Техническая вещь
В процессе десакрализации обряда
1. спорт становился всё более игровой или самостоятельной формой жизни человеческого тела;
2. увеличивалась символическая значимость тела, т.е. тело входило в культуру своей художественной деятельностью.
Таким образом, постепенно
физическое тело становится работоспособным;
обрядовое тело, в котором отождествляются физические и символические свойства тела, превращается в относительно самостоятельные говорящее, украшенное и выразительное тело;
детское тело, культивируемое в игре, продолжает развиваться в игре и спорте.
Все виды телесной культуры человека могут быть образами в искусстве.
Так же, как тело, вещь является одновременно природно-материальным объектом и объектом культурным.
История вещей начинается с их изготовления.
Их первая роль – потребительная стоимость, т.е. определение меры полезности вещи человеку.
Полезная вещь – изначальная форма существования вещи в культуре. Одновременно вещь становилась средством социальной организации первобытного коллектива – носителем социальной информации, так как на вещь наслаивались ценностные смыслы. Таким образом, полезная вещь становилась вещью говорящей, обладающей эстетическим качеством и художественной выразительностью.
Постепенно сформировалось три типа предметов:
- производственные, будничные;
- ритуальные, наделённые особым культовым, а позже – политическим значением, эстетической ценностью, художественной выразительностью (шапка→корона, шапка Мономаха; стул→трон; одежда→мантия и т.п.).
- игрушка.
Как бы вещь ни изменялась, она не утрачивает свою способность «говорить». Многие исследователи рассматривают мир вещей как один из «языков культуры» (Р.Барт, Ю.М.Лотман, Ж.Бодрийяр и др.).
Вещь неизбежно становится образом вещи в искусстве.
Значительными и интересными работами о природе вещей являются работы Р.Барта и Ж.Бодрийяра.
Р. Барт. Семантика вещи
// Р. Барт. Система моды: Статьи по семиотике культуры. М., 2003. С.416-426.
Вещь – это нечто, что для чего-то служит.
- функцией (она есть даже у «безделушки», её функция – эстетическая целесообразность);
- смыслом, т.е. вещь не только «говорит» нам о своём предназначении, но и ещё о чём-то (например, белый телефон говорит не только о том, что это телефон, но и о том, что это роскошный, модный телефон и т.д.); т.е. смысл не исчерпывается применением вещи; бессмысленных вещей нет (имеют смысл даже не имеющие смысла вещи, т.е. их смысл – бессмысленность).
Вещь может быть рассмотрена в двух характеристиках:
- символическая, т.е. вещь отсылает нас к некоторому означаемому (вещь имеет свой смысл); символическая характеристика вещи – это глубина вещи;
- таксономическая, (таксономия – наука о классификациях), т.е. вещь не просто что-то значит сама по себе, но и включается в классификационный ряд, который тоже обладает своим смыслом (например, для того, чтобы показать изношенную вещь в театре, нельзя показать просто старую вещь, надо придумать какие-то дополнительные знаки изношенности); таксономическая характеристика вещи – это ширина вещи.
Мы верим, что живём в практическом мире применяемых, функционирующих, всецело прирученных вещей, а в реальности мы благодаря вещам находимся ещё и в мире смысла. Смысл – это всегда культурный факт, продукт культуры.