double arrow

Товарищество передвижников : предпосылки создания, цели и задачи, специфика жанров


Синтез критического и поэтического в творчестве П. А. Федотова

Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский живописец и график. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве 19 века, где в пору Федотова господствовали романтические тенденции. Еще будучи кадетом увлеченно зарисовывал своих сверстников, став офицером посещал рисовальные классы АХ (1835045). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг.) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты сослуживцев, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. В последующих произведениях, исполненных уже маслом ("Свежий кавалер", 1846. "Разборчивая невеста", 1847. "Сватовство майора", 1848, - все в ГТГ), Федотов более сложно строит сюжет, давая повествовательное раскрытие события, сочетает критический пафос с поэтическими представлениями о мире, добивается гармоничности композиции, чистоты красок, отделанности деталей. Используя традиции народного творчества, Федотов сочинял раёшные стихи на сюжеты своих картин и читал их на выставках. Лучшие живописные портреты Федотова - небольшие по размерам, представляющие модель в интимной обстановке. В рисунках Федотов достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно- критического содержания. В конце 40-х гг. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Причастный к делу петрашевцев, гонимый цензурой и прессой, обречённый на нищенское существование, он оказался в бедственном положении. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Отказываясь от сатиры, Федотов создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем ("Вдовушка", 1851-52, "Анкор, ещё анкор!", 1851-52, - оба произведения в ГТГ; "Игроки", 1852, Киевскиймузей русского искусства). Обыденный факт, положенный в основу сюжета, вырастает в обобщённый образ почти символического характера, передающий безысходность человеческой жизни в атмосфере николаевского режима. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в.




Товарищество передвижных художественных выставок (Передви́жники) — творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов,Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.



9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учениковимператорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников»позже, в 1870 году она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок». Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы. В состав передвижников в разное время входили: И. Е. Репин, В. И. Суриков, Н. Н. Дубовской, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A. M. и В. М. Васнецовы, А. И. Куинджи, П. И. Келин, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, Р. С. Левицкий, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. М. Корин, А. Е. Архипов, В. А. Суренянц Бялыницкий-Бируля В.К. Моравов А.В.



Подъем общественной борьбы, борьба за независимость искусства.

Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм. Задачи выставок : демонстрация достижений демократического реализма, воспитание зрительской аудитории и сбыт.







Сейчас читают про: