Определите хронологические рамки первой чеченской войны.
а) 1991–1993 гг.;
б) 1992–1994 гг.;
в) 1994–1996 гг.;
г) 1996–1998 гг.
25. Контрольный вопрос.
Революция 1905–1907 гг. в России: причины, характер, движущие силы, основные события, итоги.
Направление «История», 1 курс, 2 семестр. Преподаватель: к. и. н., профессор П. П. Котов.
Реализуются: ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9
Утверждены на заседании кафедры Истории России и зарубежных стран
Протокол № 1 от «8» сентября 2011 г.
ВВЕДЕНИЕ
Практические и семинарские занятия по курсу «История России с древнейших времен до XVIII в.» проводятся в течение второго семестра первого курса дневного отделения (38 часов).
Практические занятия следуют за общим лекционным курсом, тесно связаны с ним и имеют своей целью углубить и закрепить знания, полученные на лекциях. Для достижения этой цели предполагается использование различных видов работ: практические и семинарские занятия, коллоквиумы, доклады, сообщения, рефераты, т. е. большую самостоятельную работу студента с источниками и исторической литературой. Освоение научной литературы и углубленный анализ исторических источников – составляющие настоящего исторического образования с первых шагов обучения в высшей школе.
|
|
В сложном и нередко противоречивом материале научных монографий и статей не так-то легко разобраться. Нередко на семинарах приходится видеть, как студент просто зачитывает свои разрозненные выписки вне всякой связи с ходом обсуждения. Чтобы этого избежать, необходимо сделать подготовку к занятию «адресной», внимательно ознакомиться с методическими советами, выявить проблемы, выносимые на обсуждение, определить круг источников, тщательно их проработать, ознакомиться с двумя-тремя монографиями или статьями, составить план ответа. Полезно разработать схемы, таблицы. Ответ на вопрос должен базироваться на документах и включать всю сумму знаний, полученных на лекциях, во время самостоятельной работы и индивидуальных бесед с преподавателями. При ответе следует (по мере необходимости) пользоваться картой, доской и мелом, схемами, таблицами и другими вспомогательными пособиями. Выступления должны быть краткими, четкими, ясными, а замечания, дополнения и дискуссии – корректными и аргументированными.
Все выносимые на обсуждение темы взаимосвязаны и направлены на то, чтобы в исторической ретроспективе проанализировать развитие государственности и политической системы России в период феодализма и тесно с ними связанную эволюцию социально-экономических отношений.
План практических и семинарских занятий
|
|
Занятие 1. Методология и историография исторической науки (2 часа).
Занятие 2. Формирование территории Древнерусского государства (2 часа).
Занятие 3. Развитие хозяйства, социальных и общественных отношений в Древнерусском государстве
(4 часа).
Занятие 4. Феодальная раздробленность Руси и ее последствия (2 часа).
Занятие 5. Социально-политические изменения в русских землях в конце XIII – первой трети XV вв. (2 часа).
Занятие 6. Русская православная церковь в XIV-XV вв. (4 часа) - контрольное семинарское занятие.
Занятие 7. Социальное развитие русского государства второй половины XIV-XV в. (4 часа).
Занятие 8. Изменение форм землевладения и эволюция феодально-зависимого населения в XVI в. (2 часа).
Занятие 9. Россия в эпоху Ивана Грозного (4 часа).
Занятие 10. Россия в эпоху Смутного времени (2 часа).
Занятие 11. Соборное Уложение 1649 г. (4 часа).
Занятие 12. Первые Романовы (2 часа).
Занятие 13. Раскол в Русской православной церкви в XVII в. (2 часа).
Занятие 14. Народные восстания в XVII в. (2 часа).