Емледелие на берегах Инда и Хуанхе

АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА


Центр городских цивилизаций Древнего Востока расположен в доли­не Инда, где во второй половине III - начале II тысячилетии до н. э. сущест­вовала городская культура - Хараппы.

Первые поселки оседлых земледельцев появляются в горных долинах Белуджистана в IV тысячелетии до н. э. Частично это были потомки местных охотников и собирателей, перешедших к новым формам хозяйства, а также земледельческие племена из более западных областей. В первой половине III тысячелетия до н. э. белуджистанские земледельцы спускаются с гор в доли­ну Инда и основывают здесь свои поселки. Как и в Месопотамии и Египте, аллювиальные отложения долины Инда явились великолепной почвой для древнего земледелия. Успешно развивалось ирригационное земледелие. Климатические условия, позволяли получать два урожая в год.

Значительная часть памятников хараппской культуры, в том числе и «южная столица» - Мохенджо-Даро располагались на территории, где без искусственного орошения невозможно земледелие. Вероятно, в это время уже строились каналы паводкового заполнения (Масон, 1964). Наличие большого количества моделей повозок позволяет предполагать, что в пору Хараппы тягловая сила животных использовалась на полях. Серпы в это вре­мя уже были бронзовыми. Судя по растительным остаткам, жители древне­индийского государства выращивали пшеницу, ячмень, горох, кунжут, ды­ню и финиковую пальму. Земледельцы Центральной Индии в середине II тыс. до н. э. уже возделывали рис. В древнеиндийских городах раскопаны ос­татки крупных зернохранилищ, расположенных около цитадели. Важней­шим достижением древнеиндийской цивилизации явилось возделывание хлопка. Остатки хлопчатобумажной ткани найдены при раскопках одного из городов долины Инда.

Развитие древнекитайской цивилизации протекало в более позднее время по сравнению с обществами Египта, Месопотамии и Инда. В III тыс. до н. э. по среднему течению р. Хуанхэ уже существуют достаточно много­численные поселки оседлых земледельцев и скотоводов, собирающих на своих, полях просо и рис и пользующихся исключительно каменными ору­диями (культура Яншао). Во второй половине II тыс. до н. э. здесь уже суще­ствовало общество с крупными населенными центрами, обнесенными стена­ми, развитым ремеслом, и иероглифической письменностью

В Иньском Китае (согласно предположению царство Шан-Инь отно­сится к 1751 - 1111 гг. до н.э.) дважды получали урожай на полях - сначала проса, а затем пшеницы. Иньский календарь носит ярко выраженный сель­ский характер. Весна изображалась вышедшим из земли ростком, лето - за­колосившимся просом, осень - пшеницей, зима - собранными колосьями, вывешенными на просушку. Некоторые иньские иероглифы трактуются в связи с орошением. Например, знак поля с каналами. («Всемирная история», т. 1). На территории иньских поселений обнаружены остатки канав, а сами поселения окружались рвом, заполненным водой. Выращивали рис - культу-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: