double arrow

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

1

C6

C5

C4

Из книги советского руководителя.

«Российское руководство тяготил какой бы то ни было центр. Оно действовало по принципу: сейчас или никогда. Вот где корни того, что произошло в Минске, в Беловежской Пуще...

Первые дни декабря были наполнены тревогой. Не только журналисты, но и зарубежные государственные, общественные деятели искали контактов со мной.

Они хотели знать, что происходит и какая судьба ждёт те грандиозные начинания, которые оказали огромное воздействие на всю мировую ситуацию. Больше того, они искали в моих оценках подтверждения надежды, что не пойдёт всё прахом. И наверное, правильно полагали, что от моего поведения в этот драматический момент многое зависело для сохранения элементов стабильности, мирного характера бурных процессов.

3 декабря мне позвонил канцлер Германии Гельмут Коль. Мы — друзья. И разговор, как всегда, был предельно откровенным. Характерны и вопросы, которые затрагивались. Скажи, спросил он, как у вас в действительности обстоят сейчас дела? Я ему ответил, что в ближайшие дни и недели предстоит решить кардинальнейшие вопросы, связанные с подписанием нового Союзного договора и с практическим началом широкомасштабных экономических реформ...




Главная мысль при этом состоит в том, чтобы не свести все реформы только к повышению цен… И самое важное — всем республикам действовать сообща».

C1Назовите фамилию автора воспоминаний. К какому году они относятся?

C2Опираясь на содержание текста и знания курса истории, укажите не менее трёх причин кризиса, описанного в воспоминаниях.

C3Какие пути выхода из кризиса видел автор? Приведите не менее двух положений. Укажите основной итог описанного кризиса.

Согласно летописной легенде, перед князем Владимиром встал вопрос о выборе религии. Ему нужно было выбрать между христианством западным, христианством восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трёх объяснений такого выбора.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Вторую половину царствования Александра I (после войны 1812 г.) можно считать периодом реакции».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох.

Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.



1) Иван Iv
2) М.М. Сперанский
3) Л.И. Брежнев
4) М.С. Горбачев

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

ТЕСТ – вариант А

1. В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ВЗГЛЯДЫ АНТИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ СЧИТАЮТСЯ:

А) эмпирической психологией

Б) донаучным периодом психологии

В) описательной психологией

2. ОСНОВНЫМ ПРЕДМЕТОМ ДОНАУЧНОГО ПЕРИОДА ПСИХОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ

А) представления об аффектах

Б) представления об ощущениях

В) представления о душе

3. ПОНИМАНИЕ ДУШИ КАК ПРИЧИНЫ ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА ХАРАКТЕРНО ДЛЯ:

А) Демокрита

Б) Лукреция

В) Вергилия

4. «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ» – МАКСИМА, АВТОРОМ КОТОРОЙ СТАЛ:

А) Аристотель

Б) Платон

В) Сократ

5. ИДЕИ О БОЖЕСТВЕННОМ РАЗУМЕ КАК ЕДИНСТВЕННОЙ ПРИЧИНЕ ВСЕХ ЯВЛЕНИЙ И АКТИВНОЙ СИЛЕ ЗНАНИЯ ПРИНАДЛЕЖАТ:

А) Аристотелю

Б) Сократу

В) Демокриту

6. УЧЕНИЕ О ДУШЕ, УЧЕНИЕ О ПРОЦЕССАХ ПОЗНАНИЯ, УЧЕНИЕ О ЧУВСТВАХ, УЧЕНИЕ О ВОЛЕ И ХАРАКТЕРЕ – ПЛОДЫ ТВОРЧЕСТВА:

А) Аристотеля



Б) Платона

В) Теофраста

7. «ОПЫТ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЗНАВАТЬ ТЕЛО, НО ОН БЕССИЛЕН ПОЗНАТЬ ДУШУ. ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ДУШИ НУЖНО НЕЧТО ДРУГОЕ, ОСОБЫЙ РОД ВДОХНОВЕНИЯ, НЕКОЕ ВНУТРЕННЕЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЕ ПОСТИГАТЬ ТО, ЧЕГО НЕ МОЖЕТ ОТКРЫТЬ ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ» – ЭТА ЦИТАТА ПРИНАДЛЕЖИТ:

А) Ф. Аквинскому

Б) М. Экхарту

В) Р. Бэкону

8. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ У ДАННОГО АВТОРА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ: «ОДНА ИЗ НИХ РАССМАТРИВАЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК ТАКОВОГО, ВТОРАЯ – В ЕГО ОТНОШЕНИИ К ОБЩЕСТВУ. ПЕРВУЮ ИЗ НИХ НАЗЫВАЕМ ФИЛОСОФИЕЙ ЧЕЛОВЕКА, ВТОРУЮ – ГРАЖДАНСКОЙ ФИЛОСОФИЕЙ». КТО АВТОР ЭТОГО УЧЕНИЯ?

А) Мишель Монтень

Б) Френсис Бэкон

В) Николо Макиавелли

9. ВПЕРВЫЕ СОЗНАНИЕ ВЫДЕЛЕНО КАК КРИТЕРИЙ ПСИХИКИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ УЧЕНИИ:

А) Френсиса Бэкона

Б) Рене Декарта

В) Бенедикта Спинозы

10. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОЧИНЕНИЯ Б. СПИНОЗЫ – ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ ВЫРАБОТАТЬ ЛИНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ, ОТКРЫТЬ ПУТЬ К СВОБОДНОЙ ЖИЗНИ. НАЗВАНИЕ ЭТОГО СОЧИНЕНИЯ:

А) «Этика»

Б) «О страстях»

В) «О душе»

11. ПО ОЦЕНКЕ Л.С. ВЫГОТСКОГО: «ИМЕННО (ЭТОТ ФИЛОСОФ) БОРОЛСЯ ЗА ЕСТЕСТВЕННОЕ ДЕТЕРМИНИСТИЧЕСКОЕ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРИЧИННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СТРАСТЕЙ. ИМЕННО ОН ЯВИЛСЯ ТЕМ МЫСЛИТЕЛЕМ, КОТОРЫЙ ВПЕРВЫЕ ФИЛОСОФСКИ ОБОСНОВАЛ САМУ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА КАК НАУКИ В ИСТИННОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА И НАЧЕРТАЛ ПУТИ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ». О КАКОМ ФИЛОСОФЕ ИДЕТ РЕЧЬ?

А) об Аристотеле

Б) о Р. Декарте

В) о Б. Спинозе

12. РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ЭМПИРИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЯВИЛСЯ:

А) Ф. Бэкон

Б) Т. Гоббс

В) Дж. Локк

13. ВСЮ ПСИХИКУ Т. ГОББС СВОДИТ К:

А) ощущениям

Б) образам

В) ассоциациям

14. ОСНОВНЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЭМПИРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

А) П. Абеляр, Р. Бэкон

Б) Р. Декарт, Б. Спиноза

В) Т. Гоббс, Дж. Локк

15. АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДСТАВЛЕНА РАБОТАМИ:

А) Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка

Б) Дж. Беркли, Д. Юма, Д. Гартли

В) К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина

16. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЗАЛОЖИЛ:

А) А.Н. Радищев

Б) В.Н. Татищев

В) М.В. Ломоносов

17. КОМУ ИЗ НЕМЕЦКИХ ФИЛОСОФОВ ПРИНАДЛЕЖИТ СЛЕДУЮЩАЯ ИДЕЯ: «ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ПРОХОДИТ В СВОЕМ РАЗВИТИИ ТРИ СТУПЕНИ. НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ДУХ ВЫСТУПАЕТ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ СПЛЕТЕНИИ С ТЕЛОМ (ДУХ КАК ДУША). НА ВТОРОЙ СТУПЕНИ – РЕФЛЕКСИИ – ДУХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОЗНАНИЕ. ОНО ПРОХОДИТ ПУТЬ ОТ СОЗНАНИЯ ВООБЩЕ К САМОСОЗНАНИЮ И ОТ НЕГО – К РАЗУМУ. НА ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ РАССМАТРИВАЕТСЯ ДУХ, КАК ОН ОБНАРУЖИВАЕТ СЕБЯ В КАЧЕСТВЕ УМА (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ДУХ, Т.Е. ПОЗНАНИЕ), ВОЛИ (ПРАКТИЧЕСКИЙ ДУХ) И НРАВСТВЕННОСТИ (СВОБОДНЫЙ ДУХ). ЭТА СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ДУХА СОСТАВЛЯЕТ ПРЕДМЕТ СОБСТВЕННО ПСИХОЛОГИИ»?

А) Г.В. Гегель

Б) И.Г. Фихте

В) Л. Фейербах

18. ДОКТРИНА АССОЦИАЦИЙ И АНАЛИЗ МЫШЛЕНИЯ КАК ПРОЦЕССА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ, ОСНОВАННЫХ НА ТЕЧЕНИИ АССОЦИАЦИЙ, ПРИНАДЛЕЖАТ:

А) Александру Бэну

Б) Джеймсу Миллю

В) Томасу Брауну

19. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ, НА БАЗЕ КОТОРОЙ ВЫРОСЛА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, И ПРЕДМЕТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИЗМЕРЕНИЕ СКОРОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:

А) психофизика

Б) синектика

В) психометрия

20. ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ОКАЗАЛ ПРИНЦИП ЭВОЛЮЦИИ, КОТОРЫЙ БЫЛ ТРАНСФОРМИРОВАН В:

А) принцип историзма

Б) принцип развития

В) принцип детерминизма



1




Сейчас читают про: