АГРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Центр городских цивилизаций Древнего Востока расположен в долине Инда, где во второй половине III - начале II тысячилетии до н. э. существовала городская культура - Хараппы.
Первые поселки оседлых земледельцев появляются в горных долинах Белуджистана в IV тысячелетии до н. э. Частично это были потомки местных охотников и собирателей, перешедших к новым формам хозяйства, а также земледельческие племена из более западных областей. В первой половине III тысячелетия до н. э. белуджистанские земледельцы спускаются с гор в долину Инда и основывают здесь свои поселки. Как и в Месопотамии и Египте, аллювиальные отложения долины Инда явились великолепной почвой для древнего земледелия. Успешно развивалось ирригационное земледелие. Климатические условия, позволяли получать два урожая в год.
Значительная часть памятников хараппской культуры, в том числе и «южная столица» - Мохенджо-Даро располагались на территории, где без искусственного орошения невозможно земледелие. Вероятно, в это время уже строились каналы паводкового заполнения (Масон, 1964). Наличие большого количества моделей повозок позволяет предполагать, что в пору Хараппы тягловая сила животных использовалась на полях. Серпы в это время уже были бронзовыми. Судя по растительным остаткам, жители древнеиндийского государства выращивали пшеницу, ячмень, горох, кунжут, дыню и финиковую пальму. Земледельцы Центральной Индии в середине II тыс. до н. э. уже возделывали рис. В древнеиндийских городах раскопаны остатки крупных зернохранилищ, расположенных около цитадели. Важнейшим достижением древнеиндийской цивилизации явилось возделывание хлопка. Остатки хлопчатобумажной ткани найдены при раскопках одного из городов долины Инда.
Развитие древнекитайской цивилизации протекало в более позднее время по сравнению с обществами Египта, Месопотамии и Инда. В III тыс. до н. э. по среднему течению р. Хуанхэ уже существуют достаточно многочисленные поселки оседлых земледельцев и скотоводов, собирающих на своих, полях просо и рис и пользующихся исключительно каменными орудиями (культура Яншао). Во второй половине II тыс. до н. э. здесь уже существовало общество с крупными населенными центрами, обнесенными стенами, развитым ремеслом, и иероглифической письменностью
В Иньском Китае (согласно предположению царство Шан-Инь относится к 1751 - 1111 гг. до н.э.) дважды получали урожай на полях - сначала проса, а затем пшеницы. Иньский календарь носит ярко выраженный сельский характер. Весна изображалась вышедшим из земли ростком, лето - заколосившимся просом, осень - пшеницей, зима - собранными колосьями, вывешенными на просушку. Некоторые иньские иероглифы трактуются в связи с орошением. Например, знак поля с каналами. («Всемирная история», т. 1). На территории иньских поселений обнаружены остатки канав, а сами поселения окружались рвом, заполненным водой. Выращивали рис - культу-