Традиционная школа Гуманистическая

S-O и S-S

S-O и S-S модели обучения

Основные направления современного образования

Психологические принципы современного образования

Основные тенденции в современном образовании

Постоянно меняющиеся запросы общества приводят к реформированию СО. Обычно это происходит каждые 10-15 лет. В XXвеке российская система реформировалась около 10 раз. Вербицкий А.А. выделил следующие тенденции в совр. образовании:

1. Осознание каждого уровня образования как составной части непрерывного образования;

2. индустриализация обучения (компьютеризация, позволяющая усилить интеллектуальную деятельность современного общества);

3. переход от информационных форм к активным методам и формам обучения. Включение элементов проблемности, научного поиска, использование резерва самостоятельной работы. Переход от «школы воспроизведения» к «школе мышления»;

4. переход к развивающим, активизирующим, игровым способам организации учебно-воспитательного процесса;

5. перемещение акцента с «обучающей» деятельности учителя на познающую деятельность учащихся».

- интеграция всех воспитывающих сил общества – органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающего поколения;

- гуманизация – усиление внимания к личности каждого ученика, как высшей социальной ценности;

- дифференциация и индивидуализация –создание условий для проявления и развития способностей каждого ребенка;

- демократизация –создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов.

Все современные направления образования делятся на:

- традиционное;

- проблемное;

- программированное;

- обучение с поэтапным формированием умственных действий;

- алгоритмизированное;

- развивающее и др. Однако, не следует забывать, что обучение есть многосторонний процесс, включающий разные элементы разных направлений.

В образовании широко распространены две модели отношений между учителями и учениками:

(личностно-ориентированная)

Учебный процесс имеет схему:

S-O+О+О+…О, S-S (взаимодействие)

где S –учитель, преподаватель, субъект S- учитель, вызывающий педагогического воздействия и управления. интерес к учению, предмету,

О –ученик, студент –объект такого воздействия. к себе, как к партнеру.

Подход к ученику как к объекту S –ученик, студент.

обучения и воспитания. Общение –это сотрудничество в

Подход к ученику как к «объекту» обучения решении учебных задач.

Превратил его из цели в средство Роль S организовать, работы школы. Цель традиц. обучения: координировать, положительно

дать знания, умения и навыки. Однако стимулировать S

сам О лишен возможности ставить S- S+ S+ S+… S –схема

образовательные цели и выбирать средства учебного процесса при

их достижения. S- S отношениях. Цель не столько

дать знания, сколько найти методы

средства познания. S- S отношения предполагают свободу выбора ученика, методов, иногда даже партнера обучения –педагога. С психологической точки зрения:

- это обеспечивает безопасность личностного проявления ученика в любой учебной ситуации;

- формирует активность ученика, готовность к решению проблемных ситуаций, т.к. отношения доверительные;

- предполагает единство внешних и внутренних мотивов. Внешний –мотив достижения; внутренний –познавательный мотив.

- Обеспечивает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Личность в центре обучения.

Литература к теме:

В.Б.Успенский, А.П.Чернявская. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учебное пособие. –М., 2003

Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М., 2003


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: