double arrow

Предмет, задачи, структура педагогической психологии

Методы исследования в педагогической психологии.

Предмет, задачи, структура педагогической психологии.

План

Лекция 1

Тема: Педагогическая психология: ее основные характеристики (4 часа)

При рассмотрении педагогической психологии, как и другой любой отрасли науки необходимо разграничить понятия предмета и объекта. Объект, это то, что существует как данность вне самого изучения, то что может быть изучено не одной, а множеством наук: материальные и нематериальные тела, явления процессы (животный, растительный мир, человек, общество, космос и т.д.). Например: человек изучается физиологией, философией, психологией, антропологией, социологией и т.д. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в предмете. Возрастная и педагогическая психология имеют общий объект, но предметы этих наук – разные. Возрастная психология: закономерности и механизмы развития человека и формирование личности от рождения до старости.

Педагогическая психология: закономерности и механизмы освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе. В широком смысле – предметом науки является то, что она изучает в объекте.

Например в образовательном процессе(объекте) могут изучаться разные моменты:

1.человека, подлежащего обучению (ученика);

2. предмет учения или обучения;

3. внешние условия, в которых находится ученик (время, место, и пр.);

4. обучающего учителя и пр.

Предметом отечественной педагогической психологии являются:

1. –психологические механизмы управления обучением (Н.Ф.Талызина, Л.Н.Ланда);

2. – управление процессом усвоения обобщенных способов действия (В.В.Давыдов);

3. –учебная мотивация (Маркова А.К., Ю.М.Орлов)

4. – личностные особенности обучаемых и учителей (В.С.Мерлин, В.А.Кан-Калик и др.)

Задачи педагогической психологии:

1. - раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

2.- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучающегося использование его в разных ситуациях;

3. – определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения т др.).

4. – изучение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие;

5. – изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;

6. – определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний;

7. – определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения в соответствии с образовательными стандартами.

Структура педагогической психологии, т.е. разделы, входящие в эту отрасль научного знания. Традиционно рассматривается в составе трех разделов:

1. –психология обучения;

2. – психология воспитания;

3. –психология учителя.

Или более широко:

1. психология образовательной деятельности;

2.психология учебной деятельности и ее субъекта;

3.психология педагогической деятельности и ее субъекта;

4. психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: