Разработанная Л.Вадьрасом модель общего экономического равновесия отражает взаимосвязь рынков готовой продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множества рынков. Она позволяет понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке, что частичное равновесие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков.
В числе допущенных упрощений в уравнениях модели Л.Вальраса имели место: заданные функции предельной полезности, что означало заданное первоначальное количество товаров и услуг, которые реализуются на рынке; заданные функции предельной производительности, что означало допущение идентичных издержек, т.е. их постоянную отдачу; изменения цены прямо зависят от величины превышения спроса над предложением и др.39
Между тем вклад Л.Вальраса в историю экономической мысли неправомерно приуменьшать с высот сегодняшних достижений экономической науки. Как говорил некогда Й.Шумпетер, «ни один экономист не может считать свое образование завершенным, пока он не прочтет ее (книгу Л.Вальраса. — Я.Я.) до конца»40. Он также утверждал, что «Вальрасу мы обязаны концепцией экономической системы и теоретическим аппаратом, которым впервые в истории нашей экономики эффективно охвачена чистая логика взаимосвязей и взаимозависимостей количественных экономических показателей»41. А немногим более 10 лет назад весьма высокую оценку творчеству Л.Вальраса и его последователя В.Парето дал В.Леонтьев, написав так: «Центральная идея системы взглядов, ныне называемой классической экономической наукой, привлекла внимание двух математиков — инженеров Леона Вальраса и Вильфреда Парето, которые после значительного усовершенствования и уточнения перевели ее на строгий математический язык и назвали «теория общего равновесия». Входя в состав неоклассической теории, теория общего равновесия в настоящее время является стержнем экономического образования в США (как для студентов старших курсов, так и для аспирантов)»42.
Вопросы и задания для контроля
1. В чем особенности предмета и методологических особенностей в учении К.Менгера?
2. Раскройте суть менгеровского деления благ на блага низшего и высшего порядка по принципу комплиментарности (дополняемости).
3. Как характеризует К.Менгер природу возникновения стоимости (ценности) экономических благ? Что лежит в основе его «теории вменения»?
4. Покажите взаимосвязь менгеровских концепций о «хозяйстве Робинзона» и об экономическом обмене.
5. Как О.Бем-Баверк трактует категорию стоимости (ценности) и принцип убывающей полезности исходя из своего примера об одиноком поселенце?
6. Каково содержание «теории ожидания» О.Бем-Баверка? Что он относит к «окольным» и «прямым методам» производства?
7. Сравните теорию «прибавочной стоимости» К.Маркса и «теорию ожидания» О.Бем-Баверка.
8. Почему Ф.Визера можно отнести к представителям субъективного направления экономической мысли?
9. Каковы взгляды Ф.Визера на частную собственность и частное предпринимательство?
10. В чем отличие способа определения суммарной полезности Ф.Визера от способа О.Бем-Баверка?
11. Какие положения У.Джевонса позволяют считать его одним из родоначальников маржинализма?
12. Какова главная заслуга Л.Вальраса в экономической пауке?
13. Раскройте особенности модели макроэкономического равновесия Л.Вальраса,






