Экономическая мысль средневековья. Воззрения Августина и Ф. Аквинского

Фома Аквинский (1225 - 1274)

-монах-доминиканец (самый авторитетный идеолог средневековой Европы). С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В трактате «О правлении государей» излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общ-ном существе, об общем благе как цели гос власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями. Широкую известность приобрел его трактат "Сумма теологии". В нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная). Исходной категорией является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что "обусловлено: во-1 божественным провидением, которое разделило людей по сословиям, во-2 естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям..." Он делал вывод о том, что крепостные крестьяне созданы для физ труда, а привилегированные сословия - для духовного и умственного. Как и античные авторы, к физическому труду он относился презрительно. Частную соб-ть он признает как необход для общей пользы и личного интереса. Разделение труда требует обмена, который возможен, по Аквинату, в 2 видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли). Первое естественно, второе - нет, тк не делает человека нравственным. Однако считает, что немало случаев, когда можно продавать дороже, чем купил: улучшение купленной вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна, должна вкл в цену. Цена явл справедливой, если учитывает затраты на произ-во товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением. Аквинат признает необходимость денег как меры сто-ти и ср-ва обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщичество).

Августин обосновывал и оправдывал сущ имущ неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление соц жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет сущ во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире. Гос-во — наказание за первородный грех; явл системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире. Справедливое гос-во — христианское гос-во.

Ф-ции гос-ва: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью. Необходимо соблюдать международные договоры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: