Американская психоистория

В годы Второй мировой войны в США начинается проведение исследований, осуществляющих психологический анализ исторических событий.

Речь идет о первых исследованиях по психологии нацизма, выявляющих психологические предпосылки и возможные последствия тоталитарного режима (В. Лэнгер, Э.Эриксон, Ф.Нойман).

В 1957 году президент Американской Исторической Ассоциации В.Лэнгер обращается к историкам с призывом использовать психологические модели для объяснения исторических событий и деятелей. К этому времени в американской науке накоплен богатый опыт психологического изучения исторических деятелей.

Развитие данной традиции начинается с работ

З.Фрейда "Леонарда да Винче" (1910), "Томас Вудро Вильсон. 28 президент США: Психологическое исследование" (1932) совместно с У.Буллитом, в которых психоаналитический метод был применен в качестве способа интерпретации и понимания личности исторического деятеля (5, 6).

В 60-е гг., исследования, посвященные психологическому описанию и объяснению исторических личностей и социальных групп, психологической интерпретации исторических событий и периодов в истории различных народов обозначаются как "психоисторические" исследования.

Начиная с 60-х годов психоистория существует как университетская дисциплина: ДИНАМИКА:

если в 1963 Б.Мэзлишем организован первый психоисторический семинар под названием "История и психоанализ",

то к концу 70-х годов в американских университетах читается около 200 лекционных курсов, посвященных проблемам психоистории.

В 70-х годах создаются профессиональные организации, поддерживающие и координирующие работу в области психоистории

(Группа " За использование психологии истории"- появ. в 1972 г. как филиал Американской Исторической Ассоциации;

Международная Психоисторическая Ассоциация (появ. в 1976 г. и осн. Ллойдом де Мозом) с 70-х годов в США издается 2 специальных журнала " Психоисторическое обозрение " (1972), " Психоисторический журнал" (1976).

Самая распространенная психологическая концепция – психоанализ в его классическом и модернистском вариантах.

Некоторые теоретики психоистории определяют психоисторию как область применения психоанализа для интерпретации истории (Б.Мэзлиш, П.Левенберг, Э.Эриксон, Р.Бинион). Они считают, что у психоанализа и истории единый предмет исследования: история изучает прошлые человеческие действия, мысли и мотивы – то же, что психоаналитики изучают у своих пациентов.

С 1912 г. З.Фрейд в работах "Тотем и табу"(1912), "Психология группы и анализ Эго" (1921), "Будущее одно иллюзии" (1927), "Болезнь цивилизации" (1930), "Моисей и монотеизм" (1939) использует психологическую концепцию, объясняющую исторические явления и применяя метод психоанализа к истории.

Основой историко-психологической концепции З.Фрейда выступает аналогия между психическими и историческими феноменами:

в психологической истории человечества, так же как и в душевной жизни ничто, раз возникнув, не исчезает, все каким-то образом сохраняется и при известных условиях, например, в случае далеко зашедшего регресса, может вновь всплыть на поверхность.

Осевая аналогия, на которой строится историко- психологическая концепция З.Фрейда заключается

в соотнесении истории социальной общности (человечества, социальной группы, или нации) с развитием личности. Так, например, роль великой личности в истории народа рассматривается по аналогии с ролью личности значимого другого в жизни человека; влияние личностных кризисов на формирование личности выступает аналогом конфликта поколений в историческом ракурсе.

Положения историко-психологической концепции З.Фрейда:

1. Для понимания массовых социальных действий, также, как и поведения отдельной личности, необходимо исследование феноменов "бессознательного" (влечения, невротические симптомы, идентификации, либидозные связи, содержимое вытесненного сознанием). Так, ответ на вопрос о причинах поведения исторической личности (или социальной группы) предполагает выявление неосознаваемых мотивов поведения.

Особенности поведения людей в толпе (импульсивность, нетерпимость, доверчивость, подчиненность) З.Фрейд объясняет предположением о коллективной регрессии к ранней стадии исторического развития, когда общество подавлялось отцом-тираном, тогда как современные толпы бессознательно ищут своего утраченного отца, и через механизм идентификации происходит замещение отца лидером.

2. Для понимания процессов, происходящих в психологии масс необходимо по аналогии с психоанализом исследовать опыт прошлых переживаний в истории народа. Унаследование аффективных переживаний прошлых поколений происходит путем бессознательного понимания обычаев, церемониалов и узаконений, в которых отразилось первоначальное отношение к отцу.

В формировании массовой психологии народа и его судьбы особую роль играет " великий человек, который является выразителем массовых порывов, "производит устойчивые психологические изменения в своем народе", влияет на своих современников через свою личность ("силой исходящего от него воздействия и через свои идеи"). Психологической основой для формирования специфической либидозной связи народа с лидером являются психологические особенности выдающейся личности ("решимость мысли, сила воли, яркость поступков, самостоятельность и независимость великого человека, его божественная неозабоченность, способная возвысить до беспощадности, принадлежащих образу отца") (4, с.29).

3. Для объяснения поведения взрослого субъекта необходима реконструкция событий раннего детства.

В этом случае выявляются события, оказавшие травмирующее влияние на формирование исследуемой личности (психотравмы). Для объяснения группового социального поведения выявляется общий для членов группы детский опыт.

В качестве такого опыта рассматривается первобытная история, которой З.Фрейд отводит особенную роль в понимании истории человечества и его настоящего. Концепция праистории изложена Фрейдом в "Тотем и табу", где предложена оригинальная концепция: по аналогии с процессом формирования личности Фрейд реконструирует исторически ранние формы человеческого сообщества (по аналогии с типом взаимоотношений в семье ).

4. Для понимания роли исторических событий в народной жизни выявляются их психологические последствия. В жизни человеческого рода тоже имели место события сексуально-агрессивного содержания, оставившие по себе стойкие забытые следы, которые после достаточно долгого латентного периода оказали свое воздействие и вызвали к жизни феномены, аналогичные по структуре и тенденции невротическим симптомам.

З.Фрейд рассматривает религиозные феномены как симптомоподобные последствия таких событий. Сходство бредовой идеи и возвратившегося фрагмента прошлого приводится в качестве доказательства этой гипотезы: "в бредовой идее кроется фрагмент забытой истины, неизбежно извращенной и недопонятой при своем возвращении в сознание, и что навязчивая убедительность, окружающая бредовую идею, исходит от этого зерна истины, распространяясь и на наслоившиеся заблуждения. Подобную истину, которую можно назвать исторической, мы и должны признать за положениями религиозной веры" (4, с.209).

Исторические события в жизни народа имеют психологические последствия (подобно травмам раннего детства), обусловливают психологические тенденции в жизни народа, социальной группы (подобно невротическим симптомам) и формируют народный характер. В религиозных, этических и политических идеях находят свое выражение забытые переживания и события прошлого ("историческая истина"), неизбежно приобретающие извращенный и искаженный характер.

В жанре психобиография – основоположник Фрейд – наиболее ярко и последовательно воплощается идея соотнесения истории человечества и отдельной личности в жанре.

1910 г. опубл. первое в психологии психобиографическое исследование З.Фрейда "Леонардо да Винчи" (1910), в котором продемонстрированы возможности психоаналитического метода для изучения биографии.

Впоследствии психобиографическое направление становится наиболее популярным жанром американской психоистории.

В этом жанре: З.Фрейда, У.Буллит (историк) "Томас Вудро Вильсон. 28 президент США. Психологическое исследование" (1932),

Э.Эриксон "Юность Лютера" (1958), "Истина Ганди" (1969).

Психобиография - психологическое исследование жизненного пути исторического деятеля.

Цезарь, Бисмарк, Кромвель, Наполеон, Робеспьер, Адамс, Вильсон, Линкольн, Лютер, Ленин, Троцкий, Сталин, Мао Цзе Дун, Гитлер, Ганди,- далеко не полный список исторических личностей, жизнь и деятельность которых подверглась психобиографической реконструкции.

Объект психобиографического исследования – исторический деятель, его биография,

предмет писхобиографии – психологическое содержание жизненного пути исторического деятеля.

Исходной мировоззренческой предпосылкой психобиографических исследований – признание исторической значимости отдельной личности, понимание действий которой рассматривается как один из способов объяснения исторических событий. Временными рамками таких исследований выступают время человеческой жизни конкретной личности.

Отличие психобиографического исследования от биографии великих людей – в принципах и методах исследования:

если целью исторической биографии является максимально достоверное описание истории жизни и деятельности выдающейся личности, то психобиография призвана составить психологическое описание жизненного пути, объяснить причины действия исторической личности.

Психобиография сегодня – единственный способизучения влияния психологических особенностей личности исторического деятеля на ход исторического процесса.

Вопрос о влиянии психологических особенностей исторической личности на исторические события поднимается еще в ХІХ веке в работах ученых И.Тэна, А.Токвиля, П.Л.Лаврова, Н.К.Михайловского, В.О.Ключевского, Г.Лебона в рамках осмысления вопроса о роли личности в истории.

Психобиография – адекватный метод психологической интерпретации истории.

Психобиография является наиболее распространенной практикой применения психоаналитической процедуры в психоисторических исследованиях (Б.Мэзлиш, Г.Вильсон, П.Левенберг, Р.Бинион).

Для установления причинной связи между детским опытом субъекта и его поведением в зрелом возрасте, для получения сведений о перенесенных исторической личностью в раннем детстве психотравмах исследователи полагаются на информацию, содержащуюся в письмах, дневниках, биографиях и автобиографиях, в документах и медицинских картах.

Существуют некоторые трудности в использовании психоанализа в психобиографическом исследовании, которые сводятся к следующему:

а) биографические источники обеспечивают адекватную информацию о характеристиках взрослого, но не о детстве; дело не только в отсутствии фактических доказательств в исторических источниках, но в трудности установления эмоциональной значимости этих документов для личности;

б) использование психоаналитической техники зачастую сводится к редукции клинических способов исследования на психобиографию;

в) чрезмерная апелляция к поиску исключительно неосознаваемых мотивов поведения субъекта не обеспечивает целостного описания изучаемой личности.

Еще одним направлением психоисторических исследований является психоистория семьи,

объект – исторические формы семейных отношений,

предмет - влияние типа семейных отношений на становление личности в различные исторические периоды, изучение механизмов исторической социализации личности, их социальных, психологических и исторических эффектов.

Один из теоретиков и организаторов психоисторических исследований Ллойд де Моз - автор "психогенетической" теории истории.

Считает, что основа исторических изменений обществаэволюция взаимоотношений между матерью и детьми, изменение системы воспитания ребенка на ранних стадиях социализации.

По мнению Л.де Моза определенному типу семейных отношений ("модус отношений") соответствует определенный тип личности ("психовид") и определенные социальные изменения, как результат деятельности личности данного типа.

"Ключ" к пониманию исторического процесса, социальных культурных, экономических изменений в обществе (Д.Хант, Л.де Моз) – психологическая структура семейных отношений. В основе этих представлений находится теоретическое положение психоанализа о роли ранней социализации в формировании личности (2, с. 10).

Методология психологического, преимущественно неофрейдистского анализа и типологии личности в зависимости от исторических условий ее социализации, разработанная в рамках культурантропологии (А.Кардинер, Т.Парсонс, Т.Тернер), применяется в психоисторических исследованиях для выявления исторического своеобразия личности, объяснения ее социального поведения.

Одна из авторитетных концепций исторической социализации личности - концепция " базовой личности", сформулированная в 40-х гг. американскими психологами А.Кардинером (1946) и Р.Линтоном (1945).

"Базовая личность" определяется как определенная "личностная конфигурация" (свойства личности), характерная для большинства членов данного общества, как результат общего для них раннего опыта.

Теоретические положения концепции "базовая личность":

- ранний опыт индивидов оказывает длительное действие на их личность, особенно на развитие творческих способностей;

- сходный опыт ведет к порождению сходных "личностных конфигураций" у индивидов, которые находятся под его воздействием;

- способы ухода за детьми и воспитания у членов любого общества, как правило, сходны, хотя и никогда не идентичны для различных семей внутри общества;

- техники ухода за детьми и воспитания, определенные культурой, отличаются друга от друга в разных обществах.

Основными факторами социализации личности, в рамках рассматриваемой концепции "базовой личности" являются следующие:

1. Материнский уход (устойчивость внимания или невнимания матери к ребенку; регулярность кормления; действия лиц, заменяющих родителей, помощь в процессах научения хождению, речи; забота до и после рождения; отнятие от груди - методы и т.д.).

2. Отношение к ребенку (забота или невнимание; честное отношение или обман).

3. Требование послушания, наличие или отсутствие вознаграждений (формирование Сверх-Я).

4. Ранняя дисциплина (устойчивость требований к ребенку, система наказания и вознаграждения).

5. Сексуальная дисциплина (мастурбация- разрешается или запрещается, отношение к ней старших - отрицательное, снисходительное).

6. Игры с противоположным полом (открыто или молчаливо разрешаются старшими).

7. Институциализированные отношения со сверстниками (подавляемое или поощряемое соперничество, самоконтроль агрессии).

8. Включение в работу (возрастные обязанности, награды, степени участия различных полов в работе, отношение к труду).

9. Половая зрелость (социальная обусловленность, преждевременность или запаздывание, родительская помощь в подготовке к браку).

10. Брак (брачные обычаи, трудности, создаваемые родителями, положение женщины, свобода выбора, экономический статус супругов, требование верности, свобода развода).

11. Характер участия личности в обществе (статусная дифференциация, жизненные цели).

12. Факторы, объединяющие общество (образование Сверх-Я, сотрудничество и антагонизм, разрешенные и контролируемые действия, санкции).

13. Проективные системы (религия, фольклор).

14. Искусство, ремесла и техники.

15. Отношения в процессе производства (дифференциация функций, участие в распределении продуктов - степени статусной дифференциации и контроль престижа) (2, с.29).

Еще одно направление психоистории – социальноя психоисторияОбъект исследования – психоистория социальной группы.

Предмет – изучается мотивация группового поведения (Ф.Вейнстейн, Дж.Плэтт, Р.Берингер, П.Левенберг, К.Кенистон).

В исследованиях по социальной психоистории также широко используются психоаналитические модели для объяснения группового поведения, массовых социальных движений (Л.Хотт, Ю.Метвин, А.Улам), также в этой области психоисторики пробуют возможности иных, преимущественно социально-психологических концепций, например, теории когнитивного диссонанса.

Наиболее эффективным в социальной психоистории - использование психоанализа для объяснения и описания социальных революций (Б.Мэзлиш, Ю.Метвин, Дж.Талмон, Р.Лифтон, Дж.Плэтт, Ф.Маунт, Р.Харлоу, В.Вольфенстейн, Г.Бичевский).

Становление психоистории революции связано с психоаналитическими принципами объяснения группового социального поведения.

Психоаналитический метод основа для изучения социальных радикальных движений – сводится к следующим принципам.

1. Основа революционного поведения личности и социальной группы – иррациональные влечения, неосознаваемые психические состояния, бессознательные враждебные инстинкты.

Агрессивные реакции индивидуального и коллективного характера – следствием массового невроза, вызванного социальным давлением на человека.

Современное насилие - это, в большинстве случаев, своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода давящих на нее стрессовых факторов и условий социальной жизни, к которым ей часто бывает трудно адаптироваться.

Согласно психоаналитической схеме, социальные санкции и нормы ограничивают возможности удовлетворения человеческих потребностей, вызывают фрустрационные состояния - сознательное, подсознательное ощущение лишения того, к чему стремишься. (Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.)

В соответствии с теорией агрессии и фрустрации, разработанной социальными психологами Д.Доллардом и В.Миллером, (часто привлекается психоисториками для объяснения революционных действий народных масс), реакция агрессии неизбежно следует за фрустрационными состояниями и может быть направлена против объекта, ставшего источником фрустрации или перенесена на кого-нибудь другого, или даже на себя.

"Агрессия - последствие поведения, целевой реакцией которого является причинение обиды тому лицу, против которого обращено это поведение. Агрессия не всегда совершается открыто, она может проявляться в виде фантазии, сна и даже как хорошо обдуманный план реванша, она может быть направлена против объекта, который признан причиной фрустрации, либо перенесена на совершенно невинный предмет и даже на самого себя". (2, с.153).

Так, например, при исследовании причины еврейских погромов, которыми сопровождались многие социальные революции, в качестве одной из причин называется феномен "козла отпущения", когда агрессия масс переносится на относительно беззащитный объект (как это произошло в Германии 30-х гг., когда нацистская идеология вызвала перенесение агрессии немецких лавочников на относительно беззащитный объект).

2. Движение социального протеста (радикальные действия личности и социальной группы в политике, культуре, в быту) рассматриваются как война поколений, как поколенческий протест детей против отцов, вызванный остротой переживания детьми "эдипова конфликта".

Интерес к проблеме взаимоотношения поколений связан с попытками американских психологов объяснить культурно-исторические и причины студенческих молодёжных волнений в мае 1968 года в Париже и Нью-Йорке. Например, в работах американских психоисториков Л.Фойера, П.Левенберга, Г.Дикса, радикальные социально-политические и культурные движения рассматриваются с позиций классического психоанализа как специфические проявления конфликта поколений.

Известный американский психоисторик Л.Фойер в книге " Конфликт поколений: Характер и значение студенческих движений" (1975) считает, что условием народнического движения в России в 70-е годы Х1Х в. явилась потеря старшим поколением авторитета у будущих революционеров, движение которых стало неосознаваемым протестом против традиций и ценностей общества, созданного поколением отцов (2, с.134).

По мнению Л.Фойера, идеологическое своеобразие народничества (лозунг "хождения в народ", обращение к западным идеям социального устройства), становится 1) своеобразным способом избавления от полученных в детстве психотравм (например, запрет дворянским детям играть с крестьянскими детьми активизирует неосознаваемую потребность интеллигенции в идентификации с крестьянами), а также 2) выражением отрицания социальной и политической идеологии поколения отцов.

3. Причина популярности революционного лидера, массового преклонения, подчинения и о божествления политика (эффект "харизмы") объясняется специфичностью собственного психологического опыта революционного лидера (повышенная агрессивность, деструктивность, фиксация на юношеской стадии развития, острота переживания "эдиповой ситуации", перенос либидозных эффектов в область социальных отношений, на революционную идеологию) активизирует агрессивные невротические тенденции масс.

Так, например, в фундаментальном исследовании, посвященном психоисторическому анализу Великой Французской революции Ф.Венстейна и Дж. Плэтта "Желание быть свободным: Общество, психика и изменение ценностей" (1973), причиной нисходящего развития революции (с 1794 г.) считаются психологические особенности революционного вождя М.Робеспьера, который не смог реализовать демократические ценности, за которые боролся ("свобода, равенство и братство").

Если в начале революционной деятельности М.Робеспьера его личные качества (демонстрация морального превосходства, воинствующий, карающе-морализированный тон, способность конструировать мир в абсолютных терминах) соответствовали историческим задачам революции и обеспечили ему огромную популярность, политическую карьеру, массовую поддержку, то в дальнейшем, с момента получения широких властных полномочий такие личностные особенности М.Робепьера, как бессознательная установка над тотальный контроль над ситуацией, неспособность справиться с травмами обусловили диктаторский стиль его политического поведения, что не соответствовало его собственным демократическим идеалам. Амбивалентность ( Противоположность душевных склонностей, установок и чувств, преимущественно любви и ненависти, направленных на один и тот же объект.), как одна из личностных динамических характеристик М.Робеспьера, в силу которой этот политический лидер оказался не способен реализовать ценности, за которые боролся, по мнению многих психоисториков рассматривается как причина его конца и спада революции (Ю.Метвин, Дж.Талмон, В.Мэзлиш).

М.Робеспьер является типичным представителем "тоталитарного мессианского темперамента с параноидальными чертами" (Дж.Талмон), деятельность которого носит деструктивный характер, который действует из невротических побуждений и переносит либидозные эффекты (в обыденной жизни чаще всего они переносятся на окружающих людей) на область социальных отношений, тем самым "забывая" идеалы дружбы и любви во имя революционных целей.

4. Направленность революционных изменений, содержание революционной идеологии интерпретируется с точки зрения активности "бессознательного" (неосознаваемых желаний, фантазий и др.), выражающееся в системе деструктивных революционных действий, в революционной символике, языке, обрядах и революционных ритуалах. "Все революционные изменения имеют общий базис - они возникают в форме личных фантазий-желаний. Прогрессия всегда одинакова: желания, которые до этого подавлялись, становятся осознанными, сисетематически кодифицируются и ведут к социальным акциям, направляемым на фундаментальные изменения ценностей, служащих для организации поведения внутри социальной системы" (2, с.168).

По мнению некоторых психоисториков (Ф.Лифтона, К.Кенистона) психоисторические исследования имеют сходную с клиническим психоанализом цель - психотерапевтический эффект. Тенденция рассматривать результаты психоисторических исследований как "ключ" для преодоления индивидуальных и коллективных неврозов характерна для некоторых психоисториков, называющих себя "социопсихотерапевтами". Например, Р.Лифтон в своей книге "Смерть при жизни: Уцелевшие в Хиросиме" (1967), посвященной исследованию адаптации лиц, выживших в Хиросиме, в к условиям мирного существования, стремиться обнаружить эффективные средства помощи будущим поколениям справиться с историческими событиями стрессового характера.

Один из наиболее авторитетных психоисториков, основатель Эго-психологии Эрик Эриксон видит в психоисторическом подходе возможности для социальной терапии, оценивает историческую реальность, как "попытку создать будущий порядок из прошлого беспорядка" (2, с.81).

В известной работе " Истина Ганди " (1969), посвященной описанию жизни М.Ганди и его отношений с народом Индии Э.Эриксон обнаруживает психотерапевтическое влияние этого лидера на индийское общества. Используя собственную концепцию восьми специфических возрастных психосоциальных стадий развития личности для психоисторического подхода, автор интерпретирует отношения исторического деятеля с народом по аналогии психотерапевта и пациента: "Истина Ганди в том, что он приобрел мудрость самоотречения для себя самого и способствовал новому уровню политического и духовного сознания своей нации" (9, с.87).

Исследуя психологические и социальные причины исторического своеобразного психотерапевтического эффекта Э.Эриксон учитывает следующую информацию.

1. Конкретные исторические условия жизни народа, характеристики социального процесса, социальные ценности, характерные для данного общества в качестве факторов формирования личности и всего поколения.

Опираясь на концепцию психосоциальной идентичности, в соответствии с которой развитие личности рассматривается как психосоциальное развитие (то есть как история взаимодействия человека и общества на каждой стадии индивидуального развития личности), как прохождение восьми специфических возрастных психосоциальных стадий жизни, Э.Эриксон исследует исторические ситуации, когда отношения личности со средой имеют характер столкновения, вследствие чего личность оказывается в состоянии кризиса идентичности. Конкретные исторические условия жизни народа (характеристики социального процесса, социальные ценности, характерные для данного общества) участвуют в процессе формирования личностной целостности через механизм психосоциальной идентичности, являющийся, по мнению Э.Эриксона, основным механизмом, связывающим человека с обществом. С особенной остротой переживается кризис самосознания, когда личность сталкивается с социальными препятствиями, нарушающими целостность Я-концепции. В книге Э.Эриксона "Истина Ганди" таким кризисом является переживание индийским народом кризиса идентичности в 20-40-е годы нашего столетия как невозможность духовной идеологической интеграции в систему социальных отношений, выстраиваемую и контролируемую английскими колониалистами в Индии. Эпохи социальных кризисов характеризуются своеобразным "вакуумом идентичности" для всего народа. В стремлении восстановить нарушенную психосоциальную идентичность личность становится основным агентом исторического изменения общества.

2. Становление личности исторического деятеля.

По мнению Э.Эриксона, формирующим фактором истории жизни исторической личности является острое переживание "эдипова конфликта": "Выдающиеся люди переживают сыновьи конфликты с такой неизбежной интенсивностью потому, что они чувствуют в самих себе уже в раннем возрасте такого рода самобытность, которая далеко выходит за рамки простой конкуренции с личными достоинствами отца" (10, с.83). В процессе поисков самого себя великая личность создает новую идеологию, помогая преодолевать множеству других людей собственный кризис идентичности, программируемый историческими условиями, и восстановить утраченную гармонию отношений с обществом - таким образом возвращая социальную гармонию.

3. Для оценки влияния идентичности исторического деятеля на социальную идентичность выявляются сведения о социальной почве национально-освободительного движения, об идеологической программе движения, об основных событиях массового социального движения. Э.Эриксон отвечает на следующие вопросы: "Как лидер переживает себя, как идея переживает человека, как общество разделяет его идеи и как чувство широкой идентичности, созданное его присутствием, переживает границы его личности и исторического момента" (10, с.88)."

Кризис идентичности является по-Э.Эриксону одним из центральных понятий для объяснения истории человека и человечества: переживание историческим деятелем собственного кризиса идентичности способствует радикальному самообновлению современников в условиях социального кризиса. Таким образом исторический момент в жизни личности может стать историческим моментом, переворотным пунктом в истории страны. Как считает Э.Эриксон в монографии "Историческая жизнь и исторический момент" (1975), психотерапевтическая функция "великих людей" по отношению к народу осуществляется следующим образом: " Глубоко и патологически выведенные из равновесия, одержимые одновременно и видением нового мирового порядка и потребностью (и дарованием) преобразовывать массы людей, подобные люди делают свое индивидуальное страдание представителем всеобщего, и обещают решить для всех то, что они не смогли решить для самих себя" (10, с.86).

Литература:

Белявский И.Г. Развитие психолого-исторических представлений. Киев, 1988.

Могильницкий Б.Г,, Николаев И.Ю., Гульбин Г.К. Американская буржуазная "психоистория". Критический очерк. Томск. 1985.

Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "Я" // Фрейд З. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Тбилиси, 1991, - Кн.1.

Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.,1992.

Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон. 28 президент США. Психологическое исследование. М.,1992.

Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М., 1992.

Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.

Erikson, E. Gandhi`s truth. N.Y., 1969.

Erikson, E. Life history and the historycal moment. N.Y., 1975.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: