Историческое проектирование

Памятка для анализа альтернативы в оценках событий и личностей.

Памятка для анализа альтернатив в историческом процессе.

Памятка участнику исторической игры.

1. Осознай, в чем состоит задача игровой ситуации.

2. Поверь в то, что происходит в данной ситуации.

3. Выбери роль, исходя из своего опыта, характера и интересов.

4. Тщательно готовься к игре, продумай свое выступление.

5. Чувствуй своих партнеров по игре, не перебивай их, внимательно прислушивайся к их выступлениям, реагируй на них.

6. Подчиняйся правилам игры.

7. Участвуй в подведении итогов, поставь себе оценку.

8. Оцени игровую ситуацию с точки зрения ее соответствия исторической реальности.

1. Сформулируйте сущность каждого из предложенных путей решения проблемы.

2. Выявите историческую обусловленность каждого из них.

3. Определите свое отношение к ним.

4. Объясните достоинства и недостатки избранного пути решения.

5. Оцените последствия и значение осуществленного выбора.

1. Сформулируйте сущность известных вам оценок исторического события (личности).

2. Выясните, какие критерии лежат в основе каждой из них.

3. Определите возможность сопоставления оценок.

4. Оцените, на какие источники опираются авторы этих оценок, их объективность.

5. Сделайте собственный выбор.

6. Предложите свою оценку.

7. Аргументируйте свою позицию.

Как составить синхронистическую таблицу

1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.

2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.

3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определенное время.

4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.

5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.

Главные условия организации работы над проектом:

· профессионализм учителя, знание им особенностей проект­ной методики, осознание широких возможностей развития творческих способностей учащихся в процессе проектной
деятельности;

· обучение учащихся и овладение ими технологией проектной деятельности (умение определять цель, задачи, видеть пред­мет исследования, определять гипотезу, планировать деятель­ность); способность четко, систематически выполнять спла­нированную работу;

· стремление учащихся участвовать в работе над проектом;
определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями;

· доступность для учащихся, информации о ходе проекта.
Методика проектной деятельности включает:

· выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата;

· определение цели и поэтапных задач;

· определение масштабов работы, средств и методов достиже­ния цели, рамок интеграции с другими предметами, пред­полагаемых сложностей, сроков, этапов работы;

· формулирование гипотезы проекта;

· выбор команды для осуществления проекта, распределение обязанностей, мотивация участников (при коллективном ис­полнении проекта);

· информационное обеспечение проекта (можно выбрать уча­щихся, отвечающих за выпуск информационного бюллетеня).

Этапы проектирования:

1. исходная разработка основных идей, констатация изученно­сти проблемы, сбор и анализ данных, обоснование актуали­зации, формулирование гипотезы;

2. разработка: выбор исполнителей (при коллективном испол­нении проекта), формирование команды, распределение обя­занностей, планирование работы, определение содержания
этапов, форм и методов управления и контроля;

3. реализация проекта: интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели, подготовка на­глядно-графического материала, разработка аудио- и видеоряда проекта, контроль и коррекция промежуточных результатов;

4. завершение проекта: представление и защита проекта в классе, на конференции и т.д.; сопоставление первона­чальных целей и результатов исследования, оценка и под­ведение итогов.

Раздел 3. Справочник старшеклассника

Текст является, пожалуй, основной учебно - методической единицей обучения. Для наиболее полного и адекватного его использования в качестве образца функционирования изучаемого материала преподавателю необходимо четко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы составления преподавателем, обучаемыми собственных речевых произведений.

Содержательные и структурные характеристики текста основанных на нём речевых образования.

Логико-структурная схема темы (ЛССТ) представляет собой отражение в данной теме отношений и взаимосвязей между явлениями, предметами, свойствами в реальной действительности, или изображение предметного содержания.

Предметное содержание в текстах может представлено различными авторами с той или иной степенью полноты и в различной последовательностью. Тема в схеме включает обычно несколько уровней подтем. Чем больше уровней подтем, тем полнее раскрывается предметное содержание текста.

Предложение в устном сообщении. Каждое предложение в устном высказывании должно содержать конкретную информацию, быть простым, лаконичным, содержать не более 5—7 слов. Самостоятельное предложение — это каждое простое, однородное в сложносочиненном, главное и придаточное в сложноподчиненном предложениях.

Обращённость высказывания. Речь всегда обращена к конкретному участнику (участникам) разговора. Оформить обращенность речи помогают различные обращения, устойчивые обороты, клише, которые употребляются в речи.

Структура текста.

Текст в учебнике, статья, доклад, параграф, лекция характеризуются наличием трех частей: вступления, основной части, заключения. Это наиболее удачный способ логической организации передаваемой информации.

Вступление помогает читающему или слушающему подготовиться к восприятию основного содержания, увидеть основной тезис, который будет развернут в тексте.

В основной части излагается основное содержание. При этом соблюдается строгая логическая организация материала, последовательность в развитии мысли, доказательность положений, связанность всех высказываний в единое смысловое целое. Особое значение для главной части приобретают тезис, аргумент, демонстрация, иллюстрация.
Заключение подводит итог развертыванию главного тезиса, обобщает сказанное, написанное.

Подготовка устного сообщения по теме.

При подготовке устного сообщения намечается и формулируется тема сообщения, затем определяется цель сообщения и адресат.

Сначала следует обозначить планируемое время говорения. После этого необходимо составить смысловой план сообщения и сформулировать пункты плана введения, основной части и заключения. Завершающий этап подготовки сообщения - отбор и запись напротив пунктов плана ключевых слов, словосочетаний.

План смыслового содержания.

Смысловая структура любого абзаца позволяет выделить в нем основной тезис, который может быть представлен ключевым предложением, словами или словосочетаниями. Эти единицы абзаца передают обобщенно его основное содержание. Другие отрезки текста детализируют основное содержание, примеры, аргументы, цифры и прочие данные, раскрывающие основной тезис. Ключевые предложения, словосочетания или слова могут использоваться как пункты плана будущего
устного сообщения или подачи автором информации в тексте.

Наиболее часто для формулирования пунктов плана используются:

1) именные словосочетания; 2) предложения; 3) вопросы.

Составление плана сообщения. Доклад, сообщение, выступление всегда делятся на логически завершенные отрезки, части, между которыми существуют отношения соподчинения, подчинения. Тема, включающая обычно подтемы различных уровней, может быть представлена в виде плана, к которому подбирается необходимый материал.

Доказательство. Доказательство служит для того, чтобы обосновать, аргументировать истинность того или иного высказывания. Оно строится следующим образом:

1) дается обоснованное утверждение, тезис;

2) приводятся факты, характеристики, сведения, с помощью которых подтверждается истинность данного утверждения, тезиса;

3) в заключение приводится еще раз подтвержденный, аргументированный тезис.

В доказательстве может быть опущена его первая часть, тогда оно сразу начинается со второго пункта.

Опровержение. При опровержении неправильного тезиса или положения соблюдается следующая последовательность развития мысли:

а) указывается неверный тезис, его источник, где и кем он был высказан, написан;

б) утверждается ошибочность, неточность или неправильность тезиса;

в) приводятся контрдоводы, факты, опровергающие ошибочность тезиса;

г) дается правильный тезис, заключающий опровержение.

Наиболее часто в опровержении используются следующие языковые фразы-клише: Это противоречит...; Имеется противоположное мнение... и т. д.

Определение понятия. Самым простым, наиболее устойчивым и логически строгим видом развертывания понятия является определение.

Определение понятия заключается в том, что понятие (видовое понятие — меньшего объема) соотносится с ближайшим родом (родовым понятием — большего объема), к которому оно принадлежит, и при этом даются признаки (или признак), являющиеся особенными для данного понятия (видовые отличия).

Формула определения: Видовое понятие= родовое понятие + видовые отличия.

В текстах очень часто определению соответствует объяснение понятия, имеющее усложненную структуру и более пространное описание, толкование понятия.

Средства раскрытия содержания понятий. Кроме определения, наиболее употребительными сходными с ним средствами раскрытия содержания понятий в научно-технической литературе являются:

1) указание — разъяснение значения слов путем перечисления предметов, явлений, называемых
этим словом;

2) описание — выделение внешних признаков предмета, явления, события;

3) характеристика — раскрытие наиболее выдающихся признаков предметов, явлений;

4) пояснение — раскрытие какой-либо частного понятия с определенной целью;

5) сравнение — пояснение одного понятия другим, более знакомым, ясным.

Повествование (сообщение). В повествовании фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в порядке временной последовательности отражаемых в сложных событий, их частей.

Структурными связями повествования являются:

1) прямая хронология;

2) обратная хронология;

3) прямая хронология с отступлениями.

Сообщение может содержать информацию о каком-либо событий, эксперименте, испытании, факте. В сообщении выделяются констатирующие части текста, содержащие только факты, и комментирующие части текста, содержащие уточнения, объяснения, обоснования, сравнения, оценки фактов. Для сообщения о процессах, событиях, явлениях характерно деление сообщении на отдельные фазы и периоды. В соответствии с этим употребляются глаголы, адекватные началу, ходу, общему и прогрессирующему изменению, окончанию и завершению повествования.

Описание (характеристика) — развертывание основной мысли, главного тезиса. В описании фразы объединяются общей темой и следуют одна за другой в порядке структурных связей между сторонами, частями, элементами отражаемого в речи объекта, предмета, явления или повторяющегося процесса.

Рассуждение предполагает строго логическое развертывание главного суждения в тексте высказывания. В рассуждении фразы объединяются в целое общей темой и следуют одна за другой в логической последовательности движения мысли к выводу. Важно усвоить следующие структурные элементы рассуждения:

1) доказательство или опровержение:

а) от посылок, фактов к выводу;

б) от тезиса к аргументам и от них — к выводу;
2) познавательное движение:

а) от явления к сущности;

б) от фиксирования изменений к анализу их причин;

в) от рассмотрения качественных характеристик предмета или явления к изучению его количественных параметров;

г) от элементов к их связям;

д) от установления закона, его содержания к раскрытию форм проявления его в различных условиях;

3) движение от конкретного к абстрактному и наоборот.

Совмещение различных видов развертывания основной мысли. В текстах часто можно встретить совмещение различных видов развертывания основной мысли:
определения (объяснения), описания (характеристики), повествования (сообщения) и рассуждения.

В описательных текстах встречаются рассуждения, а в рассуждениях — описания. Очень часто в явных описаниях сами события, действия могут фиксироваться в их синхронной соотнесенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: