Редактор связей – системная обрабатывающая программа, редактирующая и объединяющая объектные модули, полученные в результате работы транслятора, в единые загрузочные, готовые к выполнению программные модули.
Загрузочный модуль может быть помещен ОС в основную память и выполнен. Загрузочный модуль компонуется из одной или нескольких программных секций – перемещаемых частей программы.
Загрузчики.
Загрузчик –системная обрабатывающая программа, объединяющая основные функции редактора связей и программы выборки в одном пункте задания. Загрузчик помещает находящиеся в его входном наборе данных объектные и загрузочные модули в оперативную память, объединяет их в единую программу, корректирует перемещаемые адресные константы с учетом фактического адреса загрузки и передает управление в точку входа созданной программы.
2. Прикладное программное обеспечение – помогает конечным пользователям в выполнении различных функций. Специализированные комплексы программ называют пакетами прикладных программ.
|
|
Некоторое из ППО носит более общую природу и разрабатываются, а затем продаются и покупаются как пакет.
Пакеты можно разделить на два больших класса: интегрированные (или полносвязанные) пакеты и проблемно-ориентированные пакеты.
Интегрированные пакеты программ составляют немногочисленную группу программных продуктов.
Основное свойство: стандартный пользовательский и программный интерфейс к каждой компонентой (программой) пакета; легкий перенос данных между его компонентами.
Современный интегрированный пакет включает:
— текстовый процессор;
— электронные таблицы;
— средства презентаций;
— систему управления базами данных;
— средства работы с графикой;
— телекоммуникационные средства.
Типичным примером интегрированного пакета прикладных программ является пакет Microsoft Office, работающий в среде Windows и включающий следующие компоненты:
— текстовый процессор – Microsoft Word;
— электронные таблицы – Microsoft Excel;
— средства презентаций – Microsoft Power Point;
— систему управления базами данных – Microsoft Access;
— средства работы с графикой- Microsoft Photo Editor;
— телекоммуникационные средства – Microsoft Outlook.
Значительная часть технических задач связана с применением компьютеров в качестве гибкого устройства управления оборудованием и в качестве устройства для контроля состояния аппаратуры и исследования процессов. При этом компьютер становится необъемлемой частью прибора, станка, управляющей системы и т.д.
Методы обработки и анализ экспериментальных данных столь же разнообразны, как и области применения компьютеров, и их специфика в значительной степени определяется решаемой задачей. Несмотря на огромное разнообразие методов анализа данных, можно выделить несколько основных групп методов:
|
|
— представление данных;
— изменение параметров сигналов;
— предварительная обработка и фильтрация;
— спектральных анализ и идентификация процессов;
— классификация, статистических анализ;
— математические расчеты.
Пример. Система автоматизированной разработки чертежей – AutoCAD.
Экспертные системы.
Операции, которые выполняет экспертная система, относятся к автоматизации логических выводов. В настоящее время известно несколько принципов построения экспертных систем: системы, основанные на правилах, и системы, использующие глубинные преобразования. С помощью таких систем можно делать на основе набора правил логические выводы, причем. Если системе не будет хватать информации для вывода, она будет запрашивать ее у пользователя.
В инженерных и технических приложениях, разведке полезных ископаемых экспертные системы, основанные на правилах зарекомендовали себя очень хорошо. Это связано с тем, что для принятия решений в этих областях часто требуются большие, но достаточно четник наборы формальных правил, с которыми компьютер справляется лучше человека.
3.Системы программирования
Системы программирования (мы уже упоминали о них во введении) — это комплексы программ и прочих средств, предназначенных каждый для разработки и эксплуатации программ на конкретном языке программирования для конкретного вида ЭВМ (ПЭВМ).
Система программирования обычно включает некоторую версию языка программирования, транслятор программ, представленный на этом языке, и т. д.
Далее в пособии будут рассматриваться подобные системы — QBASIC и FOXPRO.
С каждой системой программирования связан некоторый язык программирования, поэтому скажем несколько слов о языках.
Язык программирования — это инструмент для создания компьютерных программ. Из большого количества языков можно выделить три, наиболее распространенных в настоящее время:
— изначально профессиональный язык СИ (С), используемый в первую очередь для разработки системных программ;
— язык ПАСКАЛЬ (PASCAL), широко применяемый для разработки прикладных программ;
— язык для начинающих программистов — БЕЙСИК (BASIC).
Отладчики.
Отладчик позволяет управлять процессом исполнения программы, являясь тем самым инструментом для поиска и исправления ошибок в программе. Базовый набор функция отладчика включает: пошаговое выполнение программы, остановка в заранее определенных точках, возможность остановки в некотором месте программы при выполнении некоторого условия; изображение и изменение значений переменных.
Ассемблеры.
Язык ассемблера относится к классу машинно-ориентированных языков. Машинно-ориентированным языком называется язык программирования, отражающий структуры архитектуре компьютера, а соответственно, уровень абстракции программы на ассемблере соответствует архитектуре компьютера. Каждой команде машинно-ориентированного языка соответствует команда компьютера.
Язык ассемблера применяется в системном программировании. Ассемблер позволяет разрабатывать наиболее эффективные программы, посколку наиболее полно использует имеющиеся технические возможности компьютера.
4. Прочие виды программ.
Обучающие и учебные программы
После появления персональных ЭВМ в обществе появилась идея создания электронной школы, где роль учителя будет играть ЭВМ, оснащенная обучающими и контролирующими программами.
Предполагалось, что подобные программы полностью заменят живого учителя и наступит эра школьного или даже домашнего компьютерного образования.
|
|
Однако опыт использования персональных ЭВМ в школе показал, что какими бы хорошими и качественными программами ни оснащался учебный процесс, учащиеся, проработав длительное время с компьютером, без учителя, с большим удовольствием шли на уроки с учителем. Поэтому в настоящее время обучающие программы используются только как дополнение к обычному «живому» учебному процессу или для самообразования.
Игры.
Игровые программы создавались уже для самых первых персональных ЭВМ и привлекли к ним молодое поколение пользователей. К настоящему времени создано огромное количество игровых программ, многие из них занимают такой большой объем памяти и имеют такую богатую графику, что пользоваться ими можно только с помощью компакт-дисков.
Следует сказать, что сейчас уже заметно ощущается вредное влияние подобных игр. Многие игры имеют настолько богатое, красочное оформление, в них настолько силен «эффект присутствия», что их притягательная сила заставляет массу молодых людей проводить долгие часы за компьютером, в ущерб своему здоровью, учебе, умственному (да и физическому) развитию. Даже появилось выражение — «раньше люди изобретали, чтобы экономить время, а затем изобрели компьютерные игры».
Мультимедиа.
Мультимедиа — это способ использования ПЭВМ с применением всех доступных средств: стереозвука, голосового сопровождения, видеоизображения, мультипликации.
Иначе говоря, мультимедиа — средство объединения цифровой и текстовой информации ЭВМ со звуковыми сигналами и видеосигналами, которые могут как воспроизводиться, так и обрабатываться под управлением ПЭВМ.
Мультимедийный компьютер включает в себя звуковую стереоплату, плату для работы с видеомагнитофоном или видеокамерой, дисковод для работы с CD-ROM, звуковые стереоколонки, микрофон.
Обычно применение мультимедиа связывают лишь с компьютерными играми, но это неверно. Мультимедиа может использоваться в самых различных сферах деятельности.
Навигация по файловой системе.
|
|
Удобство навигации, т.е перехода от файла к файлу или от папки к папке часто воспринимают как удобство работы с операционной системой. В операционной системах, имеющих терминальный интерфейс, навигация осуществляется путем ввода команд перехода с диска на диск или из каталога (папки) в каталог (папку). Из-за неудобства такой навигации, широкое применение нашли специальные программы, называемые файловыми оболочками. Наиболее известной файловой оболочкой для MS-DOS является Norton Commander.
В операционной системе Windows навигация по файловой системе осуществляется с помощью программы Explorer (Проводник).