Крестьянский сход

Взаимопомощь и взаимоподдержка

Коллективный труд максимально эффективен только в условиях взаимопомощи и взаимоподдержки. Каждый должен был помогать каждому, если таковая нужда появлялась. Особенно это проявлялось когда кто-либо, попадал в беду.

Это правило распространялось не только на людей своей общины, но и на людей даже совершенно незнакомых. Нарушение этих неписанных правил считалось очень серьёзным грехом. Например, путника, постучавшегося в любой дом было немыслимо не пустить переночевать и обычно, не накормить. Оставить человека на улице в холодный период года в России обычно означало убить его.

Типичный для русских сказок сюжет - это когда нехорошие люди выгоняют девушку зимой в лес, чтобы погубить ее. Ее спасение же, как раз и начинало сказочный сюжет - спасти человека в России в таких обстоятельствах, человека без дома, могло только чудо.

Этому немало способствовало то, что все люди считались братьями и сёстрами членами великой Семьи. А поэтому, для русских типично обращение к незнакомым людям такое как: "тётя", "дядя", "дед", "бабушка", "отец", "мать", "брат", "сестра".

Высшим законодательным органом в общине всегда был крестьянский сход. Решения, принятые на нембыли строго обязательны к исполнению для всех без исключения.

Решения, принимались в ходе свободной дискуссии между всеми, участвовавшими в сходе. Согласно русским традициям в ходе обсуждения участники должны были прийти к мнению, которое бы устраивало всех. Для этого каждый обязан был поступиться частью своих интересов для согласования с мнением других. После выработки устраивавшего всех решения иногда проводилось голосование, которое было ритуалом выражения общего согласия. Но голосовали далеко не всегда.Согласиебыло главнейшим принципом существования общины.

Аналогичная структура с аналогичными функциями была и в среде казачества.

Обязанность участвовать в сходе сформировала в крестьянах способность изучать и учитывать все нужды всего "Мира". Это привело к тому, что обсуждались и обдумывались свободно не только нужды внутриобщинные, но и политические проблемы государства.

"И что меня поражало, когда я слышал мужицкие рассуждения на сходках - это свобода, с которой говорят мужики. Мы говорим и оглядываемся, можно ли это сказать? А вдруг притянут и спросят. А мужик ничего не боится. Публично, всенародно, на улице, среди деревни мужик обсуждает всевозможные политические и социальные вопросы и всегда говорит при этом открыто все, что думает. Мужик, когда он ни царю, ни пану не виноват, то есть заплатил все, что полагается, спокоен. Ну, а мы зато ничего не платим" (А.Н.Энгельгардт, "Письмо шестое").

Примечание: А. Н. Энгельгардт - российский помещик, живший в середине 19-го столетия, оставивший подробные описания быта села того времени в своих "Письмах из деревни".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: