Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония)

Хоз деят-ть людей началась в глубокой древности, и с того времени появл эконом мысль о том, как выгоднее вести хоз-во, о богатстве и бедности. Истоки эконом науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока.. На Др Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, гос-во, а в недрах господствовавшего натурал хоз-ва со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимод общинная, гос-ная и частная формы соб-ти. Масштабное участие гос-ва в хоз-ной жизни определило специфику азиатского способа произ-ва (чрезмерное регулир хоз-ва посредством регламентации сфе­ры ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводится соб-ти гос-ва; неприкосн частной соб-ти).

В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить соц-эк отношения в Др Месопотамии (282 статьи). Наиболее интересными для хар-ки эконом мысли Вавилонии явл статьи, в которых отражены защита соб-ти граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы "сильный не притеснял слабого". В законах предусмотр различные формы гос рег и контроля эконом деят-ти населения.

Важное значение для истории эконом мысли имело древнекитайское учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Он считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений - основа стабильности общ строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сель\хоз работ, ограничении налогов и моральном совершен людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способ-ли укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общ строя Китая. Осн источником для изучения хоз и экон мысли Др Индии явл трактат "Артхашастра", написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе – матер выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрир на царском хозяйстве и эконом пол-ке государя. Целью правильного управления явл рост гос богатства, которое складывается из рез-тов труда населения, поэтому расходоваться должно на общ нужды: поддержание ирригационных сооружений, строит дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для "накопления богатства". Осн целью пол-ки гос-ва явл пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Бесценным источником для изучения хоз жизни в Др Палестине явл Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни др евреев и других народов Палестины. Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: