Планетарий в Москве, 1927-1929 гг. и ДНК в Новосибирске

Смелые работы советских архитекторов в области общественных зданий с их большими залами, повышенными нагрузками на конструкции, архитектурными объемами, требующими иногда больших консольных выносов, стали возможны благодаря развитию ко второй половине 20-х годов строительной науки и техники строительного производства. Хорошим примером в этом смысле может служить здание Планетария, построенное в Москве по проекту М. Барща и М. Синявского (1927-1929 гг.). Планетарий примыкает к территории зоопарка на Садово-Кудринской улице. Авторы создали композицию, состоящую из двух объемов - вытянутого прямоугольного параллелепипеда и цилиндра, перекрытого куполом. В цилиндрическом объеме расположен зал планетария «Звездное небо» общей вместимостью 1440 чел. Он занимает второй этаж и перекрыт железобетонным параболическим куполом с подвешенным к нему полусферическим экраном. Диаметр купола 28 м, общая высота от земли 26 м. Внутренняя оболочка купола представляет собой легкий металлический каркас, к которому изнутри и прикреплен матерчатый экран. Купольная часть сооружения покоится на цилиндре с большими поверхностями остекления в нижней части, выступающими объемами кабин, открытыми лестницами. По тем временам это было сооружение высокого инженерно-технического класса.

Москва. Планетарий, 1927-1929 г. М. Барщ и М. Синявский
Москва. Планетарий, 1927-1929 г. М. Барщ и М. Синявский. Разрез, план

ДНК в Новосибирске (оперный театр) Гринберг, Т. Барт, М. Курилко. В духе ультрановаторских идей в области сценографии (трансформируемый зал, превращаемый в круглый амфитеатр, устр-во подвижного транспортера - галереи вокруг сцены и под амфитеатром зрительного зала...)

В 1934 г. в ходе стр-ва переделан Б.Бикенбергом и А. Щусевым. Вместительность зала с 2500 до 1900. Появился 12-колонный портик на главном фасаде. Огромные объемы зала и сцены ухудшали акустику. Все было подчинено холодноватому модернизированному классицизму (широко вошедшему тогда в практику). Купол был наиболее выдающейся конструкцией, даже для европы, диаметром около 60 м, толщина была 8 см.

инженер П.Пастернак.

С функциональной точки зрения здание не совсем удачное. Дело в том, что в начале строительства оно задумывалось многофункциональным, как дворец культуры. Так и называлось — Дом науки и культуры. Внутреннюю сферу купола предполагалось использовать под гигантский планетарий. ДНК проектировали для проведения различных массовых мероприятий, предполагался даже пропуск городских демонстраций сквозь здание.

22. Дом Совета Труда и Обороны СССР и гостиница «Москва» на Манежной площади, реконструкция ул. Горького в Москве в 1936-37 гг.

Здание Госплана СССР (В 1936 г. здание предназначалось для Совета Труда и Обороны [СТО].) на проспекте Маркса в Москве, построенное по проекту А. Лангмана в 1936г. Здание Госплана СССР в Москве, решенное по сути в том же ключе, что и Дом правительства БССР, имеет симметричный, четкий и строго рациональный план. В центре и по бокам здания расположены вестибюли, из которых средний — главный и самый большой с парадной лестницей и двумя развитыми вертикальными узлами коммуникаций — обслуживает не только рабочие помещения по этажам, но и библиотеку, и залы заседаний, расположенные по оси главного входа (два зала по 250 мест и один, расположенный над ними, на 500 чел.). Основой конструктивного решения явились впервые здесь примененные железобетонные столбы с жесткой арматурой, облицованные кирпичом. Симметрия композиции и пластическая разработка темы своеобразного ордера в виде мощных вертикальных пилонов, несущих архитрав с аттиковым этажом в центре, монументальность и строгость форм создали выразительный образ правительственного здания. Приемы композиции, подобные рассмотренным, в различных вариациях нашли распространение при проектировании многих правительственных и административных зданий рассматриваемого периода.

Москва. Здание Госплана СССР. Дом Совета Труда и Обороны СССР, 1932-1936 гг. А. Лангман

Гости́ница «Москва́» — одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 19331935 годах по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева. Разобрана в 2004 году. В настоящее время завершается строительство нового здания гостиницы, в точности (по заявлениям проектировщиков) воспроизводящего внешние формы прежнего. 15 февраля 2012 года запланировано открытие торговых площадей на 4 первых этажах гостиницы

Гостиница занимала целый квартал, расположенный между площадями Революции, Театральной, Манежной и Охотным рядом. Проект здания, выполненный в духе конструктивизма архитекторами Л.И. Савельевым и О.А. Стапраном, был закончен к 1932 г., когда в советской архитектуре совершался поворот к освоению классического наследия прошлого. Для корректировки проекта, в качестве руководителя проекта был приглашен А.В. Щусев. С этой задачей зодчий справился, присвоив себе окончательно авторство всего проекта, что привело к конфликту с Савельевым и Стапраном, фамилии которых известны сейчас только профессионалам. Это противостояние привело к ассиметрии главного фасада, т.к. правое крыло возводилось несколькими годами позже, по проекту А.В. Щусева в тот период, когда Л.И. Савельев и О.А. Стапран были отстранены от работы. Кроме того, в эту часть здания также пришлось частично включить объем бывшей Большой Московской гостиницы.
Из-за начавшейся Великой Отечественной Войны строительство второй очереди здания вдоль площади Революции и Театральной было не реализовано и началось лишь в 1976 г. по проекту архитекторов А.Б. Борецкого, А.А. Дзержковича, И.Е. Рожина, Д.С. Солопова и В.А. Щелкановцевой.
Оформление фасада со стороны площади Революции было решено в стилистике старого здания, но отнюдь не повторяло фасад со стороны Охотного ряда, спроектированного А.В. Щусевым. Авторы проекта сохранили в целом характер членения фасадов и их пропорциональный строй, но сделали суше по рисунку, свели деталировку до минимума. Фасад, выходящий на Театральную площадь, имел более строгое решение. Первоначально, фасад второй очереди гостиницы, спроектированный Щусевым в 1935-1938 гг. должен был выходить на площадь в виде монументальной трехчастной арки. Такое решение подавило бы не только весь сложившийся к началу XX в. ансамбль площади, но и здания Большого театра. При проектировании второй очереди гостиницы в 1970-х гг. это было учтено и появилось довольно оригинальное решение - шестиэтажный пониженный корпус, который смотрелся со стороны площади Свердлова, как стоящее отдельно от гостиницы «Москва» здание. Масштаб этого корпуса был соизмерим с масштабом остальных построек выходящих на площадь и не подавлял ансамбль. При этом фасады здания, выполненные в стилистике гостиницы «Москва», ярко выдавали советскую архитектуру 1970-х гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: