Семинар 1. Зарождение человечества. Первобытное общество. Первые цивилизации.
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
1. Раздаточные материалы.
а) Документы из Хрестоматии по истории России (Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт.-сост. А.С. Орлов В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2010 -592 с.).
В хрестоматии опубликованы документы по истории России с древнейших времен до наших дней. Наряду с известными материалами по ключевым проблемам отечественной истории в ней представлены источники, ранее не включавшиеся в документальные учебные пособия. Методика использования документов зависит от характера содержащегося в них материалы (реконструкция события или факта, анализ документов на предмет выяснения причин или сущности событий и явлений, сопоставления и сравнения с аналогичными историческими явлениями и др.).
б). Событийно-проблемные, биографические и хрестоматийно-литературные задачи.
в). Репродукции произведений искусства (определение вида и жанра искусства, особенностей художественного стиля, авторства наиболее значимых произведений).
|
|
г) Исторические карты–атласы (анализ карт при изучении экономического развития, военных действий, международных отношений, социальных движений и др.)
2. Тематика рефератов, эссе и творческих заданий (в планах семинарских занятий).
- Возникновение жизни на Земле. Происхождение человека. Основные этапы антропогенеза.
- Эпоха родовой общины. Особенности первобытнообщинного строя. Древнейшие обитатели территории России.
- Переход к производящему хозяйству. Становление цивилизации.
- Древнейшие цивилизации: общее и особенное в их развитии.
При ответе на первый вопрос кратко расскажите об основных теориях возникновения земной жизни и происхождения человека. Назовите основные причины и движущие силы процесса антропогенеза. Охарактеризуйте его основные этапы.
Отвечая на второй вопрос, укажите основные особенности первобытнообщинного строя. Особое внимание уделите происхождению и развитию общинно-родовой организации, брака и семьи, духовной культуры и религии. Расскажите о первых человеческих коллективах, осваивавших земли современной России и близлежащих стран.
Ответ на третий вопрос должен включать объяснение причин т.н. «неолитической революции», в результате которой начался переход человечества от присваивающей к производящей экономике. Необходимо сказать об обстоятельствах разложения первобытного общества, формировании частной собственности, зарождении эксплуатации и общественных классов. Также нужно показать, как изменение типа хозяйства привело к возникновению государства и первых цивилизаций.
|
|
В ответе на четвертый вопрос дайте краткую характеристику древнейшим цивилизациям (Египет, Месопотамия, Индия, Китай). Постарайтесь выделить специфические черты в развитии каждой из них. Расскажите о вкладе древнейших цивилизаций в общую историю человечества.
Вопросы для самоконтроля
1. Когда, где и почему появились древнейшие люди?
2. Перечислите основные этапы антропогенеза и назовите их движущие силы.
3. Назовите основные черты периода первобытности в истории человечества.
4. Где и когда по археологическим данным появились первые люди на территории современной России?
5. Какие первобытные религии вы знаете, и в чем состоят их отличительные особенности?
6. Когда, как и почему возникло искусство?
7. Что такое "неолитическая революция" и каковы ее последствия?
8. Каковы причины зарождения государства?
9. В каких государствах древнего Востока «деспотическая» форма правления достигла наибольшего развития?
10. Когда и почему возникло рабство?
11. Чем египетский вариант развития общества и государства отличался от месопотамского?
12. Что представляла собою общинно - кастовая структура, оформившаяся в Индии к концу древности?
13. В чем состояли причины образования общекитайской империи Цин и меры, с помощью которых обеспечивалась централизация Древнего Китая?
14. Назовите основные черты империй древности.
15. Назовите самые известные памятники культуры, оставленные древнейшими цивилизациями.