Методические советы

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Приступая к изучению данного вопроса, следует, прежде всего, вспомнить о важнейших исторических событиях конца XVIII - первой половины ХIХ в., оказавших определяющее влияние на формирование мировоззрения современников. Русская культура XIX в. все в большей степени становится связанной с общественно – политической жизнью страны.

Далее следует обратить внимание на новые тенденции в развитии русской культуры первой половины ХIХ в. и ознакомиться с наиболее выдающимися достижениями русской культуры этого периода. Именно в предреформенную эпоху происходит приобщение к культурной жизни новых общественных сил - раз­ночинцев, более глубокое усвоение народной культуры и одновременно осознание своего единства с мировой культурой, поста­новка вопросов о судьбах нации делают предреформенную эпоху важ­ным этапом в процессе становления национальной культуры.

1. Книгоиздательское дело и периодическая печать.

2. Культурно-просветительские учреждения.

3. Развитие системы библиотечного и музейного дела.

4. Развитие средств связи.

5. Развитие точных наук в России (математика и механика, физика, химия, астрономия).

6. Механика и техника.

7. Географические открытия и исследования.

8. Биология и медицина: успехи в научных исследованиях.

9. Социально-философская мысль.

10. Развитие исторической науки на рубеже XIX – ХХ века.

11. Языкознание и литературоведение.

12. Педагогические достижения в образовании.

13. Основные направления в искусстве.

14. Ведущие жанры литературы и их характеристика.

15. Театральное искусство в России.

16. Музыкальная культура.

17. Изобразительное искусство.

18. Скульптура и архитектура.

19. Зарождение и развитие кинематографа в России.

Самостоятельная работа студента 2-го курса должна опираться на сформированные навыки и умения, приобретенные во время обучения на младших курсах.

Начинать изучение истории России первой половины XIX века следует с ознакомления с содержанием предложенных изданий. Студент в состоянии и должен повысить уровень самостоятельности исторического мышления. Составляющим компонентом его работы должно стать творчество. В связи с этим рекомендуется начинать подготовку к занятию со знакомства с опубликованными источниками (документом, историческим памятником). Обратите внимание на структуру, композицию, язык документа, время и историю его появления. Определите основные идеи, принципы, тезы, заложенные в документ его создателем (законодателем, публицистом, мемуаристом, статистиком и т. д.). Выясните, какой сюжет, часть изучаемой проблемы позволяет осветить проанализированный источник. Проведите работу с незнакомыми историческими терминами и понятиями, для чего используйте толковые словари русского языка, энциклопедические словари, словари иностранных слов и др.

Затем необходимо ознакомиться с библиографией темы и вопроса, выбрать доступные Вам издания из списка литературы, специальной литературы, рекомендованной к подготовке коллоквиума.

Анализ документа следует сделать составной частью проработки вопросов семинара и выступления студента на занятии. Общее знание проблемы, обсуждаемой на коллоквиуме, должно сочетаться с глубоким знанием источников.

Некоторые вопросы раскрываются через заслушивание докладов и сообщений, подготовленных студентами (не менее двух на один вопрос). Это могут быть теоретические, историографические и недостаточно обеспеченные опубликованными источниками вопросы. В этом случае следует подготовить письменный текст доклада, который может быть зачитан перед группой. В остальных случаях следует составить сложный план, схему ответа на каждый вопрос плана занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: