То же, с конспекта

Бремя «Великих реформ» оказалось не по плечу ни власти, ни общест-ву. Либералы имели шанс стать ведущей силой общественного прогресса в 60-80-е гг. XIX в., но не смогли его использовать. Это объяснялось прежде всего сложной социально-экономической ситуацией: становление класса буржуазии в России еще только началось, а интеллигенция была слишком малочисленна.

Переход к политике контрреформ имел ряд объективных предпосылок. Во-первых, реформы не привели к успокоению, к стабилизации русского об-щества (что ярко показало движение народников). Во-вторых, после первого этапа реформ неизбежно должна была наступить некоторая корректировка их дальнейшего хода. Но для такой корректировки у правительства не хватало компетентных специалистов, ибо в первые пореформенные годы консерва-тивные бюрократические слои правящей верхушки оттолкнули от себя либе-ральных реформаторов из земских организаций.

В 1881 г. было утверждено «Положение об усиленной и чрезвычайной охране», дававшее губернским властям чрезвычайно широкие полномочия, в т.ч. право высылать из губернии нежелательных властям лиц, закрывать предприятия, передавать дела на рассмотрение военного суда вместо граж-данского, закрывать учебные заведения, приостанавливать издание газет и журналов. Это временное «Положение 14 августа 1881 г.» действовало вплоть до Февральской революции.

По закону 1889 г. для управления крестьянскими делами на местах вводилась должность земского начальника (из «местных потомственных дво-рян»). Он имел право налагать штрафы и аресты на крестьян (до тех дней). Деятельность сельского схода ставилась в полную зависимость от земского начальника. Судьи в волостной сельский суд и другие должностные лица во-лости назначались земским начальником из числа «предложенных общест-вом» кандидатов.

В 1890 г. было принято новое положение о земских учреждениях, а в 1892 г. – новое «городовое положение». Эти документы существенно расши-рили преимущества дворян в структурах местного самоуправления, а сами эти органы поставили под контроль государственных организаций. В 1881 г. была создана «Священная дружина» - добровольная тайная контрреволюционная организация, призванная дополнить деятельность по-лиции и жандармерии.

Подавив радикальные политические течения, правительство пыталось направить общественную энергию на решение практических вопросов мест-ной жизни. Это было время так называемых «малых дел», когда люди не строили планы социального переустройства всего общества, а занимались будничной, профессиональной работой. «Ситцевая» Россия покрывалась се-тью железных дорог, фабрик и заводов, школ и училищ. Активизировалась просветительская, издательская, меценатская деятельность.

Доп инфа

Реформы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: