Сакральные цивилизации и начала науки

Первая технология. Открытие огня и способов его добывания. Простые орудия эпохи палеолита. Метательные снаряды и машины. Неолитическая революция (Х - III тыс. до н.э.). Изобретение письменности. Генезис земледелия. Доместикация животных (бык, овца, лошадь) и развитие животноводства. Изобретение колеса. Появление городов. Начало применения металлов и зарождение металлургии. Плуг, повозка, упряжь, корабли и зачатки эпохи энергии. Корни рациональной науки. Неолитическая революция как необходимое условие генезиса цивилизации.

Человек не является единственным животным, пользующимся орудиями, так как представители многих видов животных применяют для добывания пищи или в иных целях различные предметы, камни, палки. Шимпанзе иногда даже обрабатывают их, чтобы получить простейшие орудия, необходимые для добычи съедобных насекомых, воды, а также для груминга (обыскивания), что прекрасно описано в ките Дж. Гуддолл «Шимпанзе в природе: поведение». Этому поведению молодые шимпанзе обучаются, подражая старшим собратьям. Однако шимпанзе могут обходиться и без орудий, тогда как для человека их использование является важнейшим условием существования. Редкие люди смогут выжить в дикой природе, не имея под рукой тех или иных орудий. В связи с этим возникает вполне правомерный вопрос: когда же и как появились первые орудия?

Мы можем предложить лишь гипотетическую реконструкцию процесса становления орудийной деятельности. Первым шагом на этом пути было высвобождение руки. «В разных областях Европы, Азии и Африки в результате изменения природных условий и связанной с этим нехваткой пищи предки человека спустились с деревьев и стали наземными животными» (С.В. Шухардин). Этот сдвиг произошел в начале четвертичного периода. Сначала наш древнейший прапредок просто собирал пищу или захватывал ее силой, т.е. пользовался готовыми дарами природы. Постоянная борьба с самыми разнообразными врагами заставляла его пользоваться для самозащиты камнями» и палками, и таким образом усиливать действие своих «прирезных орудий» рук. В конце концов, это привело к тому, что он начал обрабатывать, переделывать камни и палки, придавая им ту или иную удобную и целесообразную форму. Он стал уже пользоваться не только природными, но и искусственными предметами, созданными его руками.

В результате человек по своему отношению к природе стал особым, качественно новым существом. При помощи изготовленных орудий люди смогли вести борьбу с природой не пассивно, как животные, а активно в форме труда, подчиняющего природу человеку. Таким образом, лишь сознательно изготовив себе первое искусственное орудие, начав трудиться, предок современного человека стал действительно превращаться из животного в человека. Иными словами, в известном смысле верно замечание Ф.Энгельса, что «труд создал самого человека». Перед нами второй решающий шаг на пути становления человека; разумеется, в научной литературе имеется несколько гипотез (они приведены в нашей книге «Если бы... Исторические версии) возникновение человека в связи со вспышкой Сверхновой звезды, современный человек появился в результате инверсии земного магнитного поля, гипотеза роста массы мозга у гоминидов в силу адаптации к экстремальному тепловому стрессу, стохастическая модель культурогенеза С.Лема, - однако это отнюдь не умаляет значимость труда в становлении вида «homo sapiens».

Изобретение орудий труда означало, что предмет, данный природой (камень, палка, кость, раковина), был превращен в орган деятельности человека. Но, прежде чем камень стал ножом, человеческая рука должна была приобрести способность выполнять сотни операций, недоступных животному. Усваивая все новые и новые движения, вырабатывая все большую гибкость, передаваемую по наследству и возраставшую от поколения к поколению, рука сделалась пригодной для выполнения все более сложных операций. Это явилось предпосылкой развития искусства обработки камня камнем при помощи скалывания. А появление каменных орудий сделало более продуктивной охоту и открыло возможность обработки резанием дерева, кожи и кости.

Истоки становления современного человека следует искать, в африканском прошлом люден (2…3 млн. лет назад). «Где-то в этот период наши предки встали на такой путь развития,- подчеркиваем Н.Тот, - который включал в себя овладение существенно новым элементом, прежде не встречавшимся у животных других видов: изготовление орудий с помощью оббивки камня. Эта первая технология, вероятно, развивалась в тесной связи с важнейшими изменениями питания и биологических особенностей. Пока не совсем ясно, каким образом использование каменных орудий стало составной частью образа жизни их создателей». Известно, что исследование этого вопроса традиционными методами обычно затруднено из-за отсутствия сравнительной информации, так как древних гоминидов (представителей семейства, к которому относится и современный человек) нельзя полностью отождествить ни с современными людьми, ни с шимпанзе или другими обезьянами.

Чтобы преодолеть эту трудность некоторые археологи пытаются «поставить себя на место» древних гоминидов, дабы понять, как могли изготовляться и использоваться первые орудия. В расположенном в северной Кении районе Кооби-Фора, где древнейшие археологические остатки да тируются временем 1,9 млн. лет назад, археологом Н. Тотом была проведена серия репликативных и функциональных экспериментов по изготовлению и использованию древнейших типов орудий. Результаты этой «экспериментальной археологии» оказались весьма интересными. «Они показывают, делает он вывод, - что существенным элементом древнейшей каменной технологии был отщеп, а не только оббитое ядрище или кусок породы, как это всегда предполагали». Получены также доказательства тою, что уже около 2 млн. лет назад наши предки становятся праворукими. Этот вывод имеет важное значение для теории развития мозга, для понимания деятельности левого и правого полушарий в человеческой деятельности, чему сейчас уделяется немалое внимание.

Почти каждое из ранних механических достижений человека, даже ткачество и шитье, уже были предвосхищены отдельными видами животных, птиц пли даже насекомых. «Но одно изобретение – употребление огня, пишет Дж. Бернал, которое должно было появиться раньше многих из них (предки человека научились пользоваться огнем 150 тысяч лет назад – В.П.), совершенно недостижимо для любого животного. Еще предстоит открыть, каким образом человек пришел к использованию огня и почему он решился обуздать и поддерживать его». Огонь в естественных условиях встречается либо в особых местах, как, например, по соседству с вулканами, или у источников природного газа, либо, что случается очень редко, в лесных пожарах. Его сохранение и распространение было устрашающим, опасным и трудным делом, о чем свидетельствуют все мифы и легенды об огне. Вначале он должен был использоваться для согревания тела в холодные ночи - туземцы в Австралии окружают себя факелами, которые употребляются вместо одежды в холодную погоду, и для отпугивания животных. Пищу начали приготавливать только тогда, когда поддержание костра в местах стоянок стало установившимся обычаем. Искусственное добывание огня относится к гораздо более позднему времени - вероятно, началу верхнего палеолита. Известно несколько древних способов добывания огня: скобление, сверление и пиление, основанные на трении двух кусков древесины друг о друга, высекание искр из кремня. Последний способ с начала железного о века был усовершенствован при помощи огнива и применялся до изобретения в XIX В. фосфорных спичек. Овладение огнем «...впервые доставило человеку господство над определенной силою природы и тем окончательно отделило человека от животного царства» (Ф.Энгельс). Огонь, видимо, сыграл значительную роль в формировании и упрочении социальных связен внутри первобытной орды: во-первых, поддержание огня требовало от членов орды непрерывающихся; согласованных коллективных действий; во-вторых, костёр, очаг были тем центром, вокруг и вблизи которого происходила вся жизнедеятельность первобытною коллектива. Впоследствии люди научились применять огонь для различных технических целей: при добыче кремня и обработке дерева, для обжига глины и пр. Не удивительно, что в религиозных воззрениях и мифологии многих народов мира огонь занимал важное место.

Изобретение способа добывания огня было одним из важных шагов па пути культурного развития человечества, о чем свидетельствуют многие сцены, связывающие открытие огня с древними героями, похитившими его с неба, и придающие огню характер божественности (достаточно вспомнить - миф о Прометее). Способы добывания огня воспроизводятся в священных хороводах, круговых танцах, которые составляют существенную принадлежность многих религиозных обрядов. Судя по данным языка, огонь первоначально обратил внимание наших предков не своими полезными или разрушительными свойствами, а своим цветом и блеском. «Древнейшими памятниками языка, говорится в «Энциклопедии Брокгауза и Эфрона, прославляются его светлый блеск, его красное пламя; древнейшие названия огня также, указывают не на теплоту, не на свойство жечь, разрушать, вызывать боль, а на красный цвет, который привлек, по-видимому, прежде всего внимание человека»

Огонь сыграл значительную роль в становлении человека и общества, явился необходимой предпосылкой возникновения разума у человека и творческой интуиции. В своей весьма оригинальной небольшой монографии «Психоанализ огня» французский философ Г. Башляр показал психологию восприятия огня и его значимость в культурном развитии человечества. Во-первых, он исходит из понимания природы как категории социального познания и поэтому подчеркивает, что «огонь изначально подлежит всеобщему запрету», что «социальный запрет - это наше первое всеобщее знание огня» (именно отсюда рождается комплекс Прометея); во-вторых, огонь <...> показал человеку изменчивость мира явлений (феноменов) и положил тем самым начало развитию разума человека; в-третьих, огонь лежит в основе всех классификационных метафор продуктов и синестезического фундамента основополагающих интуиции в философии, что позволяет бессознательно нащупать переходную форму от неживой природы к живой.

Разделывая добычу, в том числе брошенную хищниками, человек столкнулся с проблемой костей. Они содержат высококалорийный костный и головной мозг; в одном костяке копытного жиров столько, что это превышает суточную энергетическую потребность взрослого человека. Однако добыть его оттуда не просто: справиться с трубчатыми костями может не всякий хищник. Льюис Р. Бинфорд установил, что гоминиды использовали первые свои каменные орудия именно для разбивания костей, придавая им удобную и целесообразную форму.

Изобретение орудий труда означало, что предмет, данный природой (камень, палка, кость, раковина), был превращен в орган деятельности человека. Но, прежде чем камень стал ножом, человеческая рука должна была приобрести способность выполнять сотни операций, недоступных животному. Усваивая все новые и новые движения, вырабатывая все большую гибкость, передаваемую по наследству и возраставшую от поколения к поколению, рука сделалась пригодной для выполнения все более сложных операций. Это явилось предпосылкой развития искусства обработки камня камнем при помощи скалывания. А появление каменных орудий сделало более продуктивной охоту и открыло возможность обработки резанием дерева, кожи и кости. Совместная трудовая деятельность, общее жилище, общий огонь, согревавший его обитателей, - все это с естественной необходимостью сплачивало и объединяло людей. В своей деятельности человек стал применять большое количество простых орудий. С этого времени начался новый этап в развитии человеческого общества, длившийся с 40 до 12 тыс. лет до н.э., именуемый верхним палеолитом. Техника этого этапа характеризовалась накоплением простых орудий, которые создавал человек уже современного типа (homo sapiens). «В процессе жизненной практики человек накопил большое количество случайно отличавшихся друг от друга орудий. Человек не мог не заметить, – пишет С.В. Шухардин, – что одними из них удобнее выполнять одни операции, а другими - другие. Это способствовало созданию различных орудий труда, их дифференциации». Первым набором специальных орудий, которыми осуществлялись различные действия процесса резания, явились: остроконечник, прикреплявшийся к древку путем обвязывания или с помощью вязкого смолистого вещества; скребло для соскабливания и подчистки кожи, перерезывания мяса, сухожилий; скребок для более чистого выскабливания кожи; проколка. Таким образом, человек, не наделенный ни клыками, ни когтями, ни чем-либо вроде черепашьего панциря для защиты, ни способностью к полету, подобно птице, ни скоростью бега антилопы или гепарда, нашел свой собственный способ выживания, опираясь на силу ума. Чарлз Дарвин так охарактеризовал древнего человека: «Он изобрел и умеет употреблять в дело различное оружие, снаряды, западни и пр., которыми защищает себя, убивает или ловит добычу и вообще добывает себе пищу. Он строит плоты и лодки, чтобы ловить рыбу или переезжать на плодоносные соседние острова. Он открыл искусство добывать огонь, при помощи которого твердые, деревянистые корни можно сделать удобоваримыми, а ядовитые корни и травы безвредными. Это последнее открытие, вероятно, самое великое из всех, за исключением речи, сделано еще до исторических времен. Все разнообразные открытия, которыми человек так выдался, будучи еще в самом грубом состоянии, суть прямые последствия развития его наблюдательной способности, памяти, пытливости, воображения и рассудка».

Использование специальных орудий привело к разработке и технологии палеолита. Для изготовления каменного орудия человек сначала брал кремень или обсидиан определенной величины и качества, служивший ядрищем (так называемый «нуклеус», обычно дисковидной формы), и с помощью второго твердого камня (отбойника) получал отщепы. Отщепы представляли собой только заготовку, которая подвергалась вторичной обработке. Для получения желаемой формы она оббивалась и подправлялась специальным приемом, получившим название «ретуши». Ретушь представляла собой тонкую подправку орудия для увеличения эффективности его действия в целом или для усиления рабочих частей орудия, в особенности острия.

Дальнейшее совершенствование техники выражалось в применении все большего количества простых дифференцированных орудий труда, в использовании огня, изобретении лука и стрел с каменными наконечниками, применении глиняной посуды. Появление лука и стрел, а затем и широкое их распространение относится к эпохе мезолита и раннего неолита (с 12 до 4 тыс. лет до н. э.).

В это время было сделано еще одно важное изобретение: обжиг глиняной посуды, придавший глиняной массе камневидность, водоустойчивость и огнестойкость. (Технология обжига глины впервые возникла на палеолитических стоянках Русской равнины (Костенки) и Богемии (Долни Вестонице. Павлов и др.: ок. 25 тыс. лет до н.э.). Здесь были найдены «палеолитические Венеры» терракотовые женские культовые статуэтки.)

С.В. Шухардин в книге «История техники» приводит разнообразные гипотезы о появлении первой керамики. По одной из них древнейшие сосуды плелись из веток и обмазывались глиной. Когда эти сосуды случайно попадали в огонь, плетеная часть их сгорала, а глиняная затвердевала настолько, что люди со временем не могли не заметить преимущества сосудов из обожженной глины. С изобретением глиняных сосудов человек получил новые возможности для приготовления и хранения пищи.

Не менее существенным в жизнедеятельности первобытного человека (и для истории пауки) были механические приспособления, используемые при охоте. Копье, дротик, в высшей степени оригинальный бумеранг, праща и болас, действие которого зависит от довольно сложных динамических и аэродинамических движений систем в пространстве, являются последовательным совершенствованием простого искусства бросания палок и камней. Более тщательно разработанным и более важным для будущего было выдающееся изобретение лука, которое, вероятно, имело место лишь в конце древнекаменного века. Лук представляет собой первое использование человеком механического запаса энергии, которая накапливается в луке при медленном натягивании тетивы и быстро расходуется в момент пускания стрелы. (Древнейшие древки стрел и наконечники, относящиеся к позднеледниковому периоду, т.е. к началу девятого тысячелетия до н. э. найдены археологами в Штелъмооре близ Гамбурга (Германия) (Макьюэн Э.. Миллер Р. Бергман К. Конструкции и изготовление древних луков // В мире науки. 1991. №8 с 42)).

«Следовательно, - замечает Дж.Бернал, - лук является первой используемой человеком машиной. Он должен был привести к более результативной охоте, и его употребление, по-видимому, распространилось с необычайной быстротой по всему миру».

По его вполне справедливому мнению, дня истории науки лук как одна из первых машин интересен втройне. Изучение полета стрелы стимулировало появление и развитие динамики. Лучковое сверло, заменяя действия рук по кручению трута или сверла и освобождая одну из них, было первым примером поддерживаемого вращательного движения. Звук натянутой тетивы, вероятно, привел к созданию струнных инструментов, и, таким образом, это был вклад, как в науку, так и в музыку. В древнекаменном веке возник и способ извлечения музыкальных звуков с помощью духовых инструментов, из которых горн и труба восходят, вероятно, к временам древнекаменного века. Из своего опыта первобытный человек достаточно хорошо знал, что воздух и ветер материальны, Пневматика началась с дыхания. Его можно было направлять, выдыхая или вдыхая воздух через полые кости или тростинки. Воздухом могли быть наполнены пузыри для переправы и он мог быть вытеснен из кузнечных мехов для раздувания огня. Его сила могла использоваться в духовом ружье для охоты или же в бамбуковом воздушном насосе для разжигания огня. Это движение свободного или управляемого поршня в цилиндре должно было привести к изобретению пушки и парового двигателя.

«Важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период между X и III тысячелетиями до н.э., называемый неолитом (новый каменный век), отмечается в книге «Хроника человечества», стало начало обработки земли. Археологические находки позволяют выделить в рамках каменного века несколько эпох. Первая начинается с появления человека и продолжается до X (VIII) тысячелетия до н.э., для нее характерно использование оббитых камней и отщепов. Во вторую эпоху уже появляются обработанные и отшлифованные каменные орудия с наконечниками из металла (Х-Ш тыс. до н.э.).

Британский исследователь Дж. Лаббок ввел в 1865г. для первой эпохи название «палеолит» (древний каменный век; от греч. παλαιος – старый, древний и λιτηος – камень), а для второй - «неолит» (новый каменный век; νεος новый). С 1892 г. переходный период (Х-IХ тыс. до н.э., для некоторых районов VШ-V тыс.) стали называть «мезолитом» (средний каменный век; μεσος – средний). Обработка почвы в неолите оказала такое существенное влияние на жизнь человека, что говорят о неолитической революции в истории человечества. Сознательное выращивание растений создало условия развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н.э.).

Именно обработка земли позволила человеку эпохи неолита впервые в истории начать широкомасштабное приспособление естественной среды обитания к собственным потребностям. Мелкомасштабным приспособлением можно считать создание древним человеком жилищ, наиболее ранние и эффектные из которых были созданы из мамонтовых бивней в приледниковых условиях Русской равнины.

Люди каменного века занимались присваивающим хозяйством (собирательством и охотой), поэтому они были неразрывно связаны с природой и зависимы от нее. В эпоху неолита возникает производящее хозяйство: получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство поселений делали человека относительно независимым от окружающей природы. «В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, подчеркивается в «Хрониках человечества», были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н.э.»

Возникновение земледелия представляет собою довольно сложную проблему, для се решения потребовалось привлечение ботанических, археологических, исторических, этнографических, геологических, географических и других свидетельств. Ведь «объяснение процесса перехода от охотничье-собирательского хозяйства к возделыванию растении и одомашниванию животных лежит в глубоком понимании сопряженного участия в этом процессе нескольких факторов геологического (палеографического), флористического, фаунистического и антропологического, которые действовали и последовательно, и синхронно» (С.А. Семенов). В четвертичном периоде геологический (определяющий) фактор привел к похолоданию и аридизации; последняя же обусловила вытеснение многолетних древесных форм травянистыми с однолетним циклом жизни. Широкое распространение травянистых покрытосеменных подготовило необходимые условия существования и развития человека. И когда в конце позднего палеолита, на исходе ледникового периода, человек занял все охотничьи угодья на планете, когда охотничье-собирательское хозяйство достигло своего предела, тогда наш биологический вид столкнулся с ситуацией рост числа охотников и собирателей и сокращение добываемой пищи. В итоге, замечает П.Кууси, «человечество как вид приобрело способность к освоению новых форм поведения... и постепенно перешло к сельскому хозяйству». (Земледелие в 400-600 раз продуктивнее охоты (Ю.В.Олейников)).

Именно «аграрная революция» привела к изменению человека - на земледельческой основе выросли цивилизации и города, т.е. именно переход к земледелию (и скотоводству) заложил подлинное начало истории человеческого общества. Земледелие не было, конечно, чем-то придуманным сразу; оно явилось результатом множества отдельных достижении в этой области. «Развитие земледелия и сопровождавшее его развитие техники, пишет С.Лилли в своей книге «Люди, машины и история», представляют собой первую в человеческой истории великую техническую революцию». Действительно, чтобы развивать земледелие, людям пришлось изобрести специальные орудия труда: деревянную мотыгу для рыхления почвы, деревянный или костяной серп с кремневой насадкой для жатвы хлебных злаков, цеп для их обмолота, ручной жернов для размола зерна.

Первым свидетельством систематического сбора пищевых растений в больших объемах, что может означать начало их возделывания, принято считать микролиты. Самые древние из них найдены в верхнем, третьем слое стоянки Сюрень (близ г. Бахчисарай). Г.Н. Матюшин замечает, что «...карта распространения геометрических микролитов точно совпадает с распространением сельского хозяйства» (Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М.. 1996. с. 147). Идея микролита понятна всем, кто пользовался безопасной бритвой: когда лезвие затупилось, его можно сменить. Микролиты (от греч. μικρος - маленький и λιτος - камень) - мелкие, правильной геометрической формы и стандартных размеров, изделия из кремня, обсидиана и других твердых пород камня, дающих острый режущий край, служившие вставками в деревянные, костяные и т.п. инструменты, в частности жатвенные. Микролиты закреплялись в орудиях в специальных пазах на природном асфальте, битуме, озокерите, горном воске и пр. Благодаря стандартной форме и размерам утерянный либо затупившийся микролит легко заменялся, что позволяло в период жатвы эффективно использовать все имеющиеся серпы.

Но земледелие как основа жизни не могло бы полностью заменить в этом отношении охоту и сбор пищи, если бы не было целого ряда вспомогательных нововведений2.

Не следует, как это делалось совсем недавно, ставить знак равенства между понятиями «производящее хозяйство» и «прогресс», «присваивающее хозяйство» и «отсталость». Так. Дж. Данамонд из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе считает земледелие «худшей ошибкой в истории человечества» Цит. по: Росс Филип Е. Красноречивые останки // В мире науки. 1992. №7. с. 81). Земледелие - вынужденная пищевая стратегия, к которой прибегали, чтобы дополнить рацион более здоровой пищей, чего охота уже не обеспечивала, возможно, из-за истощения подходящих стад в окрестностях. Экологические же последствия освоения земледелия в полной мере начинают сказываться только сейчас, когда выбраться из этою капкана уже практически, невозможно, и они таковы, что впору кричать «караул». «Мы не можем ждать милостей от природы... после того, что с ней сделали», - так перефразирован сегодня известный лозунг Мичурина. То, что у земли нельзя силой вырывать ее дары, и она должна сама отдавать человеку потребные ему плоды, понимали еще в древности. Иосиф бен Маттафия именно в нарушении этой заповеди видит тот непростимый грех изобретателя землепашества и плуга Каина, из-за которого его жертва не была принята Богом. Позволим себе длинную цитату: «Каин... <...> имел в виду одну только цель - получать выгоды; он первым изобрел землепашество, а затем убил брата своего по следующей причине. Однажды они решили принести жертвы Господу Богу. Каин возложил на алтарь произведения своего земледелия и плоды деревьев. Авель же молоко и перворожденное из стад своих. Господу же последняя жертва понравилась более, так как Он отдавал предпочтение тому, что возникло самостоятельно сообразно самой природе, перед тем, что было насильно вырвано из земли по расчету корыстолюбивого человека» (Флавий И. Иудейские древности. Минск, 1994. Т. 1. с. 18.). Идеи Каина, однако, были повсеместно и во все времена необычайно популярны. Ред.

Для изготовления деревянной мотыги и серпа потребовались специальные инструменты. Земельные участки под посевы приходилось расчищать. Для этого и для других целей люди совершенствовали плотницкие инструменты, появившиеся в мезолитическую эпоху, и были созданы новые, а именно: первые ручные мельницы, глиняная посуда, прядильная машина и ткацкий станок для изготовления тканей. Сравнительно долгое проживание на одном месте, которое стало возможным благодаря земледелию (по крайней мере, при высоком уровне его развития), позволяло ему создавать, накапливать и использовать орудия, которые для охотника были бы лишь тяжелой обузой. И, наконец, у человека выработалась привычка подчинять себе природу ради собственной выгоды - привычка, которая поощряла его к поискам дальнейших улучшений.

Стремление к новым улучшениям проявилось в доместикации растений и животных, что оказало немалое влияние на жизнь человека и привело к значительным последствиям. В «Хронике человечества» перечисляются следующие окультуренные растения, которые значительно изменились по сравнению со своими, дикорастущими предками: почти во всех частях Старого Света стали культивировать пшеницу, ячмень, овес, чечевицу и горох; в Америке возделывали тыкву, авокадо, фасоль (бобы) и кукурузу; в Восточной Азии - миндаль, бобы, огурцы, горох, пшеницу и просо, которое вплоть до II тысячелетия до н.э. было в Китае важнее риса. Благодаря тому, что пищи было достаточно, охотники меньше рисковали и гибли, они больше не убивали своих новорожденных (что неизбежно для выживания кочующих охотников). В результате существенно возросла численность населения. Часто людей на определенной территории становилось так много, что они не могли прокормиться, поэтому отдельные группы отправлялись на поиски новых мест.

В эпоху неолитической революции появилось скотоводство, тоже сыгравшее немалую роль в развитии техники. Знания о разведении животных люди получили уже в верхнем палеолите, когда отдельных диких животных не убивали, а оставляли размножаться. Находки в районе Али-Кош в современном Иране на севере Персидского залива свидетельствуют о том, что одомашненные козы и овцы существовали приблизительно с середины VII тысячелетия до н.э. Их выращивали не только на мясо, но и для получения молока и шерсти. Свиней, одомашненных к началу VI тысячелетия до н. э., не разводили в больших количествах, потому что они требовали много корма и были переносчиками болезней. В процессе доместикации животных и растений человек приспосабливал их к своим потребностям и одновременно изменял свою деятельность, то есть после периода охоты и собирательства пришло время земледелия. Затем с разведением животных начался период смешанной сельскохозяйственной деятельности. В этот период произошло разделение людей на земледельцев и скотоводов, создавших различные культуры.

«Кровь сок совсем особенного свойства». - замечает Мефистофель Фаусту. Точно так же и лошадь совершенно особенное животное, по крайней мере с тех времен, когда она была освоена «под верх», что привело к массивным и далеко идущим социальным последствиям. Совсем недавно принято было считать, что лошадь была приручена на Ближнем Востоке во II тыс. до н.э. Эта точка - зрения ошибочна. «Самые древние останки домашней лошади найдены в Южном Предуралье на стоянках [агидельской культуры] Муллино и Давлеканово. Они датируются по 14С рубежом VП-VІ тыс. до н.э. <...> До раскопок в Муллипо предполагалось, что самый древний конь появился в степях Украины. Там, на стоянке Дереивка <...> было найдено культовое захоронение коня такой же породы, какие были найдены в Муллино» (Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М.. 1996. С. 120-121). Этот исследователь считает, что «...лошадь была одомашнена в степях и лесостепях Южного Приуралья и Северного Понто-Каспня в VI тыс. до н.э.» (с. 55). Здесь человек впервые обнаружил, что лошадь можно использовать для верховой езды, что позволяет не добывать средства существования в тяжелой и рискованной борьбе с природой, а - отнять их уже готовыми. Хозяйство таких племен уместнее всего назвать не скотоводством, хоть они и разводили овец и, конечно, лошадей, свое главное средство производства, а «человеководством». и состоит оно в сборе дани с племен, которые, по собственному благоусмотрению, могут заниматься хоть земледелием, хоть животноводством, хоть охотой, хоть рыбной ловлей. В одном вмещающем ландшафте для представителей одного вида отныне появилось две экологических ниши. Дотоле однородное общество стратифицировалось, разделилось по этническому принципу на «эксплуататоров» и «эксплуатируемых». Несомненно, важнейшую роль в возникновении самой возможности этой ситуации сыграл высокий уровень развития земледелия, обеспечивший наличие прибавочного продукта. Иначе «человеководам» было бы попросту нечего отнимать. Ред.

«Развитие техники и общественной жизни в земледельческих культурах, отмечается в «Хрониках человечества», вело к зарождению первых цивилизаций. Излишки продукции земледелия позволяли развивать специализацию и кооперацию внутри коллектива, что приводило к разделению труда, неизбежному при выполнении тяжелых работ, непосильных для одной семьи. Таким образом, усилиями всей общины, например, были созданы оросительные системы, способствовавшие интенсификации сельскою хозяйства, и возведены крепостные ограждения. А внутри группы появлялись новые социальные группы, уже не связанные непосредственно с трудовой деятельностью, жрецы и воины».

Земледелие послужило основой для появления деревень и городов: первоначальные поселения и стоянки охотников каменного века превращались в деревни земледельцев новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближнем Востоке в начале VII тысячелетия до н.э. В развитых культурах неолита возникают крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей. Первые дома оседлых людей представляли собой круглые постройки, напоминавшие временные жилища охотников и собирателей. На фундаменте в виде круга ставили остов из палок и покрывали его кожей или соломой. Оседлые поселенцы вскоре начали строить дома из глины, а позже класть прочный каменный фундамент. При постройке нового жилья на месте разрушившегося или сгоревшего площадку под фундамент выравнивали, обмазывая глиной. Таким образом, возникали типичные возвышения (по-арабски телль), на которых до сих пор стоят деревни. Эти телли достигали высоты 20м. Вместо круглых построек появились прямоугольные, к которым легче можно было сделать пристройки и тем самым увеличить жилую площадь. Двери, как правило, находились выше уровня земли. Иногда вход был в плоской крыше, поэтому попасть в дом можно было по деревянной лестнице. Пол был из утрамбованной глины, а стены белили гипсом и часто украшали красными полосами или другими рисунками. Спали обитатели этих домов на рогожах или на возвышавшемся ложе скамейке, пищу готовили в специально отведенном месте.

Уже в древние времена поселения были укреплены.

Город, по самому смыслу слова - это поселение, окруженное защитной городьбой, крепостной стеной. Первые города появились, когда в результате экспансии всадников - «человеководов», избравших способом существования сбор дани. Человечество вступило в эпоху войн. «Примерно к 3500 г. до н.э. <...> [в Европе] произошло резкое увеличение числа поселков, окруженных рвами и массивными частоколами из бревен» (Колин Ренфрю. Социальная археология мегалитических памятников // В мире науки. 1984. №1. с. 80.); до этой поры крепостные стены практически неизвестны. - Ред.

Обычно вокруг деревни выкапывали ров и воздвигали вал. Одним из наиболее известных укрепленных городов был древний Иерихон. Его окружала стена шириной 1,75 и высотой 3м из камней, положенных друг на друга. Далее следовал вал из глины, а снаружи 3-метровый ров, достигавший в некоторых местах 9-метровой ширины. К стене примыкала конусообразная башня высотой 9м и такой же ширины в нижней части.

«Основными достижениями эпохи неолита, отмечается в «Хронике человечества», являются новый способ обработки камня, строительство из глины и камня, столярное и гончарное ремесла и такие технические изобретения, как гончарный круг, обжиг керамики и обработка металлов». Начало обработки металлов, другого важнейшего открытия, восходит к VIII тысячелетию до н.э. Переход от каменных орудий к металлическим и соответственно от возделывания растений к земледелию имел колоссальное значение в истории человеческого общества. Археологические материалы свидетельствуют, что для изготовления орудий и оружия человек, прежде всего, стал употреблять медь, хотя золото он, видимо, знал еще раньше. Во всяком случае, археологические раскопки показывают, что первые медные орудия (кирка, кинжал и небольшой топор), похожие на каменные, относятся еще к энеолиту, т. е. переходному периоду от каменного века к бронзовому (от 4 до 3 тыс. лет до н. э.).

Предполагают, что человек в поисках каменного сырья нашел самородную медь. Исследования археологических находок подтверждают, что вначале первобытный человек не знал способа плавки самородной меди и в основном применял ковку. Медь и железо порой встречаются в природе в самородном состоянии, и люди уже на одной из ранних стадий развития человеческого общества научились плавить и использовать их. Но они использовали их как высококачественный «камень» меньшей хрупкости, чем другие камни, из которых обычно изготовляли орудия труда. Такому «камню» можно было придавать нужную форму молотком, вместо того чтобы оббивать и стачивать углы и кромки, как это требовалось для обычных камней. Большой скачок вперед, по мнению С.Лилли, позволили сделать два ключевых открытия. Во-первых, оказалось, что прокаливание некоторых пород камней вместе с древесным углем давало медь так был открыт процесс выплавки металлов. Во-вторых, медь можно было выплавлять в специальных печах и выливать в особый сосуд заранее выбранной формы, где затвердевающий металл воспроизводил форму внутренней полости этого сосуда; так был открыт литейный процесс, так зародилась металлургия. Эти открытия были сделаны, по всей вероятности, в Месопотамии или где-то по соседству с ней примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры. Выплавка металлов из руд была важным шагом, потому что природные запасы самородных металлов незначительны и их использование не могло иметь, существенного значения для жизни людей. Более того, без открытия литья наиболее ценные свойства меди остались бы неиспользованными.

Хотя кое-где и существовали специализированные «заводы», но обычно каменные орудия изготовлялись самим человеком, пользовавшимся ими тогда, когда ему это было нужно. Иначе обстояло дело с металлом – тут требовалась высокоорганизованная система производства. Добыча руды в открытых карьерах (а затем и в подземных рудниках) потребовала уйму всякой техники для работы с глыбами твердых пород. Для практического использования меди понадобились многие вспомогательные изобретения в целях выполнения необходимых при этом трудовых операций. К тому же для этих трудовых операции были нужны многочисленные ремесленники-специалисты, освобожденные от производства пищи и получающие ее от общин.

Ранние неолитические общества были более или менее автономными в хозяйственном отношении, и торговля в них ограничивалась предметами роскоши, украшениями и амулетами. Но как только эти общества стали производить больше, чем это было необходимо для удовлетворения непосредственных потребностей, возникла тенденция к обмену произведенных излишков на доставляемые издалека товары, важнейшими из которых были медь и медные руды. «В то же время деревни вырастали в города с разным ремесленным производством, пишет С.Лилли, - например кузнечным и плотничьим, а позднее в них возникли такие совершен­но непроизводительные прослойки общества, как жрецы, царьки, привилегированная знать. Всех их надо было снабжать продовольствием и другими средствами удовлетворения основных жизненных потребностей, доставляемыми из окружавших города сельских местностей». Таким образом, развитие металлургии было бы невозможно без развития земледелия и средств сообщения.

Величайшим нововведением в земледелии наряд) с ирригацией оказалось изобретение плуга, с ним связано и другое важное изобретение упряжь для животных, прежде всего для быков. Таким образом, люди впервые стали использовать «нечеловеческий» источник энергии, чтобы избавить себя от бремени физической работы. В города приходилось доставлять продовольствие. Для этого и для других нужд по перевозке сельские жители пользовались полозьями, которые они унаследовали от своих мезолитических предков. А затем они сделали решающий шаг, подчеркивает С.Лилли, изобрел колесную повозку, по существу представлявшую собой сани на колесах, крепившиеся к дышлу плужной упряжки для быков. На колесных повозках в Шумере ездили уже в 3500 г. до н.э., а в Северной Сирии, быть может, и того раньше. К 3000 г. до н.э. они были широко распространены в Месопотамии, Эламе и Сирии, достигнув к 2500 г. до и. э. берегов Инда, однако в Египте они оставались неизвестными очень длительное время.

С лошадью и колесницей, а также вертикальным ткацким станком. культурой граната и олив познакомило Египет Среднего царства племя гиксов («гиксососов»: искаженное египетское «хекау-хасут», т.е. «иноземные цари»), захватившее в 1640г. до н.} «страну Та-Кем», и правившее здесь до 1570 г. - Ре<).

Когда животных запрягли сначала в плуг, а затем в повозку, это было первым примером выполнения работы не силон человеческих мускулов, а использованием иной силы. Приблизительно к тому же времени относятся и первые попытки использовать неживую силу: силу ветра для парусных судов. Парусные суда использовали в Египте вскоре после 3500 года до п. э.. а к 3000 году до н.э. египтяне уже свободно плавали в восточной части Средиземного моря и, по-видимому, в Аравийском море. Те относительные удобства и безопасность, которыми мы пользуемся сегодня, основаны главным образом на использовании неживой силы - энергии ветра, воды, угля и нефти. «Именно там, на древнем Востоке, на заре цивилизации, пишет С.Лилли, были сделаны первые шаги в направлении к нашей современной эпохе энергии».

В конце неолита, в период подъема материальной и духовной культуры, возникает письмо. Центром его распространения стали высокоразвитые шумерские города-государства, всю общественную жизнь которых контролировали жрецы. Они использовали знаки выпуклые изображения предметов, вдавленные в глиняные таблички. Появление этих значков обусловило возникновение в недалеком будущем письма, знаки которого были уже изображениями не конкретного предмета, а определенного понятия. В наиболее древних памятниках письменности мы находим лишь чисто хозяйственные записи, например перечень продовольствия и изделий труда, переданных храму. Со временем знаки становились все более абстрактными, они фиксировали уже и знания человека о природе, позволили осуществлять обучение будущих жрецов и чиновников.

Различные виды знания, приобретаемые первобытным человеком, об орудиях труди, огне, животных и растениях, сохранялись в форме ритуалов и мифов.

«Чтобы понять генезис науки, - пишет Дж. Бернал, недостаточно описать ее развитие, не выходя за рамки опыта человека тех времен. Необходимо также изучить этот опыт в свете современной науки». Так, изготовляя и используя орудия, человек тем самым преобразовывал природу в соответствии со своим желанием. Это явилось истоком рациональной механики - овладения законами движения материи в пространстве, выраженным в умении обращаться с рычагом, луком, бумерангом и боласом.

Начало рациональной области, как известно, заложено в структуре физического мира и сенсорно-моторного механизма, который развивался у животных в течение миллиардов лет таким образом, что на каждой ступени они могли все лучше его использовать. Вначале она зарождается непосредственно из зрительно-двигательных элементов самого человеческого тела: унаследованных координированных действий глаза-руки, которые дали человеку такое преимущество над другими млекопитающими, в особенности, когда он стал общественным животным. Исходя из этого, Дж. Бернал делает вывод о том, что «возможность рационального мышления человека возникает при его отношениях с окружающим его физическим миром». Пользуясь рычагом, человек видел, что происходит с одним его концом, если передвинуть другой. Именно на основе координации глаза и руки впервые возникла рациональная наука механика. И именно в этой области, и вначале только в этой области, стало возможным увидеть и интуитивно почувствовать, как что-то действует. Это чувство было значительно укреплено знаниями, полученными из изучения первоначальной техники. Корни статики и динамики должны быть найдены в обработке, изготовлении и использовании орудий. «Таким образом, еще задолго до того, как могла существовать какая-либо наука, человек уже имел внутреннюю и жизненно необходимую математическую логику в физическом обращении с определенными и абстрактными объектами. По мере развития науки именно физический аспект всегда оставался ведущим, с точки зрения рациональности, над другими аспектами науки» (Дж. Бернал).

Так же, как орудие труда было основой физики и механики, огонь является основой химии. Раньше всего появилась простейшая и жизненно необходимая практическая химия - приготовление пищи. Именно из этого употребления огня впервые возникло более специфически управляемое и научное использование огня в гончарном производстве и позднее - в производстве металла. Не так трудно поджарить мясо на дровах или даже испечь корнеплоды в золе, но кипячение представляет собой целую проблему, решение которой должно было привести к дальнейшим великим достижениям. В итоге возникла важная идея преобразования материалов путем опускания и помещения их в реактивы, первыми триумфами которой было появление искусства дубильщика и красильщика. «Так уже в древнекаменный век были заложены основы практических рецептов, из которых затем должна была возникнуть рациональная химия» (Дж. Бернал).

Знания, полученные древним человеком о повадках животных и свойствах растений, легли в основу современной биологической науки. Существенно то, что в часто встречающейся пещерной живописи, рисунках и скульптуре предметом изображения почти исключительно служат животные. Эти изображения не ограничиваются внешним видом животного - часто рисуются кости, сердце, внутренности, что свидетельствует о зарождении анатомии из обычая разрезать добычу. «В действительности именно благодаря этому биологическому аспекту жизни первобытных людей, замечает Дж. Бернал, - появилась техника живописного изображения, явившаяся основой не только изобразительных искусств, но также и графического символизма, математики и письма, которые сделали возможным появление рациональной науки».

Неолитическая революция явилась необходимым условием генезиса цивилизаций, о чем идет речь в работе Р. Кулборна «Происхождение цивилизованных обществ», последователя А. Тойнби. В ней на основе анализа целого ряда материальных факторов формулируется несколько основополагающих положений. В первую очередь отмечается, что самым необходимым условием возникновения цивилизации является зерновое земледелие, представляющее основной вид занятия населения. Однако этого было недостаточно для генезиса цивилизации, ибо для появления новою социокультурного феномена требовался целый комплекс благоприятных условий. К их числу Р. Кулборн относит, во-первых, природно-климатический фактор – наличие плодородных речных долин с их аллювием и периодическими разливами, с широкими возможностями для ирригации (в них, собственно, и возникли все первичные цивилизации): во-вторых, процессу генезиса очагов этих первичных цивилизации способствовало смешение племен и культур на относительно компактной и ограниченной территории, т. е. первичная цивилизация есть итог амальгамации примитивных коллективов с их уровнем культуры; в-третьих, генезис цивилизации также обусловлен прежде всею не урбанизацией пли письменностью, а способностью к быстрым изменениям, внешним влияниям (диффузия культур), циклическим развитием и силой контроля над средой; в-четвертых, свою роль сыграла формировавшаяся в недрах каждой возникавшей цивилизации новая религия, представлявшая собой конгломерат элементов старых религий; в-пятых, новая цивилизация вырабатывала свои стиль, имеющий элементы, как сходные с другими, так и свои собственные, присущие только ей, и этот момент весьма существенен.

В труде Р.Кулборна фактически отмечено все то, что сыграло важную роль в процессе происхождения первичных очагов цивилизации. Однако в нем не получил ответа один вопрос, а именно: каков механизм процесса генезиса цивилизации, названным известным археологом Г.Чайлдом «городской революцией», что подчеркивает революционизирующую роль этого важнейшего качественного скачка в истории развития человеческою общества. Вместе с тем современная наука располагает данными, которые свидетельствуют о том, что эта «городская», или «вторая», революция сама является производной от предшествующей ей неолитической революции, подготовившей материально-технические предпосылки «городской революции». Отечественный исследователь Г.Ф. Сунягин отмечает: «...возникновению цивилизации предшествовал кардинальный переворот в труде как способе обмена веществ между людьми и природой, который именуется в науке «неолитической революцией» и который, в конце концов, привел к замене присваивающей системы хозяйствования производящей. Уже тот факт, что мы не знаем ни одной цивилизации, возникшей на базе охоты и собирательства, а также то, что древнейшие цивилизации складываются на базе очагов древнейшею интенсивного земледелия, позволяет, на наш взгляд, сделать вывод, что цивилизация продукт производящей системы хозяйствования, и в этом смысле проблема генезиса цивилизации это, прежде всего, проблема генезиса земледелия как качественно новою, по сравнению с охотой, способа бытия "родовых сущностных сил» человека».

Именно «аграрная революция» привела к изменению человека – на земледельческой основе выросли цивилизации и города. Их признаки Г. Чайлд перечисляет в следующем порядке: 1) поселения с большим и плотным населением: 2) специализация ремесел и труда: 3) концентрация богатств; 4) монументальная общественная архитектура; 5) общество, построенное на классах; 6) письмо и системы исчисления: 7) зарождение науки; 8) высокие стили искусств; 9) обмен на большие расстояния: 10) возникновение государств. Эти признаки и показывают характер изменения поведения человека; перед нами коренное преобразование в развитии человечества. Нельзя не согласится с высказыванием Н.Н. Моисеева о двух бифуркациях (перестройках) мезолитической и неолитической революциях: «В результате первой произошло затухание внутривидовой борьбы и естественною отбора, характер эволюционного процесса коренным образом изменился: чисто биологическая эволюция уступила место эволюции общественных форм бытия человека. В результате второй возникла частная собственность, и снова качественно изменился характер эволюции, но теперь уже самого общества. Иным стали общественные отношения – появились новые стимулы его развития. В обоих случаях произошло резкое ускорение всех процессов развития».

Не становление земледелия вообще привело к возникновению цивилизации, а один из его специфических вариантов, который позволил разорвать, первобытную однородность и возникнуть первому очагу цивилизации. Таковым, как известно, является ближневосточный вариант, исследование которого и лежит в основе формирования понятия «неолитическая революция». Как раз здесь, на Ближнем Востоке, интенсивное земледелие послужило основой кардинального преобразования всего общества. В целом можно сказать, что в эпоху неолитической революции были в потенции заложены все те изобретения и открытия, которые потом разворачивались на протяжении всей последующей истории человечества вплоть до нашего времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: