется и в наши дни. В городских лавках-мастерских полировали ртутью бронзовые и серебряные зеркала, шили одежду и туфли, делали колбасы, музыкальные инструменты, украшения из серебра, золота, драгоценных камней, изготовляли весы и разновесы.

Основной формой организации ремесленного производства была небольшая мастерская, являвшаяся одновременно и лавкой: ремесленник работал по заказам и продавал оставшийся товар на рынках. Некоторые ремесленники трудились при монастырях. Кроме мельчайших мастерских существовали и крупные. В Северовэйском государстве жили состоятельные горожане, имевшие до десяти ткацких станков. В танское время создавались большие ткацкие мастерские, принадлежавшие крупным чиновникам.

Уже в раннее средневековье ремесленники определенной специальности селились на одной улице или в одном квартале. На рынках их лавки составляли отдельные ряды — ханы. В дальнейшем это облегчило создание торгово-ремесленных объединений, которые с VI в. получили названия туань и хан. В танское время в некоторые ханы входило до 400 семей. В этот период на Лоянском южном рынке насчитывалось 120 ханов, а в Чанъане — 220 ханов. В VI—VII вв. процесс складывания цеховых организаций еще только начинался, и терминами хан и туань обозначались и ремесленники одной профессии, и торговые ряды на рынках, и собственно ремесленные корпорации. Писаных уставов в это время еще не было. Во главе торгово-ремесленных объединений стояли старшины. Ханы контролировали прием в ученики, регламентировали время работы, строго хранили цеховые секреты. Однако они не могли устанавливать монопольных цен на местных рынках, так как находились под контролем государства.

В VII—VIII вв. значительного развития достигло казенное ремесло. Продукция казенных рудников и плавилен, оружейных, ткацких мастерских, монетных дворов, мастерских по вырезыванию печатей, по изготовлению экипажей и т. д. шла ко двору и никак не влияла на формирование рынка. В качестве основной рабочей силы в казенных мастерских использовались тягловые ремесленники. В них работали и


невольники, порабощенные главным образом за преступления. После достижения 60-летнего возраста их обычно освобождали, но их дети оставались рабами и зачислялись учениками в казенные мастерские. В тех отраслях ремесла, где требовался квалифицированный труд, феодальные власти старались превратить занятие ремесленников в наследственное.

После объединения империи известный подъем переживала торговля. По Янцзы и Великому каналу, по рекам, сухопутным дорогам и тропам, вдоль морского побережья перевозили товары. Крупнейшим в стране рынком стала столица, важнейшим перевалочным пунктом — Янчжоу. В больших городах функционировали постоянные рынки, занимавшие строго фиксированные территории и находившиеся под контролем чиновников. После захода солнца торговля прекращалась. В Чанъане имелись восточный и западный рынки, в Чэнду — северный и южный. В VI в. большой рынок в Лояне достигал 8 ли в окружности. За землю, занятую под лавки и мастерские, государство взимало особую плату. Каждая лавка должна была иметь утвержденную властями вывеску.

На рынках размещались меняльные лавки, склады, постоялые дворы, погреба винокуров, кабаки, публичные дома. На территории рынков вплоть до сунского времени устраивались и театральные представления.

Большое значение для развития торговли между отдаленными районами страны имели периодические ярмарки. Ярмарки собирались в Сычуани — шелковая, для торговли с иностранцами — в Лояне. Прихрамовые, горные и деревенские ярмарки приурочивались к определенным праздникам. Для торговли с соседними племенами устраивали пограничные ярмарки.

Танские правители ввели в империи систему почтовых станций, что также способствовало укреплению торговых связей. Однако главной причиной роста городской экономики, -подъема внутренней и внешней торговли было развитие производительных сил в ранний период феодализма. Рост сельскохозяйственной продукции, расширение добычи металлов, увеличение количества монеты в обращении привели к тому, что часть продуктов и изделий стала поступать на рынок. Рост городов являлся в то же время показателем начала процесса отделения ремесла от сельского хозяйства.

Правительство постепенно усиливало контроль над развивавшейся торговлей. В VI в. при каждой торговой сделке в пользу государства взималась пошлина в размере 4%. У бродов и застав купцы платили дополнительную пошлину. Поборы, безвозмездные изъятия, налоги в пользу армии, достигавшие !Д, Чъ стоимости товаров, вымогательства чиновников наносили тяжелый ущерб торговым отношениям.

В VII в. была установлена единая государственная денежная единица (цянь) —круглая монета с квадратным отверстием, которая обращалась в стране более 1200 лет. Эти монеты нанизывали на шелковый шнурок, образуя связку. Казна владела монопольным правом на отливку монеты. Танские деньги имели хождение по всей империи и за ее пределами: в Согдиане, Японии, Корее. В связи с тем что в городах возникали ростовщические конторы и ломбарды, купцы стали пользоваться еще и обменными бумажными векселями — «летающими деньгами». Но казна, стремясь расширить сферу своего влияния, запретила пользование обменными векселями.

Танские власти постепенно расширяли ассортимент облагаемых пошлиною товаров. В VIII в. был введен особый налог на чай. Частная


свободная продажа чая не только воспрещалась, но и жестоко каралась. После поимки продавца контрабандным чаем в третий раз он подвергался смертной казни.

Порядки деспотической империи с государственной собственностью на землю, бюрократической системой, мелочной регламентацией жизни определили характер развития городов, где не было вольностей, самоуправления, коммунальных свобод.

Социальный

и государственный строй

В условиях феодализации Китая древние общественные институты не исчезли бесследно, а получили свое дальнейшее развитие. Государственная организация складывалась по образцу древних деспотий, а социальное расчленение общества послужило основой для создания сложной иерархической системы.

Во всем обществе как внутри классов, так и внутри социальных групп сложилась строгая иерархия, с той особенностью, что все считались вассалами единого сюзерена — государства, персонифицированного в особе императора. Никто не мог, минуя близлежащую ступень, общаться с лицами, стоящими выше него. Так, чиновник мог обращаться только к своему непосредственному начальству, крестьянин — к старосте и т. д. Каждая иерархическая ступень, а число их было велико, имела свое экономическое обеспечение, свои правила поведения и этикета, свой тип одежды, украшений и жилищ. Никто не смел, игнорируя строго установленные порядки, вторгаться в права и прерогативы, которыми пользовались группы людей, занимающих другую ступень. Крайне строгая и детализированная социально-экономическая иерархия феодального Китая воспрепятствовала складыванию сословий. Дробления на ступени были очень мелкие, а перегородки между ними слишком крепкие, чтобы создались феодальные сословия. В ранний период феодализма деление на классы было несколько затушевано этими бесчисленными мелкими делениями.

Высшую группу господствующего класса феодалов составляла наследственная аристократия, пользовавшаяся большими экономическими и общественными привилегиями. Среди знати не было равенства, так как она делилась согласно категориям феодальных титулов. Ян Гуан, борясь с влиянием феодалов, сократил число титулов до трех, а высший титул могли носить при суйской династии лишь братья императоров. Но уже Ли Юань восстановил ранее существовавшую титулатуру, и, таким образом, установил девять рангов. Каждый титул обеспечивался соответствующим размером полей. (Циньван мог владеть 10 тыс. му земли, цзюньван — 5 тыс., гогун — 4 тыс., цзэньгун — 3 тыс., сяньгун — 2500 му, хоу — 2 тыс., бо —1500 му, цзы —1 тыс., нань — 500 му.)

К потомственной знати причислялись некоторые аристократы без титулов «особо заслуженные», которые не были аристократами по рождению. Землевладения их также ограничивались установленными размерами и были меньше, чем титулованных семей. В Китае не существовало майората, и при многочисленности семей феодалов, имевших кроме главной жены гаремы, это приводило к дроблению крупных землевладений и борьбе между титулованной знатью.

Многочисленную прослойку господствующего класса составляли чиновники, или, как их часто называют, «ученые». Они занимали раз-


личные ступени на иерархической лестнице чинов и делились на девять рангов, а внутри ранговых групп — на более мелкие подразделения. Между чинами и рангами существовали строгие разграничения, и каждому рангу соответствовала натуральная оплата в виде определенного земельного владения или жалованья. Эта социальная группа составляла своеобразное личное дворянство феодального Китая, служившее опорой централизованной государственной власти. Все они не могли передавать по наследству ни своего звания и ранга, ни права на должностное землевладение. Но в смене поколений чиновничество пополнялось за счет семей тех же чиновников, хотя не было юридических запретов для представителей других социальных групп и классов переходить в ряды «ученых». Сильнее запретов действовал образовательный ценз. Только сдавший государственные экзамены и получивший степень образованности мог стать кандидатом на должность в государственном аппарате. Естественно, что материально обеспеченному и пользующемуся определенным влиянием чиновнику было не так трудно продвинуть своих отпрысков сквозь экзаменационные рогатки. Так обеспечивалась преемственность обширной группе господствующего класса, лишенной прямого права наследования.

Положение чиновника менялось в связи со сдачей экзаменов на более высокое звание и новым назначением. Ему также постоянно угрожала опасность спуститься по лестнице чинов, а это влекло за собой потерю положения, привилегий, экономической обеспеченности. Неуверенность в будущем служила гарантией полной покорности начальству.

Класс эксплуатируемых также не был единым. Можно предположить, что большая часть крестьян в VII в. причислялась к так называемому «доброму народу» (лянминь). В их обязанности входили обработка земли и своевременное выполнение всех видов повинностей. Но не все из них работали на поле. Некоторые семьи накопили значительное количество земли и использовали труд личнозависимых, «пришлых» и рабов.

Бедняки, которые работали сами, составляли подавляющее большинство «доброго народа». К меньшей группе принадлежали деревенские руководители, старосты, богатеи, главы родов, которых можно приравнять к непривилегированным мелким помещикам. В Китае занятие земледелием считалось почетным. Государственный податной из «доброго народа», прикрепленный к своему двору и полю, тяжело угнетаемый, юридически имел право сдавать государственные экзамены с тем, чтобы вступить в ряды господствующего класса. Однако реализовать это право удавалось лишь в самых исключительных случаях.

Жизнь крестьян-земледельцев была подчинена различным регламентам. Даже на поле, составлявшем вечное и наследственное владение (юнъе), они обязаны были сажать растения согласно государственным рескриптам и ничем не могли распоряжаться по своему усмотрению. Совершенно исключительная регламентация, учет и вмешательство в хозяйственные дела крестьян характеризуют китайское феодальное общество. Нарушение традиций и правил влекло за собой суровые кары. Почтенный земледелец-податной фактически был совершенно бесправным и не мог покинуть своего места приписки.

К «доброму народу» причисляли и ремесленников, и купцов, облагаемых податями и повинностями так же, как и крестьян. Государственная организация даже допускала наделение их половинными — против установленной для крестьян нормы — участками земли в районах, которые не были густо заселены.


В самом низу социальной лестницы находился «дешевый народ» (цяньминь). Эта прослойка включала держателей земли у частных лиц, неплательщиков налогов, личнозависимых, слуг и рабов. Все они были совершенно бесправны, а их потомки не могли претендовать на продвижение.

Социальная структура феодального общества Китая, несмотря на дробление на мелкие и мельчайшие социальные группы и воздвигнутые между ними перегородки, не исключала передвижения по иерархической лестнице. Мелкий чиновник, сдав экзамены на 1-ю или 2-ю степень учености, мог достичь высокого поста. Выдающийся сановник мог попасть в число «особо заслуженных». Даже выходец из рядовых налогоплательщиков мог вступить в ряды низших слоев господствующего класса.

Имело место и обратное движение, когда сановника понижали в должности или, более того, разжаловали в простолюдины. Да и крестьянин, осужденный за проступок, мог стать рабом. Всегда это было связано с потерей земельного обеспечения или надела.

Система государственного устройства и бюрократический аппарат в феодальном Китае складывались на основе развития опыта, накопленного в древние века. Монархическое правление с ярко выраженными признаками деспотии оставалось характерной чертой феодальных империй. Из поколения в поколение, пока оставалась возможность сохранить власть, правила одна династия императоров, но право наследования не было раз и навсегда закреплено за старшим сыном.

Верховная власть концентрировалась в особе императора, который, обладая неограниченными правами, должен был править страной на основе традиций и законов, опираясь на разветвленный бюрократический аппарат. По древним установлениям, государь считался Сыном неба, иначе говоря, представителем высших небесных сил и проводником их воли. От него требовалось, чтобы он вступал в контакт с великими предками.

При Ли Ши-мине был учрежден государственный совет, куда входили его родственники и видные сановники. Но позже этот совет потерял свое значение. Ближайшими помощниками императора считались два цзайсяна (или чжичэна). Должности эти занимали члены императорского дома или влиятельные сановники. Им чаще всего фактически и принадлежало решение государственных дел. Все, что было связано с управлением страной, направлялось через три палаты (саныиэн). Главная из них — шаншушэн ведала органами исполнительной власти, а две другие — мэньсяшэн и чжуншушэн готовили и обнародовали императорские указы, устраивали торжественные церемонии и императорские приемы. Во главе каждой из них стоял начальник и два его помощника. Первый помощник назывался левым, второй — правым.

Первой палате были подчинены шесть ведомств (любу), разделенные на две группы. К первой группе принадлежали ведомства чинов, обрядов и финансов. Ведомство чинов (либу) занималось назначением и увольнением чиновников, перемещениями по должности и награждениями. Ведомство обрядов (либу) следило за соблюдением этикета и обрядов, за нравственностью, религиозными организациями и образованием. Финансовое (доел, ведомство дворов — хубу) вело учет податных, распределяло земельные наделы, занималось обложением и сбором налогов. В этом ведомстве хранились списки населения и велся земельный учет.

Во второй группе на первом месте стояло военное ведомство (бинбу), которому подчинялись военные чины, войска, охрана границ, воен-


ные поселения на окраинах империи. Там же велся учет лошадей. Ведомству наказаний (синбу) были подчинены суды, тюрьмы, судопроизводство. Последним среди шести учреждений считалось ведомство работ (гунбу). Оно представляло собой своеобразный пережиток, сохранившийся со времен рабовладения и отражавший различие между земледелием и другими видами работ. Гунбу вело учет государственной барщины, руководило использованием трудовой повинности податного населения и организацией самих работ. Государственные отработки применялись на строительстве, земляных работах, при устройстве дорог и перевозках. В ведомствах имелись подведомства, отделы и пр.

При императорском дворце состояли особые управления, целью которых было обслуживание персоны императора, императорских палат, гаремов, охрана имущества и казны, руководство дворцовой охраной, организация приема иностранных послов и посылки императорских посольств. В ту пору казна еще не делилась на царскую и государственную, и всему, что касалось императора и его жилища, придавалась государственная важность.

Среди учреждений средневекового Китая особое место занимала палата инспекторов или цензорат (юйшитай). Обязанностью инспекторов— а они делились на три группы — было обследование всего бюрократического аппарата как в столице, так и в провинции.

Свои доклады они подавали непосредственно государю, минуя все промежуточные инстанции. Само существование такого контрольного органа должно было служить усилению центральной власти и способствовать борьбе с сепаратистскими тенденциями чиновников и феодальных властителей.

При первых правителях танской династии Срединная империя была разделена на 10 провинций (дао), в свою очередь подразделявшихся на округи (чжоу) и затем на уезды (сянь). Таких уездов в стране насчитывалось более 1,5 тыс. Округи и уезды различались по категориям в зависимости от числа податных и массы налоговых поступлений. В провинциальных центрах, в окружных и уездных городах находился соответствующий штат чиновников с начальниками во главе. Ранги чиновников отвечали занимаемым должностям. Назначения и контроль осуществляли центральные организации.

Важной функцией государственного аппарата была организация экзаменов трех степеней. Руководство процедурой испытаний возлагалось на начальников местной администрации; столичные экзамены проводились при императорском дворе. Экзаменационная система и установление степени образованности обеспечивали элементарную грамотность всех служащих. Высшая степень учености давала право на 1, 2 и 3-й ранги чинов, а вместе с тем и на замещение крупных постов в государственном аппарате. Экзаменационная система служила методом проверки благонадежности кандидатов в чиновники и воздействия на направление умов образованной части общества.

Ниже уездных центров стояли деревенские организации, которыми руководили не чиновники, а деревенские жители — старосты. Продолжая борьбу с общинно-родовой организацией, танские правители признали низшей единицей объединение четырех или пяти дворов; далее шли более значительные общинно-административные деревенские организации.

Основным принципом этих организаций считалось число дворов, а не родственные или патронимические связи. Обязанности старост на всех уровнях деревенских организаций заключались в учете насе-


ления, наблюдении за возделыванием полей и шелководством, за своевременной уплатой налогов, трудовой повинностью, обеспечением круговой поруки. Старосты отвечали за порядок и спокойствие в деревне, отправление религиозных церемоний и полную покорность крестьян. Им надлежало следить, чтобы не было беглых, разбойников и контрабандистов. Однако в деревне еще большую роль играли патронимические организации.

При императоре Ли Ши-мине по его приказу началось составление свода законов. (Закончен он был уже после его смерти.) Свод содержал перечень преступлений и наказаний, причем степень наказания зависела от того, кто и по отношению к кому совершал преступление. Так, хозяина за убийство провинившегося раба карали 100 ударами большой палки, а неумышленное убийство господина рабом или слугами каралось смертной казнью. Чиновников наказывали за бегство податных крестьян, за уклонение от обязанностей и т. д. Наказание полагалось за быструю езду по городу, за хождение ночью по улицам, за нарушение запрета ночью зажигать огонь, за неправильно прописанное врачом лекарство и т. д.

Самые жестокие кары применялись за малейшие нарушения порядка во дворце и проступки против государя. Испорченное поваром блюдо к императорскому столу тоже считалось тяжелым преступлением. Число перечисляемых преступлений было громадно. Из списка наказаний был исключен древний обычай физически калечить преступника. Конфуцианская мораль нашла отражение в признании отцеубийства тягчайшим преступлением.

С усилением централизации была связана необходимость установления единой монетной системы. В Китае имели хождение деньги, отличные по весу и стоимости, отлитые в разных частях страны. Кроме того, в обращении находились сасанидские серебряные монеты, изготовленные в Иране, и немного византийских золотых монет. Приказом Ли Ши-миня в империи устанавливалась единая монета, отлитая из бронзы, весом около 0,1 ляна.

Танское правительство выдержало напряженную борьбу, пока добилось ликвидации местных монетных дворов и соблюдения запрета пользоваться старыми денежными знаками.

Феодальная государственная организация присвоила себе монопольное право на добычу соли и руд, что давало казне значительные доходы, но ложилось тяжелым бременем на народные массы.

Танская империя обладала значительными военными силами; армия состояла из крестьян, которые призывались на военную службу и проходили обучение. Каждая провинция и каждый округ выставляли определенное число воинов, выделенных сельскими организациями. В мирное время или по окончании службы они возвращались в свои деревни, а на смену им старосты выдвигали других. Такая система вела свое начало со времени тобийского завоевания. Крестьянское войско обеспечило Танской империи успех обширных завоевательных походов. Армия была разделена на соединения, которые несли службу в столице, в провинции и в пограничных гарнизонах. Императорский дворец и столицу охраняли гвардейцы.

На границах создавались военные поселения (туньтянь), где солдаты занимались хлебопашеством и несли военную службу. Таны широко использовали конное войско кочевников. Военные командиры считались стоящими ниже гражданских чиновников и имели меньшее экономическое обеспечение. Но при Танах такой порядок еще не влиял на состояние военного дела.


Внешняя политика и внешние отношения

Слабой стороной Срединной империи продолжала оставаться незащищенность ее границ. Между тем консолидация внешнего положения империи способствовала бы упрочению позиций господствующего класса внутри страны. Средствами достижения внешнеполитических целей служили сложная дипломатия и открытые войны. Наиболее характерными дипломатическими приемами были натравливание одних племен на другие, разжигание внутриплеменнои розни, привлечение в качестве союзников в военных действиях одних племен против других, задабривание подарками племенной верхушки, присвоение им титулов, династические браки. Широкое применение получило также приглашение представителей правящих родов в качестве почетных заложников ко двору императоров, где им прививались «нужные» понятия.

Отмеченные методы наиболее ярко проявились на примере отношений Китая с Тюркским каганатом. Это было обширное объединение племен, обитавших в Центральной Азии, под эгидой тюркских племен и их султанов. Ко времени образования в Китае единой империи этот племенной союз распался на Восточный и Западный каганаты. Однако оба они сохранили значительную военную силу, и Китай неоднократно подвергался опустошительным набегам тюркской конницы. Во время борьбы за объединение страны в конце VI в. некоторые китайские феодалы даже признавали свою зависимость от тюрок. Первые императоры из династии Тан одно время были вынуждены платить султану Селиму дань. Лишь в 624 г. Китаю удалось успешно отразить очередное тюркское вторжение. А в 629—630 гг. был осуществлен грандиозный поход против тюрок, закончившийся полным разгромом Восточного каганата. Султан Селим попал в плен, часть тюрок откочевала на другие места, а значительная часть их прежней территории (к югу от пустыни Гоби) была включена в состав Танской империи.

Война 630 г. ставила цель защитить земледельческие районы страны от вторжений кочевников. Но после победы в этой войне танские феодалы предприняли целую серию захватнических походов. Главным направлением их агрессии стал Великий шелковый путь. Первый большой поход танские войска совершили против мирного государства Гаочан, расположенного в Турфанской низменности, и в 640 г. уничтожили его. Затем они начали войны против уйгур и Западного тюркского каганата, которые продолжались много лет. В 645 г. уйгурские армии вторглись в Шэньси, но китайцы отразили их нападение. Следующий поход, возглавленный китайским полководцем Су Дин-фаном, привел в 657 г. к полному поражению Западного каганата. Характерно, что на этот раа китайцы действовали в союзе с уйгурами. Последовавшее возрождение Западного каганата было недолгим. Он пал в 679 г. под ударами китайцев, вступивших теперь в союз со Вторым Восточным каганатом.

Китайские гарнизоны были размещены в населенных пунктах по Великому шелковому пути вплоть до Урумчи. Попытки танского правительства удержать восточный отрезок этого пути (от Урумчи до Чанъани) под своим контролем свидетельствуют о том значении, которое придавалось внешней торговле и дипломатическим связям империи со странами Запада, осуществлявшимся в VII—IX вв. по этому каналу. Вместе с торговыми караванами из различных городов и государств Средней Азии в Китай и из столицы Танской империи в Среднюю Азию и далее на запад шли послы, путешественники, паломники. Значительно расширился круг стран и народов, поддерживавших с Китаем


дипломатические отношения. Например, в китайских источниках в 648 г. отмечено прибытие первой посольской миссии от киргизов. Сведения иноземцев, прибывавших в Китай, а также китайских путешественников позволили уточнить и расширить географические знания китайцев о далеких странах Запада.

Продвижение китайцев в Центральную Азию облегчалось не только упадком могущества тюрок, но и тем, что в середине VII в. под ударами арабов происходил распад некогда могучей и распространявшей здесь свое влияние персидской державы Сасанидов. Последний сасанидский царь ЙездигердШ (632—651) бежал в Мерв (Мары) и просил заступничества у Китая. Его сын и внук нашли убежище в Чанъане, где и оставались при дворе императора.

Около 100 лет Танская империя удерживала под своей властью часть Великого шелкового пути, что имело немаловажное значение для связей Китая со Средней Азией. В целях отражения нападений тюрок и тибетцев на торговый путь в 702 г. в Урумчи было создано наместничество Бэйтин. Однако в течение всего VIII века Китай постепенно терял свои позиции. Последней попыткой Танской империи распространить свое влияние еще дальше на запад был поход в 751 г. 30-тысячной армии Гао Сянь-чжи. Отправившись из Урумчи, китайцы пересекли Тяньшань и здесь, в битве у р. Талас, потерпели поражение от арабов. После этого попытки китайского проникновения в Среднюю Азию прекратились.

На северо-востоке главным объектом захватнической политики китайской империи была Корея. Военные действия Китая направлялись главным образом против государств Когурё и Пэкче (в северной и югозападной частях Корейского полуострова). Государство Силла (на юговостоке этого полуострова) выступало союзником китайцев. Наиболее ожесточенной была война 611—614 гг. Китайцы трижды предпринимали крупные походы в Корею, и все они кончались неудачей. Из 350-тысячной армии, вторгшейся туда в 612 г., в Китай возвратились лишь около 3 тыс. человек.

Тяготы военных походов и особенно неудачных корейских войн послужили одним из толчков к широкому выступлению народных масс, которое привело к падению династии Суй.

В правление танского императора Ли Ши-миня продолжалось завоевание Кореи. Сам император принимал участие в походах. В 645 г. китайским войскам удалось приблизиться к стенам г. Пхеньяна, но под натиском сил противника они вынуждены были отступить.

В 660 г. 100-тысячная китайская армия высадилась на юге Кореи и разгромила Пэкче. Но окончательное падение этого государства произошло в 663 г., когда китайцы в союзе с Силла нанесли поражение японскому флоту, прибывшему на помощь Пэкче. Одновременно китайские армии вторглись и с севера. Однако Пхеньян им удалось взять лишь в 668 г. Государство Силла признало себя вассалом Китая. Территории Когурё и Пэкче были разделены на девять военных губернаторов и формально присоединены к Китаю. Пхеньян стал центром пров. Аньдун (Умиротворенный Восток). Но корейский народ вскоре поднялся на борьбу за изгнание поработителей, и Корея объединилась во главе с государством Силла. Китайцам пришлось отступить и перенести административный центр в Ляонин.

Танские власти продолжали свою традиционную политику разжигания вражды между крупными племенами киданей и мохэ. Когда же в 698 г. на территории нынешнего Приморского края, нижнего Приамурья и Восточной Маньчжурии было провозглашено новое государ-


ство, известное под названием Бохай, китайские дипломаты тщетна пытались использовать его против корейцев. В 705 и 713 гг. бохайских владык посетили послы Танской империи, и между их государствами завязались торговые отношения.

В начале VII в. Китай установил первые официальные связи с Японией. В 607 г. в страну прибыли японские послы для переговоров. Сильный китайский флот совершал экспедиции на острова Тайвань и Рюкю, (Люцю), откуда корабли возвращались с богатой добычей. Позднее с островитянами поддерживались посольские отношения.

Активность внешней политики приводила танских властителей к новым столкновениям. В начале VII в. китайские войска разгромили племя тогонцев, родственных сяньбийцам, живших в районе современной провинции Цинхай. Их земли были включены в состав китайской империи. После возникновения первого тибетского государства его царь Сронцзангамбо направил в 634 г. в Чанъань своих послов. Вскоре из-за тогонцев началась война между Китаем и Тибетом. Тибетские войска несколько раз вторгались в Сычуань. Лишь в 647 г. был заключен мир, скрепленный браком Сронцзангамбо с китайской принцессой Вэнь Чэн. В Лхасе поселились китайские чиновники, военные, купцы. В конце VII в. тибетцы стали нападать на Великий шелковый путь и имперские армии терпели поражения. Согласно мирному договору 882 г. Китай терял свое влияние в Тибете.

Начало официальных отношений между Китаем и Индией относится к VII в. В 641 г. в Чанъань прибыли послы правителя северного индийского государства Харши. Посольский обмен был прерван распадом державы Харши. Когда китайские послы Ван Сюань-цэ и Цзян Ши-жэнь в 645 г. направились в Индию из Лхасы, на них было совершено нападение. Ван Сюань-цэ удалось бежать в Тибет, где он собрал отряд из 8 тыс. конников и вторгся в Северную Индию. Он осуществил победоносный поход в долину Ганга, захватил большую добычу и пленных, которые были направлены в Китай. Впоследствии его несколько раз отправляли в Индию в качестве посла. В VII—VIII вв. ответные посольства в Китай приходили из Кашмира, Магадхи, Гандхары, из княжеств Южной Индии и Цейлона.

Частые военные столкновения с соседними племенами происходили на юго-западных границах. Племена айлао, родственные тайцам и северобирманским шанам, образовали в Юньнани государство Наньчжао. Войны с Наньчжао, и в частности кампания 754 г., как правило, кончались поражением Китая.

Захватническая политика китайских феодалов распространялась и в южном направлении. В 602—603 гг. их войска вторглись в северную часть современного Вьетнама, а в следующем году они приблизились к столице государства Тямпа. Однако вскоре они были вытеснены из Тямпы, а в Северном Вьетнаме в 679 г. было учреждено наместничество Аньнань (Умиротворенный Юг).

С другими странами Юго-Восточной Азии — с Камбоджей, островной империей Шривиджайей, Читу (на юге Малакки)—Китай поддерживал посольские связи.

Китайское правительство пыталось использовать обмен посольствами для поддержания своего авторитета как на международной арене, так и внутри страны. Основные приемы дипломатии были выработаны в Китае еще в древности. Однако со времени существования единой империи в VII—IX вв. они приобрели законченность, сложились в стройную систему. Сутью ее, как повелось издревле, был китаецентризм,т. е. признание Китая главенствующим в мире государством, которому в


лице императора должны подчиняться все зарубежные страны. Посольства, откуда бы они ни прибывали в Китай, обязаны были объявлять о покорности пославших их, а привезенные дары называть данью.

Сложился особый церемониал приема послов, долженствующий, по мнению китайских феодалов и чиновников, символизировать покорность прибывших. Властители стран, приславшие посольства, объявлялись вассалами императора, им отправляли «милостивые» распоряжения быть тем, чем они были и без того, т. е. правителями своих народов. В знак особой милости им передавали ритуальные регалии власти, подарки, китайскую одежду, иногда награждали почетными титулами.

Естественно, такой чисто внешний и номинальный сюзеренитет признавался только самими китайцами. Иноземные государства вовсе не считали себя вассалами и рассматривали свои отношения с империей как равные. Доктрина китаецентризма, по мысли китайских политиков, должна была служить возвеличиванию страны на международной арене и в глазах собственных подданных. Однако в некоторых случаях имел место вассалитет как определенная форма зависимости. Но он определялся не соблюдением установленных норм в обмене посольствами, а реальным соотношением сил и конкретной ситуацией. Например, вполне реальной была зависимость от Китая вождей некоторых тюркских и других кочевых племен после их разгрома, временный вассалитет корейского государства Силла или государства Наньчжао в момент его ослабления. Такая зависимость обусловливалась реальным давлением и военной угрозой со стороны Китая.

До конца VII в. китайское правительство проводило экспансионистскую внешнюю политику, а в первой половине VIII в. пыталось удержать завоеванные позиции. Со второй половины VIII в. началось неуклонное ослабление этих позиций. Междоусобицы, возникшие в середине века в Китае, неизменно сопровождались привлечением воинских сил кочевников и вторжением иноземцев. Китай окончательно потерял свое влияние в Тибете, и в 763 г. тибетцы заняли столицу империи — г. Чанъань. В последующие годы не прекращались набеги тибетцев и уйгуров. В 50-х годах государство Наньчжао завладело частью китайских земель, и контроль над восточным отрезком Великого шелкового пути был потерян.

Значение усиления внешних связей Китая в VII—VIII вв. не исчерпывается военно-политическим аспектом. Этот этап в истории внешних сношений Китая характеризуется расширением внешнеторговых и культурных связей с зарубежными странами. В Китай неоднократно прибывали посланцы арабских халифов. В источниках имеются сведения о приезде посольства византийского императора в 640 г.

Оживленные торговые связи поддерживались Китаем с Передним Востоком не только через материковый Великий шелковый путь, но и морем. В «Синьтаншу» («Новой истории династии Тан») сохранились отрывки из географических трудов китайского автора Цзя Даня (730— 805). В них, в частности, повествуется о семи различных путях из Китая в зарубежные края. Один из таких путей протянулся от Гуанчжоу до Багдада. Там же дано подробное описание этого пути с указанием примерного расстояния от одного пункта до другого, изменения в направлении плавания и т. д.

Инициатива в торговых связях с заморскими странами принадлежала тогда главным образом купцам из мусульманского мира (арабским и персидским). В Гуанчжоу появилась обширная иноземная колония, насчитывавшая к концу IX в., по китайским данным, более 100 тыс. человек. Китайские власти, пытаясь извлечь выгоду из этой торговли,


во втором десятилетии VIII в. учредили в Гуанчжоу Управление торговых кораблей. Одновременно с арабскими купцами в Китай начинает проникать и мусульманство, первые сведения о нем в источниках встречаются под 626 г. Несколько позже, в 634 г., упоминаются христианские проповедники несторианского толка, бежавшие из стран Передней Азии.

Укреплению культурных связей с Индией спообствовали участившиеся в VII—VIII вв. визиты буддийских паломников и проповедников.

Значительное расширение связей Китая с внешним миром объяснялось экономическим и культурным подъемом, происходившим не только в Китае, но и во многих феодальных государствах Востока.

Религия и идеология

В условиях, когда основной производитель был фактически владельцем земли и обрабатывал поле собственными орудиями труда, классу эксплуататоров требовались дополнительные средства внеэкономического принуждения. Древняя примитивная религия, сочетавшая анимистические верования и поклонение культу предков, не могла служить достаточно сильным средством воздействия на массы. После падения рабовладельческого государства конфуцианство, которое было главным образом социальным учением и не имело средств для устрашения народа, потеряло свои господствующие позиции в области идеологии. Жреческая каста в Китае была уничтожена еще в глубокой древности, а конфуцианство не создало церковной организации и опиралось на светскую власть. Развивающиеся феодальные отношения нуждались в активном религиозном учении и организованной деятельности церкви.

В Китае поворот от рабовладения к феодализму был связан с распространением буддизма, проникшего на Дальний Восток из Индии. Буддийские монахи и проповедники приходили в Китай из Средней Азии и обосновывались сначала в Ганьсу, Шэньси и Хэнани. В V в. в южные царства стали прибывать через Бирму видные буддийские вероучители, которые приобрели особое влияние в царствование династии Лян и добились для себя различных льгот при дворе. Буддийское учение, распространивш


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: