S-O и S-S
S-O и S-S модели обучения
Основные направления современного образования
Психологические принципы современного образования
Основные тенденции в современном образовании
Постоянно меняющиеся запросы общества приводят к реформированию СО. Обычно это происходит каждые 10-15 лет. В XXвеке российская система реформировалась около 10 раз. Вербицкий А.А. выделил следующие тенденции в совр. образовании:
1. Осознание каждого уровня образования как составной части непрерывного образования;
2. индустриализация обучения (компьютеризация, позволяющая усилить интеллектуальную деятельность современного общества);
3. переход от информационных форм к активным методам и формам обучения. Включение элементов проблемности, научного поиска, использование резерва самостоятельной работы. Переход от «школы воспроизведения» к «школе мышления»;
4. переход к развивающим, активизирующим, игровым способам организации учебно-воспитательного процесса;
|
|
5. перемещение акцента с «обучающей» деятельности учителя на познающую деятельность учащихся».
- интеграция всех воспитывающих сил общества – органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающего поколения;
- гуманизация – усиление внимания к личности каждого ученика, как высшей социальной ценности;
- дифференциация и индивидуализация –создание условий для проявления и развития способностей каждого ребенка;
- демократизация –создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов.
Все современные направления образования делятся на:
- традиционное;
- проблемное;
- программированное;
- обучение с поэтапным формированием умственных действий;
- алгоритмизированное;
- развивающее и др. Однако, не следует забывать, что обучение есть многосторонний процесс, включающий разные элементы разных направлений.
В образовании широко распространены две модели отношений между учителями и учениками:
(личностно-ориентированная)
Учебный процесс имеет схему:
S-O+О+О+…О, S-S (взаимодействие)
где S –учитель, преподаватель, субъект S- учитель, вызывающий педагогического воздействия и управления. интерес к учению, предмету,
О –ученик, студент –объект такого воздействия. к себе, как к партнеру.
Подход к ученику как к объекту S –ученик, студент.
обучения и воспитания. Общение –это сотрудничество в
Подход к ученику как к «объекту» обучения решении учебных задач.
Превратил его из цели в средство Роль S организовать, работы школы. Цель традиц. обучения: координировать, положительно
|
|
дать знания, умения и навыки. Однако стимулировать S
сам О лишен возможности ставить S- S+ S+ S+… S –схема
образовательные цели и выбирать средства учебного процесса при
их достижения. S- S отношениях. Цель не столько
дать знания, сколько найти методы
средства познания. S- S отношения предполагают свободу выбора ученика, методов, иногда даже партнера обучения –педагога. С психологической точки зрения:
- это обеспечивает безопасность личностного проявления ученика в любой учебной ситуации;
- формирует активность ученика, готовность к решению проблемных ситуаций, т.к. отношения доверительные;
- предполагает единство внешних и внутренних мотивов. Внешний –мотив достижения; внутренний –познавательный мотив.
- Обеспечивает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Личность в центре обучения.
Литература к теме:
В.Б.Успенский, А.П.Чернявская. Введение в психолого-педагогическую деятельность: Учебное пособие. –М., 2003
Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М., 2003