Экономическая мысль Древней Греции. Аристотель

Генезис капитализма в сельском хозяйстве.

Более медленные темпы, чем в промышленности. Основными причинами стали более медленное развитие техники в сельском хозяй­стве, феодальная собственность на землю и личная зависи­мость крестьян, которая сохранялась в ряде стран Запад­ной Европы. Для феодала ценность представляла только земля, а не крестьяне, феодалы сдавали свою землю в аренду, крестьяне оставались без земли. Основная форма организации капиталистического хозяйства – фермерство. Фермер арендовал себе у феодала большой участок земли и обрабатывал его с помощью наемников.

Ксенофонт – 5 – 4 века до н.э.

Он не был экон-м, был мыслителем.

Написал сочинение: «Экономика». Ввел слово экономика – искус ведения домаш хоз-ва. Он обнаружил связь между уровнем разделения труда и размерами рынка. Связь прямая.

Занимался проблемами денег (ф-ция денег): деньги, как ср-во обращения;

деньги, как ср-во накопл сокровищ;

деньги, как капитал.

Отношение к деньгам – негативное. Они портят человеческие природы. Идеал: хозяйство Спарты.

Платон – 5-4 в. до н. э. мыслитель.

Учение об идеальном гос-ве. Суть: лучшее, что может быть создано чел-ком на земле – сильное идеальное гос-во. Это гос-во, в котором чел-к заним делом, к которому он предназначен природой. Он выделил 3 типа людей:

Люди, у которых преоблад разумная душа (самые умные). Их функция: управлять, писать законы.

Люди, у которых преобл эмоцион душа. Это защитники, воины.

Люди чувственного типа, любят трудится. Это ремесленники.

Первые 2 группы людей не должны владеть собственностью. Должны владеть только те, кто ее производит (3 группа).

Аристотель 4 век до н. э.

Критиковал концепцию идеального гос-ва Платона. Его построение невозможно. Сильное – можно, но не нужно, т. к. может быть легко подавлена личность с ее правами.

Занимался проблемой рабства. Это важная проблема для античного общества, т. к. рабы – основная производительная сила.

Он смотрел на проблему рабства через призму природы человека. «Люди от природы, по своим свойствам, не равны. И если человек не может быть хозяином самому себе, не имеет достаточной силы воли, значит он обречен на то чтобы выполнять волю другого, т. е. Быть его рабом».

Он смотрит на проблему частной соб-ти. Частная соб-ть – категория вечная. Она коренится в его любви к самому себе. Высказывается о деньках. Оценивал роль денег с позиции нравственности, т. е.он признавал деньги в том случае, если они способствовали обмену товара на товар. Не признавал, если деньги выступают в роли торгового капитала (деньги – товар – деньги с приростом) и в виде ростовщического капитала (деньги – деньги). Он считал искусство делать деньги из денег неприличным противоестественным для человека. Называл – хремолистикоой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: