Причины реформ. Следующий фараон, Тутанхамон, не дожил до двадцатилетия, после чего линия наследования оборвалась (согласно проведенному в 2008 году исследованию

Реформы Эхнатона.

Тутанхамон

Следующий фараон, Тутанхамон, не дожил до двадцатилетия, после чего линия наследования оборвалась (согласно проведенному в 2008 году исследованию, два плода, погребенные вместе с ним, могли быть его дочерьми-близнецами). Анхесенамон, вдова Тутанхамона, обратилась к хеттскому королю Суппилулиуме I с просьбой послать ей в мужья одного из своих сыновей, сделав его таким образом правителем Египта, так как не желала выходить замуж за представителя нижестоящего класса. Суппилулиума I отправил посла, который выяснил, что ситуация описана верно. Однако, хеттский принц Цаннанца был убит в пути на границе между Хеттской и Египетской империями. В ответ на это разгневанный Суппилулиума I объявил войну зависимым от Египта Сирии и Северному Ханаану. К несчастью, среди египетских пленников вспыхнула эпидемия, которая привела к опустошению Хеттского царства — погиб как Суппилулиума I, так и его непосредственный наследник.

Два последних правителя XVIII династии, Эйе и Хоремхеб, происходили из придворных чиновников, хотя Эйе мог с целью получения власти жениться на вдове Тутанхамона незадолго до ее смерти. Правление Эйе было коротким. Его преемник Хоремхеб был дипломатом при дворе Тутанхамона и мог быть выбран им в качестве преемника и, возможно, пришел к власти в результате свержения Эйе. Он также не имел детей и избрал преемника.

С началом царствования в 1292 году до н. э. Рамсеса I началась XIX династия.

Царствование Эхнатона стало временем невероятной религиозной реформы, которая потрясла все устои традиционного древнеегипетского общества, цивилизации и культуры. Причины этой реформы Эхнатона, которую иногда называют атонистической революцией, до конца не ясны. Захват египетскими фараонами большой добычи во время завоевательных войн в Передней Азии и Нубии привёл к необычайному обогащению рабовладельческой аристократии. Особенно обогатилось фиванское высшее жречество. Непомерное усиление фиванского жречества, тесно связанного со старой потомственной знатью и со жречеством местных провинциальных культов, стало опасным для царской власти.

Кроме того, происхождение Аменхотепа, сына царицы Тейе, которая не принадлежала ни к царскому дому, ни, возможно, даже и к египетскому народу вообще, по точным правилам престонаследия лишало этого фараона всякого законного права на престол. Умерший отец его, женившись незаконно и обойдя этой женитьбой всех удельных наследниц царской крови, лишил этим поддержки законного права сына. В глазах жреческого сословия молодой царь был незаконным властителем, со всеми вытекающими из этого последствиями.

Другие исследователи высказывают предположения, что реформа была необходима для создания общей религии для более тесного сплочения обширной Египетской державы, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: