Ясак
Ряд
Смерды
Уроки
Повоз
Полюдье
Обояривание
Надел
Деревня и вервь
Ø В результате перехода дворища (печища) уступали место поселениям =>
v основной хозяйственной единицей стала отдельная семья
v обработку земли уже можно было осуществлять небольшими коллективами, которые расселялись по принципу соседства, а не родства
Ø Усадьба, скот, жилище переходили в частную собственность => полное разложение родовой общины
Ø Дворища -> деревня, а община стала называться вервь (мир). Вервь объединяла уже не родственников, а соседей.
Ø передавался общинникам в пользование на определенное время
Ø обрабатывался членами отдельной семьи своими собственными орудиями, урожай также принадлежал семье
Ø эта хозяйственная единица уже не должна была участвовать в принудительном разделении производства и распределении продуктов в равной мере => имущественное расслоение внутри соседской общины => появление старейшин, племенной знати, патриархальных фамилий, будущих крупных земельных собственников - феодалов
|
|
Ø Процесс превращения вотчинников в крупных землевладельцев, а обедневших общинников - в феодальнозависимых
Ø Дань, которую великий киевский князь собирал с подвластной территории, объезжая её или посылая посадников и дружинников.
Ø Первая, наиболее обнаженная форма господства и подчинения, осуществления права на землю, установления понятия подданства
Ø Круговой объезд
Ø В союзе племен в какой-то мере может основываться на старых племенных связях; в «суперсоюзе» (VIII-IX) - полностью абстрагировано от патриархальных воспоминаний
Ø Подробное описание (~948) полюдья для середины X в. оставил император Константин (905-959); летопись - один из трагических эпизодов: убийство князя Андрея древлянами в 945 во время сбора полюдья
Ø Область древлян, область дреговичей, обширная область кривичей, северян (пространство 700х1000 км)
Ø Продолжалось 6 месяцев (с ноября по апрель)
Ø Выполняло религиозно-коммуникативную функцию (X); некое подобие налога (XI-XII)
Ø В форме денежных средств (бель, щеляги – серебряные монеты и гривны – слитки серебра), меха пушных зверей (черные куны, веверицы – белки)
Ø Население тех земель, куда князь и наместники ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Это и называлось повозом.
Ø Установила княгиня Ольга в 946 из-за протестов населения
Ø Фиксированные нормы дани, время и место ее сбора
Ø В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало»)
|
|
Ø Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства и форму феодальной ренты - оброка
Ø Сельские общинники на Руси
Ø Долгое время были юридически свободными
Ø Процесс разорения смердов происходил из-за непомерных государственных поборов, бесконечных военных походов, набегов кочевников, неурожаев в засушливые и дождливые годы и пр
Ø Особый договор, по которому общинники брали в займы, а потом отрабатывали свой долг, выполняя различные виды работ у феодала.
Ø На этот период свободные смерды становились рядовичами, которых можно разделить на закупов (селился на земле феодала со своим инвентарем) и вдачей (обрабатывали долг на земле феодала его же орудиями на условиях найма)
Ø Все рядовичи одновременно с экономической зависимостью попадали и в юридическую зависимость от заимодавца, который мог с ними расправиться по своему усмотрению
Ø Ежегодная дань, которую все население покоренных русских земель было вынуждено выплачивать монголам
Ø Выплачивался в виде серебра и различного имущества
Ø Собирали дань – баскаки
Ø Мог отдаваться на откуп басурманским купцам
Ø Помимо ясака русское население должно было выполнять ряд повинностей: ратную, ямскую, подводную => поставки русских воинов в Орду, лошадей и подводы для баскаков, выплаты больших торговых пошлин
Ø Всеобщая таможенная пошлина за провоз грузов через княжеские границы и городские заставы в процентах к стоимости ввозимого продукта с каждого воза или лодки с товаром
Ø С приехавших на торг брали «явку» - плату за предъявление товара представителям властей (чиновникам)
Ø При переезде через реки брали налог «мостовщину», или «перевоз». В зависимости от тяжести товара нужно было платить «весчее», «пудовое», «подъемное»
Ø За клеймение скота брали «пятно», за каждую голову скота на рынке полагалось «роговое», или «привязное»
Ø С каждого человека, сопровождавшего товар, платили «костки»
«Задушные люди»
Ø рабы, отпущенные на волю по духовным завещаниям
Ø рабы, завещанные церкви «на помин души»
«Русская Правда»
Первый свод законов (после «Закона русского»)
Ø «Древнейшая правда» Рюриковичи (IX) - 1016
v Сочетание обычного родоплеменного права, при котором все люди равны и государственного сословного права, основанного на неравенстве в правах между людьми
v Судебное дознание в условиях родоплеменного строя
v Отмена кровной мести
v Усиление разницы в плате за убийство различных категорий населения
Ø «Правда Ярославичей» - Всеволод (дополнение к «Русской правде»)
v Нет необходимости в показаниях свидетелей и судебном праве
v Главное доказательство правоты – Божья воля
v Ограничивает тяжесть наказания
v Возможность кровной мести
v Защита имущества феодала, его вотчины
Ø «Устав Владимира Мономаха» Владимир (продолжение «Русской правды»)
v Упорядочил взимание процентов ростовщиками
v Улучшил правовое положение купечества
v Регламентировал запись в холопство