Предметная деятельность – сознательный, целенаправленный, свободный в избираемых целях и средствах способ опредмечивания человеческих замыслов.
КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Превращение психических способностей в реальный поведенческий акт осуществляется благодаря желанию, установке, целеполаганию, воле, духовного удовлетворения от работы (принцип обратной связи). Основная оппозиция, характеризующая деятельность человека на этом уровне, – репродуцирование– творчество.
Человек представляет собой трёхуровневое единство:
- индивидуальный субъект – личность;
- совокупный субъект – женщина, русский, спортсмен и т.п.
- родовой субъект – Homo sapiens (на языке биологической таксономии) или «транцендентальный субъект» (на языке гносеологии).
(конспект)
Способы предметной деятельности, как и формы общения, человечество изобретает, а каждый человек вырабатывает их в собственной жизни.
Это – телеологическое (от греч. – цель, результат) и технологическое измерение культуры (представляется чрезмерно узким сведение культуры только к технологии деятельности – Э.Маркарян, З.Файнбург).
|
|
Одно из самых важных понятий, характеризующих сущность культуры – свобода. Традиционная трактовка свободы восходит к Гегелю и Ф.Энгельсу: «свобода есть осознанная необходимость».
Однако осознание необходимости не рождает свободы действия, так как свобода предполагает выбор действия.
Но:
- она может быть ограничена в тех ситуациях, когда человек сталкивается с объективной необходимостью (наука, техника, социальные отношения);
- свобода исторична: её предпосылки – в жизни животных (в отличие от растений, которые «привязаны» к земле, животные выбирают линию своего поведения), но выбор животных – не полностью свободен, так как детерминирован инстинктом; на ранних стадиях культуры свобода была сильно ограничена зависимостью человека от обычаев, запретов и т.п.; христианство сделало образ загробного воздаяния зависимым от свободно избираемого поведения человека на земле, тем самым заложив основу понимания свободы как некой ценности; в 19 в. свобода понимается как одна из высших ценностей и распространяется не только личность, но и сословие, нацию, поколение, профессиональные союзы и др.; свобода стала центральной категорией эстетики философии (экзистенциализм, Н.Бердяев и др.).
Свобода – внутренняя основа культуры;
– условие её существования.
Свобода отличает человека от:
– ещё несвободной биологической активности животных;
– уже несвободной механической активности машин (машина – продукт
культуры, но не её субъект).