XV-XVI вв

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тема: 3. «Формирование и укрепление централизованного государства на Руси в

XV-XVI вв.».

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В. И. Кудашов

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

Красноярск


1. Тема 3: Формирование и укрепление централизованного государства на Руси в

2. Значение темы:

в этот период формируются ценности общечеловеческой культуры (гуманизм, антропоцентризм). Укрепление государства и национального самосознания русского народа.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:

o основные исторические термины, понятия по данной теме;

o главные события Отечественной истории рассматриваемого периода.

должен уметь:

  • на основе причинно-следственных связей и знание фактов, дать анализ важнейших событий российской истории;

должен иметь представления:

  • о создании единого централизованного государства в России, об особенностях объединительного процесса и его этапах;
  • об основных особенностях экономического, социального и политического развития государства;
  • об особенностях внешней политики в период формирования единого государства и в период правления Ивана IV в.

должен иметь навыки:

  • работы с исторической картой и историческими источниками

4. Форма учебного процесса – семинарское занятие

4. 1. План семинарского занятия:

1. Внешняя политика Русского государства на рубеже ХV – ХVI вв.

2. Административные реформы царя Ивана Грозного.

3. Внешняя политика царя Ивана Грозного. Его войны.

4. Опричнина Ивана Грозного.

5. Личность Ивана Грозного.

4.2. Исходный контроль знаний –

опрос по основным понятиям и терминам темы -10 мин.

4.3. Самостоятельная работа по теме:

- заслушивание рефератов – 15 мин.

4.4. Итоговый контроль знаний:

- тематическое тестирование – 10 мин.

- решение проблемных задач – 10 мин.

- подведение итогов

5. Основные понятия и положения темы:

бояре, «дети боярские», дворяне, вотчина, поместье, сословие, духовенство, местничество, крепостничество, «заповедные лета», канон, ересь, наместник, кормление, Юрьев день, «Судебник», Избранная Рада, сословная монархия, приказы, Стоглавый собор, опричнина, земщина.

Роль внешнего фактора в объединительном процессе на Руси.

Выделение новых центров (Москва, Тверь). Укрепление экономического и политического положения Московского княжества. Дмитрий Донской. Особенности образования Российского государства. Характер объединительного процесса. Политический строй России. Усиление великокняжеской власти. Судебник 1497 г. Историческое значение образования Российского централизованного государства.

Елена Глинская. Боярское правление. Обострение социальных противоречий. Укрепление самодержавия в XVI в. Реформы 1550-1560-х гг. Создание органов власти сословно-представительной монархии. Судебник 1550 г. Политические и социальные предпосылки введения опричнины. Последствия опричнины для дальнейшего развития страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: