Культура – напряжённое поле взаимодействия трёх основных модификаций предметной деятельности (материальной, духовной, художественной). В этом поле множество потоков и форм – спектральные ряды, в которых действуют механизмы континуальности и дискретности.
Предметная деятельность может быть мотивирована двояко:
- целенаправленная мотивация;
- самоцельная мотивация.
Целенаправленная деятельность человека порождает труд, самоцельная деятельность порождает игру.
Предметная деятельность человека протекает между этими крайними точками, но есть сферы деятельности, в которых совмещаются элементы труда и игры, в которых труд и игра взаимозаменяемы.
Модальности культуры, характеризующие процессы опредмечивания:
- труд;
- игра;
- обычай, ритуал, символическое поведении;
- художественное творчество.
Опредмечивание – коллективная деятельность, общение.
Общения связано с предметной деятельностью исторически, функционально, структурно-логически.
Коммуникация: субъектно-объектные отношения; монолог; Я – Он; цель – передача сообщения.
Общение: межсубъектные отношения; диалог; Я – Ты; цель – сотворчество; особая форма человеческих отношений, обеспечивающая культурный уровень общения.
ТРИ ФОРМЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ –
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО,
ТЕХНИЧЕСКАЯ ВЕЩЬ,
(конспект)
Начинается этот человекотворческий акт с того, что наш предок встал на ноги. Потом все дети будут повторять это, но уже с помощью мамы. Этот факт обнаруживает свою внегенетическую, человечески-самостоятельную, т.е. – культурную сущность.
Изменение анатомии человеческого тела имело решающее значение на развитие мозга, а именно асимметрию полушарий.
Деятельность левого полушария привела к возможности абстрактного мышления и его словесному выражению. Т.е. произошло «овнешнение» мысли. Интеллектуальная информация опредмечивалась в речи. Это послужило условием её обобществления – т.е. передачи другим людям в ходе совместной коллективной деятельности.
Таким образом, первичная форма существования культуры – физическая культура. Это физическая форма культуры, фундамент всей вырастающей на нём сложнейшей духовной и художественной культуры.
Предметный мир культуры – её «наличное бытие». Именно предметное бытие культуры является её центральным слоем. Деятельный аспект культуры эфемерен, он реально существует только тогда, когда протекает, а предметы, которые создаются в этом процессе опредмечивания, сохраняются в веках.
Учитывая слоевое строение культуры (материальная культура, духовная культура и художественная культура), следует рассмотреть предметный мир культуры в каждом её слое.