double arrow

Тема 3. Образы законодателей и процесс законотворчества в живописи


Раздел II. Право и изобразительное искусство

В конце III тыс. до н.э. во времена III династии Ура царства Шумера и Аккада царь-законодатель Ур-Намму изображен на барельефе держащим свиток (свод законов) и получающим от бога Шамаша наставление по справедливости.

Аналогичный сюжет относится к правлению царя Хаммурапи, изображенного на базальтовой стеле с официальным текстом законов. В преамбуле к своим законам Хаммурапи первым провозгласил идею единства права и верховенства закона: «Мой жезл – жезл правости».

Рафаэль Санти в своей знаменитой росписи «Станца далла Сеньятура» (комната папского трибунала) изобразил момент утверждения систематизированного римского права императором Юстинианом – corpus juris civilis (свод римского гражданского права) и утверждения Папой Римским Григорием IX corpus juris canonici (свод канонического права) как ведущих правовых систем в средневековой Европе. На потолке, с правой стороны росписи, посвященной праву, он изобразил суд Соломона, символизирующего идею воздаяния по заслугам, а в левом углу – суд Аполлона, символизирующего идею неотвратимости наказания.

Юриспруденцию как науку о божественном и человеческом праве, как систему знаний о справедливом и несправедливом поведении людей Рафаэль изобразил в образе Фемиды (богини права и справедливости).




В России широко известной картиной является полотно художника
Д. Г. Левицкого, на которой изображен идеализированный портрет «Екатерина II – законодательница». В этом образе художник раскрывает идею просвещенного государя – служителя законов, правопорядка и забот о благе народа.

Скульптор Ф. И. Шубин изваял императрицу в образе просвещенной самодержицы с рогом изобилия, творящую справедливые законы и обеспечивающую благосостояние граждан.

Художники О. Домье, И. Е. Репин, В. А. Серов, С. В. Герасимов в своем творчестве не раз обращались к юридической тематике.

Литография «Законодательное чрево» О. Домье изображает депутатов, заседающих в парламенте времен правления Луи Филиппа. В литографии показано полное безразличие участников заседания к общественным интересам.

И. Е. Репин создал грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года». В группе изображено несколько крупных юристов, оставивших след в истории отечественной юриспруденции: И. Л. Горемыкин, Д. И. Набоков, К. П. Победоносцев, И. И. Шамшин.

В. А. Серов является автором полотна о Втором съезде Советов, принявшем важнейшее решение о переходе к новому общественному и государственному строю. Художник изобразил съезд как беспорядочное и бурное проявление эмоций, а не как момент огромной важности в делах государственного строительства, круто изменившего судьбы миллионов людей, оставшихся за рамками картины.







Сейчас читают про: