Культура домонгольской Руси

Последствия и значение феодальной раздробленности.

Натуральное хозяйство, господствовавшее в период феодальной раздробленности, приводило к ослаблению капитала, денежный отношений. Феодальная раздробленность, наиболее полное развитие получившая в удельном порядке северо-восточной Суздальской Руси, приводит к тому, что служилый класс, формировавшийся из княжеских дружин Киевской Руси, все более приобретает землевладельческие интересы, землевладение все больше становится для бояр, ратных людей и вольных слуг основой общественного значения этого класса. Вместе с тем из строя общественных сил выбывает класс, преимущественно работавший торговым капиталом, класс состоявший из промышленных обывателей больших вольных городов того времени.

Главные следствия удельного порядка таковы: под действием удельного порядка северная Русь политически дробилась все мельче, теряя и прежние слабые связи политического единства; вследствие этого дробления князья все более беднели, замыкаясь в своих вотчинах, и превращались по своим понятиям и интересам в частных сельских хозяев, теряли значение блюстителей общественного блага, а с этой потерей падало в них и земское сознание. Все эти последствия подготовляли благоприятные условия для дальнейшего политического объединения Руси, т.к. когда из среды обедневших и измельчавших удельных князей поднялся один сильный владелец, он не встретил со стороны удельных князей дружного отпора своим объединительным стремлениям.

Всем этим определяется значение удельного порядка в нашей политической истории: он своими последствиями облегчил собственное разрушение.

Старая Киевская Русь не устроила прочного политического единства, но завязала прочные связи единства земского. В удельной Руси эти связи окрепли; перемешанные колонизацией местные особенности слились в единое великорусское племя. Удельный порядок стал переходной политической формой, посредством которой Русская земля перешла от единства национального к единству политическому. М.Н. Воробьев в своих лекциях говорит о культурно-историческом аспекте, о том, что в период феодальной раздробленности расцветает древнерусская культура.

XII-XIII вв. – эпоха раздробленности. В этот период в связи с упадком Киева и политическим обособлением отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и разнообразнее.

Материальная культура эпохи сравнительно мало изменилась по сравнению с периодом Киевской Руси. Происходило дальнейшее совершенствование ремесленных навыков, позволившее, например, достичь большей прочности клинков.

Сохранились прежние виды и важнейшие темы фольклора. Былины киевского цикла о Владимире Красном Солнышке и его богатырях были чрезвычайно распространены на Северо-Востоке, сохраняя народную память о былом единстве Руси.

Более непосредственно появление новых культурных центров проявилось в летописании, литературе, художественном творчестве.

Летописание. Крупнейшими центрами летописания в XII в. являлись Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынская земли.

Новгородское летописание возникло еще в эпоху Киевской Руси. Предметом внимания новгородских летописцев всегда являлись в первую очередь местные, городские дела. Особое внимание Новгородская летопись уделяла событиям 1136 г. (изгнание князя Всеволода Мстиславича), положившим начало политической самостоятельности Новгорода. Новгородские летописи создавались не при княжеском дворе и не в монастырях, а в среде белого городского духовенства. Поэтому в них встречается немало бытовых подробностей, что не характерно для придворного княжеского летописания, преобладавшего в других русских землях.

Галицко-Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для Галиции. Летопись восхваляла князей Романа и Даниила, пропагандировал идею сильной княжеской власти. Для галицкой летописи характерна поэтичность, зачастую пренебрегающая хронологической точностью.

Летописание Северо-Востока зародилось при Андрее Боголюбском и отразило стремление этого князя утвердить первенство Владимиро-Суздальского княжества во всей Русской земле.

В XII в. общерусское летописание сменилось областным. Все летописцы сохранили понимание единства Руси и потому всякий раз начинали повествование с ПВЛ, но, продолжая его, описывали, главным образом, местные события. В определенной степени это сужение кругозора компенсируется более пристальным вниманием к повседневной жизни.

Литература. Сознание единства Русской земли – ведущая тема литературы XII-XIII вв. Крупнейшим литературным произведением этой эпохи считается «Слово о полку Игореве», посвященное походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор «Слова» видит в распрях между князьями, в их неподчинении великому киевскому князю. Самыми выдающимися частями «Слова о полку Игореве» являются «Плач Ярославны» и «золотое слово» киевского князя Святослава Всеволодовича, наполненное глубокой болью за Русскую землю и призывом к единению.

На рубеже XII-XIII вв. было написано «Моление» Даниила Заточника, отличающееся выразительным рифмованным языком и поэтичными художественными образами. Даниил восхваляет княжескую власть, на которую уповает как на милость Божью. Даниил Заточник, как и другие авторы XII-XIII в., выражает тревогу за судьбу русской земли, раздираемой княжескими усобицами.

Архитектура. В связи с оформлением самостоятельных княжеств в XII в. быстро развивалось каменное строительство, поскольку князья стремились украсить города и монастыри, подчеркивая тем самым свое богатство и величие. Значительно больше стало строиться каменных церквей. Вместе с тем большинство из них значительно уступали в размерах и богатстве отделки соборам киевской эпохи. Типичным стал одноглавый крестово-купольный храм.

Два направления в архитектуре XII-XIII вв. представлены зодчеством Новгорода и Владимира.

В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на средства горожан, предназначались для повседневной службы, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. Новгородские церкви были приземисты, имели мощные стены. Наиболее известны среди них Георгиевский собор Юрьева монастыря (трехкупольный), церковь Спаса на Нередице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскевы Пятницы на Ярославовом дворище.

Новгородское зодчество оказало большое влияние на архитектуру других северо-западных земель: Пскова, Старой Ладоги.

Зодчество Владимиро-Суздальской земли, окончательно сложившееся во времена Андрея Боголюбского, во многом отличалось от новгородского. На Северо-Востоке строили не из кирпича, а из белого камня. Многие здешние постройки испытали влияние романского стиля. Владимирские соборы (Успенский и Дмитриевский), княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота Владимира величественны и нарядны. Дмитриевский собор, построенный при Всеволоде III Большое Гнездо, славится обилием тонкой каменной резьбы. Церковь Покрова на Нерли отличается исключительным изяществом пропорций, обманчивой легкостью, устремленностью ввысь.

Изобразительное искусство. Изобразительное искусство XII-XIII вв., как и в эпоху Киевской Руси, было связано с росписью храмов и представлено, в основном, фресками. Лучше всего они сохранились в Новгородской земле. Торжественность фресковой росписи несколько уменьшилась по сравнению с XI в, но изображаемые фигуры стали более динамичными. Самым ярким образцом новгородской фрески является роспись в церкви Спаса на Нередице.

Фресковую роспись имели и Владимирские храмы, но сохранились лишь единичные образцы фресок.

28. Татарское нашествие.

В первой половине XIII века в южно-русских степях явились из Азии татаро-монгольские орды. Чингисхан (великий хан) образовал огромное государство от Тихого океана до Каспийского моря.

В 1223г. татаро-монголы угрожают половцам, русские им помогли, но были разгромлены на реке Калке.

В 1227г. Чингисхан умер поделив свои владения между сыновьями. Земли на запад от Урала достаются его внуку Батыю.

В 1236г. Батый с огромной ордой начал свои завоевательные походы. Он покорил волжско-камских болгар и разорил их столицу, Великий Булгар.

В 1237 г. Батый подошел к пределам Рязанского княжества и потребовал признания его власти и «десятины во всем». Рязанские князья гордо отказались. Когда Рязанские князья обратились к Великому князю Владимирскому Юрию Всеволодовичу с просьбой о помощи. Он их не послушал и хотел воевать отдельно. Так все русские земли оказывали отчаянное сопротивление, гибли поодиночке. Завоевав Рязанские земли, татары вторглись в землю Суздальскую, сожгли Владимир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Москву, Тверь.

Великий князь Юрий пытался остановить татарскую лавину, но в битве на реке Сити был разбит и погиб (1238). В течение двух лет Батый покорил всю Северо-Восточную Русь.

В 1239-1240 гг. Батый покорил юго-западные русские земли, Чернигов, Переяславль Южный, Киев.

1241-42 гг. – годы вторжения в Польшу, Моравию, Силезию, и затем отступления. Сарай на Нижней Волге становится столицей Золотой Орды, которая постепенно становится независимым от монгольского хана государством. Русь стала «улусом» татарского хана. Власть хана легла поверх власти русских князей, которые получали от хана подтверждение своих владетельных прав. Великий князь Владимирский тоже получал «ярлык» на великое княжение. Хан давал ярлык не считаясь со старшинством князей, кому хотел.

В 1243 г. хан признал старейшим русским князем Ярослава Вселдовича, отравленного в 1246 г. Престол занимает его брат Святослав, а потом его сыновья Андрей и Александр Невский, получивший в 1252 г. «старейшество во всей братии его».

Все население покоренных русских земель, за исключением духовенства, было обложено тяжкой данью, которая собиралась татарскими чиновниками – «баскаками» и данниками или «бесерменскими» купцами, которые, уплатив хану требуемую сумму, с лихвой собирали ее с населения.

В 1262 г. восстание в Суздальской земле – Александр Невский (ум. 1263г.) вымаливает прощение мятежникам в Орде.

1327 г. – антитатарский мятеж в Твери – жестокая расправа карательной экспедиции.

В первой половине XIV в. татары поручили сбор дани русским князьям (Иван Калита ум. 1341 г.). Татарское иго послужило укреплению княжеской власти и ослаблению вечевого демократического элемента. Князья при решении внутренних вопросов опирались на татарскую силу.

Влияние татар на русскую культуру вообще было невелико, поскольку руководящей культурной силой была православная церковь (татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям).

Последствия нашествия. Монгольское вторжение принесло Русской земле страшное разорение. Из 74 городов 49 были разрушены, в 14 жизнь более не возродилась. Были утрачены многие ремесленные секреты: умение изготовлять стеклянную посуду, оконное стекло, техника перегородчатой эмали и др. На полвека прекратилось каменное строительство.

Тяжелый урон понесли феодалы. Большая их часть погибла. На смену дружинникам пришли выходцы из непривилегированных слоев общества, привыкшие быть не вассалами, а слугами князей. Так монгольское нашествие способствовало смене отношений вассалитета отношениями служебничества, усилило движение Руси к деспотическому правлению, т.е. оно принесло не только разрушения и экономический упадок, но также культурную и политическую деградацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: