Лекции №9,10,11,12. Прикладное программное обеспечение

Лекции 6,7,8Тема: АЛГОРИТМИЗАЦИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Алгоритм — это метод (способ) решения задачи, за­писанный по определенным правилам, обеспечивающим од­нозначность его понимания и механического исполнения при всех значениях исходных данных (из некоторого мно­жества значений).

Или более коротко: алгоритм — это строго опреде­ленная последовательность действий, необходимых для ре­шения данной задачи. Основные свойства алгоритма: дискретность, определенность, результативность, массовость алгоритма. Способы описания алгоритмов: словесно-формульное описание алгоритма, графическое описание алгоритма, способ, использующий псевдокоды, запись алгоритма на одном из языков программирования (Pascal, Basic и т.п.) Алгоритмические структуры: линейные; разветвляющиеся; циклические.

Программа – это упорядоченный список команд, необходимых для решения некоторой задачи. Для создания программ используют те или иные системы программирования.

Под системой программирования понимают совокупность языка программирования и виртуальной машины, обеспечивающей выполнение на реальной машине программ, составленных на этом языке.

Языком программирования называют систему обозначений, служащую в целях точного описания алгоритмов для ЭВМ или, по крайней мере, достаточную для автоматического нахождения такого алгоритма. Эти языки являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5

Дополнительная литература: 11, 12

ТЕСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР MICROSOFT WORD

Опр. Текстовые процессоры как и текстовые редакторы служат для создания, редактирования и просмотра тестовых документов. Однако они выполняют еще одну важную функцию- форматирование документа,

Опр. Операции редактирования позволяют изменить уже существующий электронный документ путем добавления или удаления его фрагментов, перестановкой частей документа, слияния и т.д. Ввод и редактирование при работе с текстом часто выполняют параллельно. При вводе и редактировании формируется содержание текстового документа. Оформление документа задают операциями форматирования. Под форматированием понимают применение нескольких шрифтовых наборов, использование методов выравнивания, встраивание в текст объектов иной породы.

Правило: Текстовый редактор Блокнот не способен отобразить на экране текстовый файл, созданный в текстовом процессоре WordPad. Различные текстовые процессоры записывают в файл информацию о форматировании по-разному и поэтому несовместимы друг с другом. Все текстовые редакторы сохраняют в файле «чистый» текст и поэтому совместимы друг с другом.

Не форматированные текстовые файлы имеют расширение.TXT, а файлы WordPad –расширение. DOC.

Окна программы Word: В нее входят элементы, необходимые для редактирования и форматирования текстов. В верхней части окна располагаются панели команд, к которым относятся строка меню и панели инструментов. Панели инструментов два: Стандартная и Форматирование. Под ними располагается Линейка, которая помогает контролировать размещение элементов страницы и управлять операциями форматирования. Основную часть окна занимает Рабочая область, содержащая окно редактируемого документа. Вертикальная полоса прокрутки имеет три дополнительные кнопки перехода. В самой нижней части располагается строка состояния, содержащая информацию о документе и индикаторы, указывающие на текущий режим работы.

Методы представления документа:

  • Обычный режим;
  • Режим электронного документа;
  • Режим разметки;
  • Режим структуры.

Программа имеет специальные средства для поиска и замены. Эти средства позволяют найти в тексте фрагмент, заданный в виде текстовой строки, и заменить указанную строку новым текстом. Правка→ Найти(CTL+F)→ Формат и Специальный →Заменить на. Элементы управления вкладки Перейти используют для перехода к специфическому тексту или объекту. Тип объекта выбирают в раскрывающемся списке Объект перехода. Переход выполняют щелчком на одной из кнопок: Следующий, предыдущий, Перейти.

Отмена ошибочных команд:

Отмену последней выполненной команды выполняют командой Правка→ Отменить (CTL+Z). Если команда была отменена по ошибке, то ее можно повторить с помощью команды Правка→ Повторить →Вернуть (CTL+Y).

Шрифты:

По умолчанию все операции изменения шрифта применяются к выделенному фрагменту текста или к слову, на котором располагается курсор. Для простейших операций по изменению вида и начертания шрифта используют панель инструментов Форматирование. В раскрывающемся списке Шрифт выбирают гарнитуру, а в списке Размер шрифта определяют размер символов, а кнопки Полужирный, Курсив, Подчеркнутый изменяют их начертание. Формат →Шрифт→ Эффекты → Интервал →Цвет→ Анимация.

Выравнивание абзацев:

· Выравнивание по левому краю;

· Выравнивание по правому краю;

· Выравниванию по центру;

· Выравнивание по ширине.

Форматирование абзацев:

· Формат→ Абзац →Вкладка →Отступы и интервалы → Выравнивание → Положение на странице.

Форматирование с помощью линейки:

Линейка позволяет управлять боковыми границами и позициями табуляции текущего абзаца. Границы абзаца задают путем перемещения специальных маркеров.

· Треугольный маркер, расположенный слева снизу; перевернутый маркер слева вверху; квадратный маркер под линейкой; треугольный маркер, расположенный справа.

Стили:

Стиль форматирования – это совокупность всех параметров оформления, определяющих формат абзаца. Панель инструментов →Форматирование→ Формат →Стиль Форматирование по образцу или Создать стиль→Флажок Добавить в шаблон.

Списки:

Word поддерживает 2 вида списков- маркированные списки, в которых каждый пункт помечается одинаковым маркером, и нумерованные списки, где пункты последовательно нумеруются. Процессор автоматически преобразует новый абзац в элемент нумерованного списка, если он начинается с числа, за которым следует точка. Если абзац начинается с символа (*), то он автоматически преобразуется в элемент маркированного списка. Чтобы изменить или настроить формат списка: Формат→ Список →Вкладки →Маркированный и Нумерованный →Вкладка Многоуровневый.

Оформление текста в несколько столбцов:

Для разбиения текст на столбцы: Формат→ Колонки Флажок→ Колонки одинаковой ширины →Флажок Разделитель →Список →Применить→Флажок Новая колонка.

Создание таблиц:

Небольшие таблицы создают с помощью кнопки Добавить таблицу на панели инструментов. Пустую таблицу с произвольным числом строк и столбцов создают с помощью команды Таблица →Добавить таблицу. Число строк и столбцов задают с помощью счетчиков диалогового окна Вставка таблицы. Можно сначала создать таблицу с равным числом ячеек в строках и столбцах, а потом объединяют или разделяют на отдельные ячейки: Таблица→ Объединить ячейки или Таблица→ Разбить ячейки.

Проверка правописания:

Проверка текста и исправление ошибок может производиться автоматически или вручную. Контроль опечаток и ошибок происходит уже по ходу ввода текста: Сервис→ Правописание.

Предварительный просмотр:

Процессор Word способен представить документ на экране точно в тои виде, в каком он будет выведен на печать: команда Файл →Предварительный просмотр.

Литература: 2осн., [213-220], 10 доп., [409-411].

Контрольные вопросы:

  1. Что общего и в чем отличие текстовых процессоров и текстовых редакторов?
  2. Какие режимы представления на экране имеет программа Word?
  3. В чем состоит редактирования текста? Какие приемы редактирования вы знаете?
  4. Относятся ли средства отмены действия ошибочных команд к средствам редактирования?
  5. В чем состоит форматирование текста? Какие приемы форматирования вы знаете?
  6. Что такое список? Какие виды списка вы знаете?

КОДИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

В виде кодов хранятся и изображения. Рисунок состоит из точек – это так называемый растр. Координаты каждой точки можно запомнить виде чисел. Эти числа могут храниться в памяти компьютера и передаваться на любые расстояния. Компьютерные программы изменяют числа, которыми отдельные точки изображения представлены в памяти компьютера.

Кодирование цветной информации:

Одним байтом можно закодировать 256 различных цветов. Любой цвет можно представить в виде комбинации трех основных цветов: красного, зеленого и синего.

Белый цвет: кодируется 3 полными байтами: 255, 255, 255.

Черный цвет: Означает отсутствие всех прочих цветов. Кодируется байтами: 0,0,0.

Серый цвет: Кодируется 100,100,100 или 150, 150, 150.

Красный цвет: У него составляющие, кроме красного, равны нулю. Кодируется: 128, 0, 0 или 255, 0, 0.

Кодирование графической информации:

Код 0 обозначает черную точку, код 255 – белую. Коды 1-254 обозначают серые точки. Чем выше значение кода, тем светлее точка. Получается последовательность байтов: 176, 176, 176, 128, 64. 64. 64, 80, 64, 80, 80, 80, 80…

Опр. В растровой графике мельчайшим элементом изображения служит экранная точка (пиксель). Мельчайшим элементом векторной графики является линия.

Графический редактор Paint.

Графический редактор Paint предназначен для работы с растровыми изображениями. Каждое растровое изображение имеет строго определенный размер по горизонтали и вертикали и использует фиксированное заданное заранее число цветов. Графический редактор Paint запускается командой Пуск →→Программы →Стандартные→ Графический редактор Paint. Рабочее окно содержит рабочее поле, строку меню, палитру цветов, панель инструментов. Основную часть составляет рабочая область. Рисунок может занимать как часть рабочей области, так и всю ее, и даже выходить за ее пределы. Рисунки можно сохранить в виде файлов в формате. BMP,.JPG,.GIF. Редактор содержит инструменты для свободного рисования, инструменты создания линий (прямых и кривых), инструменты для создания и заполнения простейших геометрических фигур. Также имеет средства для выбора и настройки цвета, для выделения графических объектов и выполнения над ними операций копирования, перемещения и удаления.

Свободное рисование:

· Карандаш позволяет провести линию толщиной в один пиксель;

· Кисть позволяет провести более широкую линию;

· Ластик; распылитель создает размытое пятно.

· Линия – для проведения прямых линий. Толщину линии задают.

· Кривая. Рисунок выполняют в три приема.

Создание стандартных фигур:

Есть три способа заполнения. В первом случае рисуется только контур фигуры. Во втором случае контур рисуется основным цветом, а заполнение производится дополнительным цветом. В третьем случае и контур и внутренняя область фигуры заполняется одним дополнительным цветом.

· Эллипс- рисует овалы или окружности;

· Прямоугольник; Скругленный прямоугольник; Многоугольник.

Правило: Правильная фигура (круг, квадрат) образуется, если при рисовании удерживать нажатой клавишу Shift.

Заливка областей: Инструмент Заливка служит для закрашивания одноцветных областей другим цветом.

Правило: Чтобы обеспечить правильную работу инструмента Заливка, закрашиваемая область должна иметь сплошной контур.

Исполнение надписей:

Редактор позволяет создавать рисунки, содержащие надписи, которые нельзя редактировать иначе как очисткой и повторным вводом. Используют инструмент Надпись. Создание текста выполняют в три приема.

Изменение размера рисунка: для задания размера рисунка служит команда Рисунок→ Атрибуты. В окне Атрибуты можно выбрать размеры рисунка, установит единицы измерения (пиксели применяются для подготовки экранных изображений, а дюймы или сантиметры – для подготовки печатных документов).

Операции с цветом:

Программа Paint позволяет использовать по своему выбору как цвет переднего плана, так и фоновый цвет. Если операция производится с использованием левой кнопки мыши, применяется цвет переднего плана. При использовании правой кнопки применяется фоновый цвет.

Правило: Это относится к операциям свободного рисования, создания прямых и кривых линий и заливки. Стандартные геометрические фигуры также заполняются фоновым цветом.

Если нужный цвет в палитре отсутствует, следует дать команду: Параметры →Изменить палитру.

Работа с объектами:

Для этого используют инструменты Выделение и Выделение произвольной области. Инструмент Выделение позволяет методом протягивания выделить в качестве объекта прямоугольный фрагмент рисунка. Инструмент Выделение произвольной области позволяет выделить фрагмент произвольной области. Можно выбрать режим совмещениия объектов. Режим совмещения определяет поведение фонового цвета объекта. В одном случае фоновый цвет сохраняется, а в другом случае рассматривается как «прозрачный».

Монтаж рисунка из объектов: Чтобы создать рисунок методом монтажа, нужно открыть сразу два окна программы. В одном окне создается итоговый рисунок, а другое используют для подготовки объектов, накладываемых друг на друга.

Внедрение и связывание объектов:

Опр. Совокупность приемов и методов использования объектов одним приложением в документах других приложений называется технологией внедрения и связывания объектов OLE (Object Linking and Embedding).

Правило: Внедренный объект не существует вне документа и не может редактироваться отдельно от него. Внести изменения можно только в ходе работы с документом.

Если объект создается для данного документа, если планируется передача документа адресату, если важно зафиксировать текущее состояние объекта, если документ имеет небольшой объем, то лучше внедрять объект в документ. Если используется заранееподготовленный объект, если документ должен использоваться только на одном компьютере, если предполагается возможность регулярной правки вставляемого объекта, то нужно использовать связывание. Вставка →Объект→ Вставка объекта →Создать из файла→ Флажок Связь.

Литература: 2осн., [213-220]; 10доп., [409-411].

Контрольные вопросы

  1. Как называется класс программ, предназначенных для работы с компьютерной графикой?
  2. Какие устройства для ввода графической информации вы знаете?
  3. Перечислите инструменты рисования в редакторе Paint.
  4. Какой прием используют для создания ровных вертикальных и горизонтальных линий?
  5. В каких случаях работа инструмента Заливка может дать не тот эффект, который ожидается?

СТАНДАРТНЫЕ СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА

Опр. Мультимедиа – это характеристика программных, аппаратных и информационных средств, объединяющих разные виды данных в единой интерактивной среде. Способность пользователя влиять на работу информационного средства называется интерактивностью.

  • Мультимедийный компьютер – компьютер, оборудованный звуковой картой и дисководом CD – ROM.
  • Мультимедийный монитор – монитор со встроенными звуковыми колонками и регулятором громкости звука.
  • Мультимедийный процессор – процессор, в его систему команд добавлены инструкции, упрощающие обработку звуковых и графических данных.
  • Мультимедийное программное обеспечение – программный пакет, в состав которого входят мультимедийные данные и программы для их воспроизведения.

К стандартным аппаратным средствам мультимедиа относят дисковод CD – ROM и звуковую карту. К программным средствам относят программное обеспечение для создания и воспроизведения мультимедийных объектов. К стандартным средствам операционной системы Windows относятся программы:

  • Регулятор уровня;
  • Лазерный проигрыватель;
  • Фонограф;
  • Универсальный проигрыватель.

Эти средства входят в меню Пуск →Программы →Стандартные →Мультимедиа.

Программа Регулятор уровня предназначена для регулирования громкости устройств. Управление громкостью может быть раздельным или общим. Состав разделов программы зависит от оборудования, установленного на компьютере.

Программа Лазерный проигрыватель служит для воспроизведения на компьютере музыкальных компакт-дисков. Она позволяет управлять их воспроизведением и создавать список воспроизведения.

Программа Фонограф позволяет создавать и редактировать файлы звукозаписи в формате. WAV. Для создания таких файлов оцифрованного звука необходим микрофон или другой источник аналоговых звуковых сигналов.

Программа Универсальный проигрыватель служит для воспроизведения многих разных типов мультимедийных файлов и может применяться для вставки мультимедийных объектов в документы. При этом воспроизведение может происходить либо в специальном окне программы, либо в рамках самого документа.

Вставка мультимедийных объектов в документы:

Для вставки мультимедийного объекта в документ его сначала открывают в программе Универсальный проигрыватель, после чего применяют команду: Правка→ Копировать→ Вставить. Если с объектом связывается какое-то изображение, оно помещается на страницу документа. В противном случае объект в документе представляется только значком. Начать воспроизведение можно с помощью двойного щелчка на объекте. Программа Универсальный проигрыватель позволяет также вставлять фрагменты мультимедийных файлов. Для этого с помощью движка и кнопок Начало выделения и Конец выделения надо задать нужный фрагмент. Окно Выделение →Временной интервал.

Редактор PowerPoint.

Прежде чем приступить к созданию собственно презентации, следует разработать как можно более подробную схему (структуру) и согласовать ее с заказчиком. Полезно создать такую структуру в виде последовательных кадров.

Костяк схемы должен состоять их трех основных блоков.

1. Начало. Презентацию, адресованную торговым агентам, рекомендуется начинать с краткого информационного сообщения о товаре.

2. Основная часть. Эта часть презентации должна быть посвящена описанию назначения и свойств товара, а также вопросам его эксплуатации.

3. Заключительная часть. Здесь можно остановиться на предполагаемой прибыли от ее реализации, коснуться вопросов послепродажного сопровождения товара, а затем перейти к демонстрации заключительных слайдов.

Для ускорения создания презентаций в пакете имеются профессионально разработанные шаблоны презентаций и шаблоны дизайна, позволяющие использовать стандартные темы и готовые стили для оформления презентаций.

Создание презентаций

Процесс создания презентации в Microsoft PowerPoint состоит из таких действий, как выбор общего оформления, добавление новых слайдов и их содержимого, выбор разметки слайдов, изменение при необходимости оформления слайдов, изменение цветовой схемы, применение различных шаблонов оформления и создание таких эффектов, как эффекты анимации при демонстрации слайдов. Создание презентации в Microsoft PowerPoint предоставляет ряд следующих вариантов для создания новой презентации.

  • Создать. Слайды имеют минимум элементов оформления и цвета.
  • Презентация создается на основе уже имеющейся презентации с заданным оформлением. Создается копия имеющейся презентации, позволяющая создать новую презентацию, внеся изменения в оформление и содержимое исходной презентации.
  • Шаблон оформления. Презентация создается на основе имеющегося шаблона Microsoft PowerPoint, содержащего основные элементы оформления, шрифты и цветовую схему. Кроме стандартных шаблонов Microsoft PowerPoint можно использовать самостоятельно созданные шаблоны.
  • Мастер автосодержания. Для применения шаблона оформления, включающего предлагаемый текст для слайдов, используется мастер автосодержимого. Затем в предложенный текст вносятся необходимые изменения.
  • Шаблоны на веб-узле. Создание презентации с помощью шаблона, находящегося на веб-узле.
  • Шаблоны на Microsoft.com. Создание презентации на основе дополнительных шаблонов Microsoft PowerPoint из библиотеки шаблонов Microsoft Office. Эти шаблоны упорядочены по типам презентаций.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: