double arrow

Влияние Географии на Экономику


Географическое положение

Если рассмотреть температурную карту Европы, то очень хорошо видно, что потепление климата наблюдается не с севера на юг, как у большинства других местностей северного полушария Земли, а с востока на запад. Причина этого в том, что Европу омывает мощнейшее тёплое течение планеты - Гольфстрим, текущий с запада на восток.

Гольфстрим несёт не только тепло, но и огромные массы теплой влаги, которые затем в виде дождей орошают земли Европы. По мере продвижения масс воздуха от океана дальше на континент, они все более охлаждаются и теряют влагу. До России они иногда доходят в виде циклонов, несущих оттепели и дожди - так называемые "атлантические воздушные массы". Следовательно, чем дальше на запад, тем холоднее, и засушливее климат Европы.

Например, в Англии никогда за ее историю не было засухи, напротив ее символ - теплый туман (Туманный Альбион!), в Англии никогда не было морозов в минус 10о С - на Трафальгарской Площади в Лондоне свободно растут пальмы! В то же самое время, на той же самой широте в России обычны морозы ниже тридцати, с повторяющимися раз в 3-4 года серьёзными засухами.




То есть в Европе складывается уникальная и исключительная для нашей планеты ситуация - климат становится теплее не с севера на юг, а с востока на запад. Например, в Ленинграде теплее, чем в Москве, хотя "Питер" и находится гораздо северней.

Как видно из климатической карты Европы, климат Скандинавского полуострова, вдоль побережья которого проходит Гольфстрим, во многом соответствует климату нашей Кубани. Так на юге Швеции вызревает виноград. Но это если брать в расчет среднегодовые температуры, в реальности климат Кубани намного суровее Шведского. В степных областях там обычны жестокие засухи и нередки тридцатиградусные морозы. Даже в курортной Анапе в 2005 году зимой была зафиксирована температура минус 32. В Швеции и Дании этого не бывает никогда.

Более холодный климат России имеет очень серьёзные следствия для нашей экономики.

Нам, в отличие от западноевропейцев, жизненно необходимо отапливать помещение не менее 6-8 месяцев в году, тогда как в Европе отопление обычно необходимо только 3-4 месяца и бедняки могут обходиться без него - по большей части отопление для них есть вопрос комфорта, а не выживания. В России без отопления не выживет никто. Россия без преувеличения является самой холодной страной мира.

Это всё означает, что просто для элементарного выживания, русскому человеку необходимо тратить намного больше средств, нежели западноевропейцу. Русский вынужден тратить на:

-- Отопление жилища.

-- Утепленную конструкцию дома, которая должна быть гораздо более капитальной, чем западноевропейская: более толстые стены, для уменьшения теплопотерь требуют мощного фундамента ниже уровня промерзания почвы иначе любая каменная конструкция после первых морозов пойдет трещинами. Стоимость фундамента иногда составляет до трети стоимости всего дома. В то же самое время, в Западной Европе часто дома строятся вообще без фундамента - на забетонированной площадке. Все это значит, что стоимость строительства любых зданий в России в разы больше, чем на Западе.



-- Особую конструкцию и отопление промышленных строений, иначе в них будет невозможно работать. Даже крыши должны конструироваться с учетом тяжести снега. Это очень серьёзно откладывается в себестоимость производимой заводом продукции.

-- Тёплую одежду, способную согреть человека при температурах в десятки градусов мороза.

-- Жизненной необходимостью является гораздо бСльшее количество калорийного пропитания. Организм должен иметь "топливо" для своего "отопления". Отсюда высока доля жирной пищи в рационе питания русских - сало, масло и пр. Производство высококалорийной пищи всегда было самым дорогостоящим.

-- Значительные транспортные издержки дает и малое количество незамерзающих портов. Давно известно, что самый дешёвый транспорт - речной и морской. По воде можно с наименьшими затратами перевозить наибольшие количества грузов на наибольшие же расстояния. В нашей стране, такие незамерзающие порты есть на Чёрном, Азовском морях, На Балтике, западной части Северного Ледовитого океана в районе Мурманска, а так же Владивосток и Находка на Тихом Океане. Речное же судоходство на всех реках заканчивается с осенним ледоставом. По этой причине, зимой большинство грузов перевозится более дорогим, сухопутным транспортом. В отличие от России все страны Западной Европы, имеющие морские границы или/и судоходные реки, имеют незамерзающие порты. У них море и реки никогда не замерзают. Отсюда же и неизмеримо меньшие затраты на транспортировку различных грузов в Западной Европе, нежели в России.



Все это складываясь, дают то, что себестоимость ЛЮБОЙ продукции, произведённой на территории России, при равной производительности труда в разы выше, чем на Западе.







Сейчас читают про: