double arrow

Вопрос 35. Отражение просветительской идеологии в русском портрете второй половины 18века


Причины появления портретного жанра в начале 18века:

+ интерес к личности человека.
Парадный (статус и заслуги портретируемого) и Интимный (внутренний мир и характер) портрет.
+ уход от религиозности;
+ влияние европейского искусства;
+ появление и развитие нового сословия — дворянства (особое сословие, служивое, просвещенное)—им важно создать, запечатлеть свой облик, заслуги, =портрет.

У иностранных мастеров: идеализация, аллегоризация образов, внешний образ, без проникновения в душу.

Идеи Просвещения:
1) Ценность чел. личности, вне сословной принадлежности (равенство всех сословий);
2) Ценность образования (разума, гармонии, идеала);
3) Ценность богатства внутреннего мира;
4) (Ж-Ж Руссо) Идея «естественного» человека, простой человек, живущий на природе, восприимчивый, крестьянин; Сентиментализм.

Сентиментализм :
1. Чувствительность, мечтательность, тонкая душа.
2. Простота , естественность.
3. Пейзаж — среда обитания, любовь к природе.
4. Бытовизм, предметы быта.

Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета.

Рокотов. Характеристики портретируемых в ранних работах, полные лиризма и глубокой человечности, становятся многогранными, выразительный язык необыкновенно усложняется. Парадные портреты и Психологические (переломный момент в Москве).
В Москве начинается «истинный Рокотов», здесь он трудился почти 40 лет и за это время успел «переписать всю Москву», добавим, всю просвещенную Москву, передовое русское дворянство, людей, близких ему по складу мышления, по нравственным идеалам. Здесь он и создал некий портрет-тип, соответствующий гуманистическим представлениям передовой дворянской интеллигенции о чести, достоинстве, «душевном изяществе». Этот просветительский идеал Рокотову проще было создать именно в Москве, в среде глубоко и широко мыслящих просвещенных людей его окружения, вдали от официального духа столицы, жизнью в которой он тяготился.
В эти годы складывается определенный тип камерного портрета (Рокотов редко писал парадные, и то в основном в начале творчества) и определенная манера письма, определенный строй художественных средств. Это обычно погрудное изображение. Фигура повернута по отношению к зрителю в 3/4, объемы создаются сложнейшей светотеневой лепкой, тонко сгармонизированными тонами. Модель почти не комментируется сложными атрибутами, антураж не играет никакой роли, иногда вовсе отсутствует. Характеристика никогда не однозначна.
Портрет А.П. Струйской,( Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза –как два обмана,
Покрытых мглою неудач.




Н. Заболоцкий. Портрет

Одухотворенность образов, изысканность мастерства и вместе с тем очень простая композиция, скромные размеры характерны для портретов Рокотова. Позже Открытость и прямота в портретируемых лицах сменяется выражением непроницаемости, сдержанности душевных переживаний, светской выдержки. В характеристике модели, в композиции и колорите как бы изменяются акценты. Композиция становится все наряднее, праздничнее, фигура чаще всего вписывается в овал. Она также повернута в 3/4, но осанка иная – горделивая, поза статичная. Бант или букет украшают платье, усиливая этим впечатление необыденности, праздничности. Фактура сглаженная, почти эмалевая, мастерство доведено до рафинированности. Лицо светится на темном фоне, его контуры тают, оно как бы выхвачено из мрака. Но это лицо лишено уже дружественности, теплоты, характерной для портретов 70-х годов.




Левицкий . Обаятельные дурнушки; некрасивые красавицы; Богатство внутреннего мира; Институт Благородных девиц. Умение показывать в портрете театральное действие, концерт. Создатель и парадного портрета и великий мастер камерного портрета. В каждом из них он является художником, необычайнотонко чувствующим национальные черты своих моделей, независимо от того, пишет он царедворца или юную «смолянку».
«Портрет Кокоринова»—архитектор, ректор Академии Художеств.
«Портрет Демидова» ( с лейкой, в смешных штанах)—ботаник, ученый; основал «Воспитательный дом» для детей-сирот; « Ботанический сад»; первый кредитор — основал кредитное дело в банке.



Боровиковский. Портрет Лопухиной.


Шубин Ф.И. Скульптор, крестьянин, достигший высот благодаря образованию и трудолюбию.
«Портрет Ломоносова»

Вопрос 36. Стиль Классицизм в русской архитектуре второй половины 18-первой трети 19вв; исторические предпосылки, принципы, периоды, основные мастера.

Предпосылки:
Век Екатерины II.
Век русского Просвещения.
Основные установки — 1) патриотизм, гражданственность;

2) воспитание идеального общества, слуга отечества; = разностороннее развитие личности; = учебные заведения закрытого типа (т.е. интернатного вида, в изоляции от семьи; кадетские, военные, худож. учебные заведения) ;

3) Академия Художеств – Оплот классицизма (учебное заведение, гос.учреждение, насаждавшее классицизм, как главный стиль эпохи.)

За образец была взята франц.Академия Художеств.

В 1757г. был учрежден устав (скопированный с франц.Ак.Худ-в), стало строиться специализированное здание для Академии. Кокоринов –первый главный ректор, архитектор Ак.Худ-в.

Академия делилась на:

Воспитательное училище (мальчики с 5-6 лет) Академию Художеств (Императорская Ак-я трех главных Художеств: живописи, ваяния и зодчества.)
Предметы: Рисунок (с образцов), гравюры с картин. Античность и эпохи Возрождения (ради формирования идеала красоты) 3 отделения (на основе усвоенного материала) Живопись; Ваяние; Зодчество.

Вся жизнь художников была связана с Академией художеств. (Бесталанные ученики, не получившие медаль, не имеющие особого успеха, становились исполнителями в подмастерье.)

Общая характеристика:

1) опора на античность;

2) композиция: симметричная, (статичная, принцип треугольника, уравновешенная)

3) ясность и простота ( гармония), (геометрические формы, завершенность форм)

Русский классицизм основан, конечно, на тех же принципах, что и классицизм европейский. Он привержен большим обобщениям, «общечеловеческому», стремится к гармонии, логике, упорядоченности. Идея Отечества, так же, как и руссоистская идея «естественного человека»,–основные в его программе.

Периоды:

1) Ранний классицизм (элементы барокко, переход к классицизму) 1760-1780гг;

2) Строгий классицизм (зрелый), 1780-1800гг;

3) Высокий классицизм (лучший) (Русский ампир», т.е. стиль империи.. Под влиянием победы в войне 1812г. наступает пик.) 1800-1820гг.

Ранний кл-зм.
Крупнейшие мастера раннего классицизма А.Ф. Кокоринов (1726– 1772) и француз Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729–1800) – авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге (1764–1788), в котором учтено важное в градостроительном отношении местоположение здания на берегу Невы. В плане оно представляет собой почти квадрат, в который вписан круглый внутренний двор, а по углам –малые служебные. Цокольный и первый этажи являются неким рустованным пьедесталом, два верхних объединены общим ордером. Почти ничто уже не говорит об уходящем барокко, лишь средняя часть фасада с колоннами и статуями построена на игре выпуклых и вогнутых поверхностей. Все привычные для барокко элементы: филенки, тяги, наличники –строго упорядочены. Кокоринов стал первым профессором-руководителем архитектурного класса в Академии, здание которой он строил. Валлен-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа (1764–1769) и фасады и арки лесных складов Адмиралтейства, так называемая «новая Голландия» (1765–1780), строительство которых было начато еще С. Чевакинским.

Ринальди строит в Петербурге Мраморный дворец (1768–1785), названный так потому, что нижний этаж его облицован гранитом, а два верхних, объединенных коринфскими пилястрами и полуколоннами,– цветным олонецким мрамором. П-образный дом. В этот период архитектуре вообще свойственно использование естественного материала, тонкое понимание красоты разных пород камня.

Баженов В.И. Дом Пашкова. (ордерная система, купол, ротонда. Барокко: в резких контрастах- верхний и нижний этажи, лестницы, вазоны, балюстрады, декоративность, на стене и на основании портиков барельефы.) Умению располагать здание в природной среде Баженов учился у древнерусских зодчих. Это прекрасно видно на примере дома П.Е. Пашкова (1784–1786, старое здание РосГосБиблиотеки) в Москве, расположенного на откосе высокого холма, напротив Кремля, у впадения Неглинки в Москву-реку,–одного из самых красивых домов столицы и по сей день.
Баженов –автор многих великолепных архит.проектов в Петербурге и Москве, часть которых была построена, и многое осталось лишь на бумаге.

Крупнейший зодчий второй половины XVIII в.– Иван Егорович Старов (1744–1808). В духе раннего классицизма решены его некоторые загородные усадьбы (Никольское-Гагарино под Москвой, 1773–1776). В эти же годы он возводит в Петербурге Троицкий собор Александро-Невской лавры на месте старого, начатого еще при Петре и предназначенного теперь служить мавзолеем Александра Невского (1774–1790). Отсюда сохраненный им тип трехнефной базилики с куполом и двумя башнями-колокольнями. Благодаря реконструкции Старовым подъезда к Лавре, въездных ворот и площади около них был создан целостный ансамбль, который включил в себя архитектуру начала и конца столетия и завершил Невскую перспективу. Но самое значительное сооружение Старова –Таврический дворец (1782–1789). Таврический дворец – огромная городская усадьба Г.А. Потемкина – предназначен для торжественных приемов и пиршеств. Главный корпус размещен в глубине парадного двора. Главный зал, которому закругленные торцы придают овальную форму, делит весь комплекс интерьеров на две части: с одной стороны –комнаты, объединенные купольным залом, с другой – зимний сад. Экстерьер здания очень скромен, но он скрывает роскошь и даже некоторую преднамеренную театральность интерьеров.

Строгий кл-зм

В 1792–1796 гг. Кваренги строит Александровский дворец в Царском Селе, где основным мотивом становится мощная колоннада коринфского ордера. Одной из замечательных построек Кваренги было здание Смольного института (1806–1808), который имеет четкую рациональную планировку в соответствии с требованиями учебного заведения. План его типичен для Кваренги: центр фасада украшен величественным восьмиколонным портиком, парадный двор ограничен крыльями здания и оградой.

Скульптура

Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос – общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности. Стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском – идеально-прекрасное, гармоничное, совершенное начало.

Высокий кл-зм. (Русский ампир)

1) триумфальный характер, т.е. все здания в честь победы в войне 1812г;

2) монументальность, масштабность (огромные);

3) через синтез скульптуры и архитектуры. Синтез-это равенство и содружество двух видов искусства на основе общей идеи.

4) ансамблевый характер(центры городского ансамбля и скульптурные дополнения).

Захаров А.Д. Ансамбль : Здание Адмиралтейства, Башня Адмир-ва, Щедрин « Нимфы, держащие земной шар»(2скульптуры по бокам входа в Адм.-во)

Воронихин . Ансамбль. Казанский собор, Орловский- «Памятник Кутузову», «Памятник Бартлаю-де-Толли».

Стрелка Васильевского острова . (Тома’ де Томо’). Расстральные колонны(2маяка).

Росси. Дворцовая площадь. Ансамбль.
Здание главного штаба. Монферан- «Александрийский столп»,
Знаменитая триумфальная арка.

Ансамбль Михайловского дворца(Русский Музей) и площади Искусств.

Сенатская площадь. Памятник Петру 1 на коне (Фальконе).

Мартос. Памятник Минину и Пожарскому (к 200-летию победы). Тема всенародного подъема, построен на собранные народом деньги.







Сейчас читают про: