Методы исследования в педагогической психологии.
Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
План
Лекция 1
Тема: Педагогическая психология: ее основные характеристики (4 часа)
При рассмотрении педагогической психологии, как и другой любой отрасли науки необходимо разграничить понятия предмета и объекта. Объект, это то, что существует как данность вне самого изучения, то что может быть изучено не одной, а множеством наук: материальные и нематериальные тела, явления процессы (животный, растительный мир, человек, общество, космос и т.д.). Например: человек изучается физиологией, философией, психологией, антропологией, социологией и т.д. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в предмете. Возрастная и педагогическая психология имеют общий объект, но предметы этих наук – разные. Возрастная психология: закономерности и механизмы развития человека и формирование личности от рождения до старости.
|
|
Педагогическая психология: закономерности и механизмы освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе. В широком смысле – предметом науки является то, что она изучает в объекте.
Например в образовательном процессе(объекте) могут изучаться разные моменты:
1.человека, подлежащего обучению (ученика);
2. предмет учения или обучения;
3. внешние условия, в которых находится ученик (время, место, и пр.);
4. обучающего учителя и пр.
Предметом отечественной педагогической психологии являются:
1. –психологические механизмы управления обучением (Н.Ф.Талызина, Л.Н.Ланда);
2. – управление процессом усвоения обобщенных способов действия (В.В.Давыдов);
3. –учебная мотивация (Маркова А.К., Ю.М.Орлов)
4. – личностные особенности обучаемых и учителей (В.С.Мерлин, В.А.Кан-Калик и др.)
Задачи педагогической психологии:
1. - раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
2.- определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучающегося использование его в разных ситуациях;
3. – определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения т др.).
4. – изучение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие;
5. – изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
|
|
6. – определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний;
7. – определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения в соответствии с образовательными стандартами.
Структура педагогической психологии, т.е. разделы, входящие в эту отрасль научного знания. Традиционно рассматривается в составе трех разделов:
1. –психология обучения;
2. – психология воспитания;
3. –психология учителя.
Или более широко:
1. психология образовательной деятельности;
2.психология учебной деятельности и ее субъекта;
3.психология педагогической деятельности и ее субъекта;
4. психология учебно-педагогического сотрудничества и общения.