Тамга или мыт

Ясак

Ряд

Смерды

Уроки

Повоз

Полюдье

Обояривание

Надел

Деревня и вервь

Ø В результате перехода дворища (печища) уступали место поселениям =>

v основной хозяйственной единицей стала отдельная семья

v обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства

Ø Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность => полное разложение родовой общины

Ø Дворища -> деревня, а община стала называться вервь (мир). Вервь объединяла уже не родственников, а соседей.

Ø передавался общинникам в пользование на определенное время

Ø обрабатывался членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал семье

Ø эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере => имущественное расслоение внутри соседской общины => появление старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников - феодалов

Ø Процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников - в феодальнозависимых

Ø Дань, которую великий киевский князь собирал с подвластной территории, объезжая её или посылая посадников и дружинников.

Ø Первая, наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления права на землю, установления понятия подданства

Ø Круговой объезд

Ø В союзе племен в какой-то мере может основываться на старых племенных связях; в «суперсоюзе» (VIII-IX) - полностью абстрагировано от патриархальных воспоминаний

Ø Подробное описание (~948) полюдья для середины X в. оставил император Константин (905-959); летопись - один из трагических эпизодов: убийство князя Андрея древлянами в 945 во время сбора полюдья

Ø Область древлян, область дреговичей, обширная область кривичей, северян (пространство 700х1000 км)

Ø Продолжалось 6 месяцев (с ноября по апрель)

Ø Выполняло религиозно-коммуникативную функцию (X); некое подобие налога (XI-XII)

Ø В форме денежных средств (бель, щеляги – серебряные монеты и гривны – слитки серебра), меха пушных зверей (черные куны, веверицы – белки)

Ø Население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Это и называлось повозом.

Ø Установила княгиня Ольга в 946 из-за протестов населения

Ø Фиксированные нормы дани, время и место ее сбора

Ø В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало»)

Ø Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты - оброка

Ø Сельские общинники на Руси

Ø Долгое время были юридически свободными

Ø Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы и пр

Ø Особый договор, по которому общинники брали в займы, а потом отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ у феодала.

Ø На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно разделить на закупов (селился на земле феодала со своим инвентарем) и вдачей (обрабатывали долг на земле феодала его же орудиями на условиях найма)

Ø Все рядовичи одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему усмотрению

Ø Ежегодная дань, которую все население покоренных русских земель было вынуждено выплачивать монголам

Ø Выплачивался в виде серебра и различного имущества

Ø Собирали дань – баскаки

Ø Мог отдаваться на откуп басурманским купцам

Ø Помимо ясака русское население должно было выполнять ряд повинностей: ратную, ямскую, подводную => поставки русских воинов в Орду, лошадей и подводы для баскаков, выплаты больших торговых пошлин

Ø Всеобщая таможенная пошлина за провоз грузов через княжеские границы и городские заставы в процентах к стоимости ввозимого продукта с каждого воза или лодки с товаром

Ø С приехавших на торг брали «явку» - плату за предъявление товара представителям властей (чиновникам)

Ø При переезде через реки брали налог «мостовщину», или «перевоз». В зависимости от тяжести товара нужно было платить «весчее», «пудовое», «подъемное»

Ø За клеймение скота брали «пятно», за каждую голову скота на рынке полагалось «роговое», или «привязное»

Ø С каждого человека, сопровождавшего товар, платили «костки»

«Задушные люди»

Ø рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям

Ø рабы, завещанные церкви «на помин души»

«Русская Правда»

Первый свод законов (после «Закона русского»)

Ø «Древнейшая правда» Рюриковичи (IX) - 1016

v Сочетание обычного родоплеменного права, при котором все люди равны и государственного сословного права, основанного на неравенстве в правах между людьми

v Судебное дознание в условиях родоплеменного строя

v Отмена кровной мести

v Усиление разницы в плате за убийство различных категорий населения

Ø «Правда Ярославичей» - Всеволод (дополнение к «Русской правде»)

v Нет необходимости в показаниях свидетелей и судебном праве

v Главное доказательство правоты – Божья воля

v Ограничивает тяжесть наказания

v Возможность кровной мести

v Защита имущества феодала, его вотчины

Ø «Устав Владимира Мономаха» Владимир (продолжение «Русской правды»)

v Упорядочил взимание процентов ростовщиками

v Улучшил правовое положение купечества

v Регламентировал запись в холопство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: