Методические указания

Тема 3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В МЕМУАРАХ ВОЕННОНАЧАЛЬНИКОВ

Методические указания

Цель семинарского занятия – выявить и охарактеризовать основные этапы противодействия СССР захватническим планам фашисткой Германии в Европе, определить причины и характер присоединения Западной Украины, Западной Белоруссии, Бесарабии и республик Прибалтики к СССР.

В ходе семинара студенты, опираясь на современную исследовательскую литературу и опубликованные документы должны проанализировать различные точки зрения о заключении договоров 23 августа и 28 сентября 1939 г. между СССР и Германией. В основу этого анализа может быть положена монография И. Фляйшхаур. Необходимо выявит и показать влияние Мюнхенского сговора на внешнеполитический курс советского руководства.

Источники и литература

Канун и начало войны: Документы и материалы. Л., 1991.

Накануне. 1931 - 1939 гг.: Краткая история в документах, воспоминаниях и комментариях. М., 1991.

Полпреды сообщают... Сб. документов. М., 1990.

Советско-нацистские отношения: Документы 1939 - 1941 гг. Париж -Нью-Йорк, 1983.

Оглашению не подлежит: СССР - Германия 1939 - 1941: Документы и материалы. М., 1991.

Литва, Латвия, Эстония в документах ГАРФ СССР в 1939 – 1940 гг.//Советские архивы. 1990. N 2.

Стронг А. Новый путь Литвы. М., 1990.

Сиполс В. Внешняя политика Советского Союза М., 1980. Т. 2. - 1939 гг.).

Орлов А.С. СССР - Германия: август 1939 - июнь 1941. М., 1991.

Розанов Г.Л. Сталин - Гитлер. Документальный очерк советско-германских дипломатических отношений 1939 - 1941 гг. М., 1991.

Фляйшхауэр И. Пакт Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии. 1938 - 1939 гг. М., 1991.

Орлов А. СССР и Прибалтика. 1939 – 1940 / /История СССР. 1990. №4.

Дончаров А., Песков Г. СССР и страны Прибалтики (август 1939 - август 1940) //Вопросы истории. 1991. N 1.

1. Начало Великой Отечественной войны. Причины поражения Красной Армии летом и осенью 1941 г.

2. Ход и значение битвы под Москвой.

3. Особенности планирования и проведения военных операций весной 1942 г. Поражения Красной Армии под Харьковом и в Крыму.

4. Особенности мемуаров как исторического источника по истории Великой Отечественной войны.

Цель – углубление знаний студентов о важнейших проблемах истории Великой Отечественной войны, ознакомиться с особенностями мемуаров как исторического источника по истории войны.

Обсуждение следует начать с анализа изложения событий начального этапа войны в мемуарах советских и немецко-фашистских военачальников. Такой подход позволит определить специфику изложения исторических событий в зависимости от позиций авторов. При анализе причин поражения Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны следует сравнить представления мемуаристов с представлениями исторической науки на различных этапах ее развития. Студент должен уметь выделить основные этапы войны, охарактеризовать итоги великих сражений, знать планы воюющих сторон и содержание военных операций, имена наиболее выдающихся полководцев.

На заключительной фазе семинара следует остановится на особенностях, достоинства и недостатках мемуаров как исторического источника по истории войны.

Источники и литература

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1969 и др. издания.

Василевский А.М. Дело всей жизни. М., 1971 и др.

Конев И.С. Записки командующего фронтом. М., 1972

Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М., 1972.

Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы Великой Отечественной войны. М., 1973.

Гальдер Ф. Военный дневник. Том 2.

История и сталинизм. М., 1991 (См.: статьи Кулиша В.М. и Павленко Н.Г.).

Голубцов В.С. Мемуары как источник по истории советского общества. М., 1970.

Кулиш В.М. Советская историография Великой Отечественной войны // Советская историография. М., 1996. С.274-315.

Мюллер-Гиллебрант Б. Сухопутная армия Германии. 1933 – 1945 гг. М., 1976. Т. 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: