double arrow

Формы текущей и промежуточной аттестации

3

Контроль над освоением студентом дисциплины

Информационные технологии и ресурсы

Основные образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные технологии, активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работа, лекции с элементами проблемного изложения, тестирование, решение ситуационных задач, дискуссии.

История России с древнейших времен до наших дней http://rushistory.stsland.ru

Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России http://lants.tellur.ru/history/

Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала http://historydoc.edu.ru

Historic.Ru: Всемирная история http://www.historic.ru

Всемирная история в лицах http://rulers.narod.ru

Всемирная история: единое научно-образовательное пространство http://www.worldhist.ru

ХРОНОС — Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru

Приборы, материалы и оборудование

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, программа Power Point, демонстрационная доска. На лекционных занятиях используется мел и доска.




Дидактические материалы[1] :набор историко-географических карт, мультимедийные презентации по темам лекций.

Исторические карты:

  1. Русь в IХ–н. ХII в.
  2. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в ХIII в.
  3. Северо-восточная Русь в первой половине ХIV в.
  4. Российское государство во 2/2 ХV – н. ХVI в.
  5. Русские княжества в ХII- н. ХIII в.
  6. Смутное время в России в н. ХVII в.
  7. Российская империя во 2/2 XVII в.
  8. Российская империя в 1725–1763гг. (Европейская Часть)
  9. Экономическое развитие России в ХVII в. (Европейская Часть)
  10. Российская империя в 1762–1800гг. (Европейская Часть)
  11. Российская империя в первой половине ХVIII в.
  12. Российская империя в ХVIII в.
  13. Революция 1905–1907 гг. в России.
  14. Россия в 1907–1914 гг.
  15. Первая мировая война (1914–1918гг.)
  16. Становление Советской России. 1917–1922гг.
  17. Великая Отечественная вой на Советского Союза 1941–1945гг.
  18. Союз Советских Социалистических Республик (1946–1991)
  19. Содружество независимых государств.
  20. Карта Российской Федерации.
  21. Важнейшие географические открытия и колониальные захваты.
  22. Византийская империя и славяне в VI–XI вв.
  23. Европа в ХVI – первой половине ХVII вв.
  24. Европа в 1815-1949 гг.
  25. Европа в 50-60-х годах XIX в.
  26. Европа после Первой Мировой войны.
  27. Европа в 1924-1939 гг.
  28. Западная Европа в XI – начале XIII вв. (Крестовые походы).
  29. Российское государство в XVII в.
  30. Россия в XIX в. – начале XX столетия.
  31. Территориально-политический раздел мира 1871–1914 гг.
  32. Российская Федерация сегодня.

Текущий контроль:

●Входное тестирование на 1-м семинарском занятии для выявления уровня остаточных знаний по истории



● текущий контроль - использование бально-рейтинговой системы;

Промежуточный контроль:

● промежуточная аттестация на основе бально-рейтинговой системы.

Текущий контроль

Текущий контроль над освоением студентом дисциплины «История» проводится на практических занятиях (семинарах) в форме коллоквиума по вопросам планов семинарских занятий. К практическим занятиям студенты готовят по свободному выбору рефераты и доклады, обсуждение, которых является частью самостоятельной работы на семинаре.

Основой для определения оценки на экзаменах служит объём и уровень усвоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой соответствующей дисциплины.

При определении требований к экзаменационным оценкам по дисциплинам с преобладанием теоретического обучения предлагается руководствоваться следующим:

- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные РПД, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала;



- оценки «хорошо»заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;

- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешности непринципиального характера в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

С учетом изложенных критериев и специфики конкретных дисциплин устанавливаются требования к оценке знаний на экзаменах.

Тестовые задания (входное тестирование) [2]

Проверка остаточных знаний у студентов проводится в целях:

- получения необходимой информации о выполнении ими образовательной программы;

- оценки уровня усвоения учебного материала, степени достижения цели обучения;

- стимулирования самостоятельной работы студентов при изучении курса «история».

Тестовые материалы имеют 4 варианта теоретических вопросов.

Критерии оценки остаточных знаний определены следующим образом:

Оценка «отлично» - 33-38 правильных ответов

Оценка «хорошо» - 26-32 правильных ответов

Оценка «удовлетворительно» - 19-25 правильных ответов

Оценка «неудовлетворительно» - менее 19 правильных ответов

Ключ ответов

Номер вопроса Правильные ответы
1. 4.
2,3
БАГВ
А2 Б4 В1 Г3
ГАВБ
А2 Б5 В3 Г1
А5 Б3 В1 Г2
А2 Б5 В1 Г3
ГАВБ

1. В какие годы произошли события, связанные с борьбой населения русских земель против иноземных вторжений?

1) 941 г., 945 г.

2) 980 г., 988 г.

3) 1097 г., 1147 г.

4) 1240 г., 1242 г.

2. Первый свод законов Русская Правда был создан в правление

1) Владимира Святославича

2) Ярослава Мудрого

3) Владимира Мономаха

4) Святослава Игоревича

5)

3. Высшее должностное лицо в Великом Новгороде в XII-XV вв. называлось

1) тиуном

2) баскаком

3) воеводой

4) посадником

4. Важнейшим результатом деятельности Земского собо­ра 1613 г. считается то, что на нем

1) был подписан мир с Польшей

2) было положено начало новой царской династии

3) самодержавие было ограничено сословно-представительной Думой

4) был принят новый свод законов

5. Кто из названных лиц был противником церковных реформ патриарха Никона?

1) Сергий Радонежский

2) патриарх Филарет

3) протопоп Аввакум

4) Иосиф Волоцкий

6. Что из названного было характерно для дворцовых пе­реворотов середины XVIII в.?

1) активное участие гвардии

2) решающая роль иностранных дипломатов

3) поддержка со стороны широких масс горожан

4) ограничение власти новых правителей

7. В результате Северной войны Россия получила

1) Смоленские земли

2) выход к Балтийскому морю

3) Новгородские земли

4) Финляндию

8. Прочтите отрывок из летописи и укажите, в чье прав­ление произошли описываемые события.

«В том же году пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою... Князь же великий послал своего сына и брата и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река...»

1) Дмитрия Донского

2) Ивана III

3) Ивана IV

4) Бориса Годунова

9. Временнообязанное положение крестьян существовало в России в

1) 1816-1841 гг.

2) 1856-1861 гг.

3) 1861-1883 гг.

4) 1881-1905 гг.

10. В конце XVIII — начале XIX в. Россия участвовала в коалициях, направленных против

1) Пруссии

2) Англии

3) Франции

4) Австрии

11. Участок земли, полученный крестьянином в результа­те реформы 1861 г., назывался

1) наделом

2) отрубом

3) хутором

4) имением

12. Что из названного связано с понятием «аракчеевщина»?

1) создание Корпуса жандармов

2) учреждение военных поселений

3) издание указа о трехдневной барщине

4) введение циркуляра «о кухаркиных детях»

13. Что послужило поводом для начала Крымской войны 1853-1856 гг.?

отказ России присоединиться к континентальной блока­де Англии

конфликт из-за христианских святынь в Иерусалиме

наступление английских и французских войск на Сева­стополь

4) подавление Турцией восстания в Болгарии

14. Прочтите отрывок из доклада следственной комиссии, представленного Николаю I, и укажите фамилию человека, о котором идет речь.

«<Он>, еще с юношества заразившись либеральными по­нятиями, которые, по окончании в 1841 г. университетского курса, в нем еще более укоренились от усвоенных им соци­альных и коммунистичееких идей... возымел замысел на нис­провержение нашего государственного устройства... с 1845 года начал действовать уже в духе пропаганды и собирать у себя, в известные дни, знакомых ему учителей, литераторов, студентов, кончивших или оканчивающих курс, и вообще лиц из разных сословий. На сходках сих происходили либераль­ные разговоры, читались лекции и речи в духе социализма и коммунизма, нападали на религию и верование во все святое, осуждали наше государственное управление,... порицали пра­вительственные лица и даже священную особу Вашего Импе­раторского Величества...»

1) П.Я. Чаадаев

2) А.И. Герцен

3) М.В. Петрашевский

4) В.И. Ульянов

15. Какое из названных событий произошло позже всех других?

1) II съезд Советов

2) роспуск Учредительного собрания

3) Корниловский мятеж

4) создание Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК)

16. Международная организация коммунистических пар­тий, руководящие органы которой находились в 1920-1930-е гг. в Москве, называлась

1) Коминформом

2) Рабочим Интернационалом

3) Союзом коммунистов

4) Коминтерном

17. Курс на сплошную коллективизацию сельского хо­зяйства предусматривал

1)передачу всей земли совхозам

2) создание агрогородов на селе

3) объединение единоличников в колхозы

4)переселение в деревню рабочих

18. Что из названного относилось к причинам диплома­тического признания советского государства странами Запада в середине 1920-х гг.?

1) надежда получить долги царского правительства

2) намерение прекратить деятельность Коминтерна

3) необходимость противостоять германской агрессии

4) стремление использовать природные ресурсы и рынок советской страны

19. Прочтите высказывание немецкого военачальни­ка Ф. Гальдера, относящееся к концу 1930-х гг., и укажите, что из перечисленного было причиной описываемого поло­жения.

«Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 г. России потре­буется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты».

1) отсутствие в СССР высших военных учебных заведений

2) невнимание руководителей государства к укреплению армии

3) репрессии против командного состава армии

4) потери в офицерском составе во время военных операций в Польше

20. Какое произведение было создано в блокадном Ле­нинграде?

1) поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

2) роман К. М. Симонова «Живые и мертвые»

3) рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»

Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича

21. Прочтите отрывок из документа, принятого на конфе­ренции руководителей Великобритании, США и СССР, и укажите название этой конференции.

«Мы договорились об общей политике и планах прину­дительного осуществления условий безоговорочной капи­туляции, которые мы совместно предпишем нацистской Германии после того, как германское вооруженное сопро­тивление будет окончательно сокрушено. Эти условия не будут опубликованы пока не будет достигнут полный раз­гром Германии...»

1) Московской

2) Тегеранской

3) Ялтинской

4) Потсдамской

22. В каком ряду названы годы, отмеченные выступле­ниями советских граждан против проводившейся государст­венной политики?

1) 1946 г., 1953 г.

2) 1957 г., 1961г.

3) 1962 г., 1968 г.

4) 1972 г., 1977 г.

23. Что из названного произошло в СССР в первые по­слевоенные годы?

1) принятие новой Конституции страны

2) смена высшего партийного и государственного руково­дства

3) денежная реформа

4) начало освоения целинных земель

24. Что из названного было характерно для развития со­ветской культуры в период «оттепели»?

1) публикация ряда ранее запрещенных литературных
произведений

2) отмена цензуры общественно-политических изданий

3) поощрение новых течений в искусстве

4) создание первых советских звуковых кинофильмов

25. Что было одной из причин свертывания политики раз­рядки в конце 1970-х гг.?

1) ввод войск СССР и других государств-членов ОВД в
Чехословакию

2) возведение Берлинской стены

3) ввод советских войск в Афганистан

4) принятие «доктрины Брежнева»

26. Прочтите отрывок из сообщения Российского инфор­мационного агентства и укажите год, когда происходили опи­сываемые события.

«По сведениям из достоверных источников, Президент СССР М.С. Горбачев, отстраненный в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государст­вом из-за состояния здоровья», находится сейчас под домаш­ним арестом на даче в Крыму».

1) 1985 г.

2) 1989 г.

3) 1991 г.

4) 1993 г.

27. Фамилии СВ. Кириенко, Е.М. Примакова, СВ. Сте­пашина связывает то, что каждый из них был

1) участником подписания соглашений о создании СНГ

2) главой правительства РФ

3) министром иностранных дел РФ

представителем РФ в ООН

28. Расположите имена российских правителей в хроноло­гическом порядке их царствования. Запишите буквы, которы­ми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

A)Петр I

Б) Алексей Михайлович

B)Петр II

Г) Екатерина I

       

29. Какие три из названных процессов, явлений характер­ны для развития России в XVII-XVIII вв.? Обведите соответ­ствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) промышленный переворот

2) складывание всероссийского рынка

3) начало промышленного освоения Урала

широкое распространение отходничества

5) развитие мануфактурного производства

6) строительство первых железных дорог

     

З0. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ ДАТЫ

А) введение Табели о рангах 1)1703г.
Б) издание Жалованной грамоты городам 2) 1722 г.

В) основание Санкт-Петербурга 3)1740г.
Г) созыв Уложенной комиссии 4) 1767 г.

5) 1785 г.

А Б В Г
       

31. Расположите в хронологическом порядке названия ор­ганизаций и кружков, действовавших в России в XIX в. Запи­шите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу

А) кружок петрашевцев

Б) Союз борьбы за освобождение рабочего класса

B) Могучая кучка

Г) Союз благоденствия

       

32. По каким трем из названных вопросов существовали разногласия в среде декабристов? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) об отмене крепостного права

2) об ограничении самодержавия

3) о введении республиканского правления

4) о наделении крестьян землей

5) о введении всеобщего избирательного права

6) о цареубийстве

     

33. Установите соответствие между названиями течений общественного движения в России XIX в. и фамилиями их известных представителей. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ТЕЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) славянофильство 1) Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов

Б) либеральное народничество 2) А.С. Хомяков, И.С. Аксаков

В) западничество 3) Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин

Г) социал-демократия 4) В.Н. Фигнер, А.И. Желябов

5) Н.К. Михайловский, В.Г. Короленко

А Б В Г
       

34. Какие три из названных мер осуществлялись в рамках нэ­па? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) введение продналога

2) создание концессий с привлечением иностранного ка­питала

3) принятие пятилетних планов

4) национализация банков

5) установление рабочего контроля на крупных предпри­ятиях

6) разрешение рыночной торговли

     

35. Установите соответствие между названиями произве­дений советского искусства 1920-1930-х гг. и фамилиями их создателей. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ФАМИЛИИ СОЗДАТЕЛЕЙ

А) кинофильм «Чапаев» 1) М.А. Шолохов

Б) скульптура «Рабочий и колхозница» 2) И.О. Дунаевский

В) роман «Тихий Дон» 3) В.И. Мухина

Г) музыка к кинофильму «Веселые ребята» 4) А.Н. Толстой

5) Г.Н. и С.Д. Васильевы

А Б В Г
       

36. Какие три из названных понятий, терминов вошли в жизнь советского общества в годы перестройки? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) новое политическое мышление

2) реабилитация

3) диссидентство

4) гласность

5) развитой социализм

6) плюрализм

     

37. Установите соответствие между событиями и фамилия­ми их активных участников. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ

А)выступление ГКЧП 1) Б.Н.Ельцин
Б) Карибский кризис 2) А.И. Лукьянов

В)роспуск СССР 3) М.С.Горбачев
Г) введение политики гласности 4) Ю.В. Андропов

5) Н.С.Хрущев

А Б В Г
       

38.Расположите в хронологической последовательности
следующие важнейшие процессы экономического развития Рос­сии в XVII-ХХвв. Запишите буквы, которыми обозначены про­цессы, события в правильной последовательности в таблицу

А) промышленный переворот

Б) научно-техническая революция

В) индустриализация

Г) складывание всероссийского рынка

     

Промежуточный контрольэкзамен

Вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «История»

1. Понятие «история». Функции исторического знания. Исторические источники: их виды и типы. Методы исторической науки. Историография отечественной истории.

2. Происхождение и развитие человека. Общая характеристика первобытного общества. Древнейшее население на территории России.

3. Древневосточные цивилизации: общее и особенное. Древнейшие государственные образования на территории России и её соседей.

4. Основные этапы развития античных цивилизаций. Племена и государства античной эпохи на территории России и её соседей.

5. Становление и особенности цивилизации средневековой Европы. Восточные славяне в древности.

6. Образование Древнерусского государства. Киевская Русь в X-XI вв.

7. Феодализм в Европе и на Руси: экономические, социальные, политические структуры. Раздробленность Древнерусского государства. Русская культура XI-XIII вв.

8. Цивилизации Востока в Средние века. Монгольская империя. Борьба Руси с иноземными завоевателями в XIII в.

9. Образование Русского централизованного государства и его устройство. Свержение монгольского ига.

10. Европа в позднее Средневековье. Ренессанс и реформация. Русская культура XIII-XVI вв.

11. Иван IV Грозный – первый царь Московский. Реформы, опричнина, внешняя политика.

12. «Смутное время» в России: причины, суть, последствия.

13. Абсолютизм и ранние буржуазные революции в Европе. Московское царство при первых Романовых.

14. Реформы Петра I: причины, цели, содержание, характер, итоги. Утверждение абсолютизма в России.

15. Эпоха Просвещения. Дворянская империя и период дворцовых переворотов в России.

16. Американская и Великая французская революции. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Российская культура XVIII в.

17. Эпоха наполеоновских войн. Правление Александра I: реформы и реакция. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии.

18. Россия во второй четверти XIX века: внутренняя и внешняя политика.

19. Великие реформы 60-90-х гг. XIX в., их содержание и значение для модернизации России.

20. Общественно-политическое движение в России и в мире второй половины XIX в.: общее и особенное.

21. Европа и мир во второй половине XIX – начале ХХ вв. Россия в системе международных отношений.

22. Место русской культуры XIX века в мировом культурном развитии. Золотой век русской культуры.

23. Особенности российской модернизации в конце XIX – начале ХХ в.

24. Первая российская революция 1905 – 1907 гг. и её значение для развития страны.

25. Третьеиюньская политическая система. Столыпинские реформы.

26. Первая мировая война и её влияние на положение воюющих стран. Социально-политическая ситуация в России.

27. Революция 1917 г. и её международное значение.

28. Гражданская война в России. Роль иностранной военной интервенции.

29. Советское государство в условиях послевоенной стабилизации. Значение образования СССР.

30. Основные тенденции мирового развития в предвоенное десятилетие (1928-1939гг.).

31. Основные направления и черты сталинской модернизации.

32. Советское общество и государство в 30-е годы: социально-политическое и культурное развитие.

33. Версальско-Вашингтонская система международных отношений и её крах. Внешняя политика СССР в 20-30-е гг. ХХ в.

34. Вторая Мировая война: причины, этапы, результаты.

35. Великая Отечественная война: характер, основные этапы. Причины и цена Победы.

36. СССР в условиях послевоенного развития и частичной либерализации общественно-политической жизни (1945-1964гг.).

37. СССР в системе международных отношений 1945-1985 гг.: «холодная война и разрядка».

38. Основные концепции мирового развития второй половины ХХ века. НТР и её социальные последствия.

39. Кризис и распад СССР.

40. Россия в современном мире. Конституция 1993 г.


[1] Раздаточный материал хранится на кафедре

[2] Различные варианты тестов хранятся на кафедре



3




Сейчас читают про: