ного Ирана. В течение тысячелетий оно распространилось по всему миру. Исследователи называют этот поворот «неолитическая революция».
Переход к земледелию был великим приобретением человечества. Принципиальное значение его «открытия» заключается не только в простом размножении человеком полезных для него видов и сортов растений, уже существовавших в природе. Он приступает к их изменению, бессознательно воздействуя на их особенности и приспосабливая к своим нуждам. Отбирая, особи, представлявшие для него интерес, улучшая условия их существования, а также путем скрещивания или гибридизации человек существенно изменил их свойства и вывел новые формы растений. Даже при примитивной земледельческой культуре у них в ходе возделывания в искусственных условиях возникли новые черты, не наблюдавшиеся у диких сородичей.
В.Р. Кабо (1980) отмечает, что для перехода к земледелию были необходимы определенные предпосылки: а) благоприятные физико-географические условия, прежде всего, наличие растений, пригодных для культивации, и соответствующего климата; б) человеческие коллективы с достаточно высоким уровнем орудий труда. Регулярный сбор урожая диких растений - промежуточное звено между собирательством и земледелием. Люди жнут, не сея. По социально-психологической и экономической предрасположенности они подготовлены к земледелию лучше, нежели типичные собиратели.
|
|
Косвенные свидетельства о доисторическом земледелии можно найти и в Библии. В книге «Библейская археология» (1884) архимандрит Иероним отмечает, что Моисей отвлек евреев от древней кочевой жизни и по примеру египтян фундаментом государственной жизни сделал земледелие. Бог устами Моисея выделил каждому гражданину участок, который тот должен обрабатывать и мог оставлять в наследство, но не мог отчуждать на вечное время, а только до ближайшего юбилейного года, когда проданное или отчужденное поле снова возвращалось продавцу либо его наследникам безвозмездно. Причем урожай, собранный за промежуток времени, оставшийся до юбилейного года, расценивался как плата (Лев. 25, 23—28; Иер. 32,7). В Библии отражается постоянное внимание к повышению плодородия земель (очищение полей от камней, устройство каналов, через которые проводилась вода на поля, сжигание остатков растений, удобрение навозом в чистом виде или в смеси с соломой).
Развитие земледелия тесно связано с прогрессом естествознания. Пастушеским и земледельческим племенам для определения времен года была нужна примитивная астрономия. Она может совершенствоваться только при помощи примитивной математики. Следовательно, приходилось заниматься и ею. С переходом к земледелию и освоением плодородных прирусловых почв крупнейших рек планеты перед древними земледельцами встала задача: изучить режим поведения рек, с максимальным использованием воды, определить календарные сроки проведения полевых работ и найти средства восстановления границ землепользования земельных участков. Решение этих задач привело к появлению у древних народов первичных элементов астрономии, геометрии и математики. На известной стадии земледелия в странах с ирригационными системами, а также с возникновением городов, ремесел получила развитие простейшая механика.
|
|