Классификации рынков
1.По территориальному признаку: Местный Региональный Национальный Мировой | 5.По субъектам, вступающим в обмен: Рынок потребителей Производителей Промежуточных продавцов Государственных учреждений |
2.По объектам обмена: Рынок средств производства Товаров и услуг Финансовый Интеллектуальной собственности | 6.С учётом ассортимента: замкнутый насыщенный смешанный |
3.По степени соблюдения законности: легальный (официальный) нелегальный (теневой) чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный») | 7.По степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение) дефицитный(спрос > предложение) избыточный (спрос < предложение) |
4.По степени развитости экономической свободы: свободный регулируемый | 8.По товарам и товарным группам: Продовольственные товары Промышленные товары Услуги и т.п. |
Рыночный механизм, посредством которого реализуются закономерности рыночного развития, неоднозначен и проявляется как в позитивных, так и в негативных общественных явлениях, отражённых в Таблице 1.
|
|
Таблица 1
РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | |
Плюсы | Минусы |
Сбалансированность спроса и предложения | Стихийность, нестабильность, чередование спадов и подъёмов |
Ориентация на потребителя | Имущественное и социальное расслоение общества |
Стимулы качества и обновления продукции | Безработица, эксплуатация, инфляция |
Стимулы эффективности, внедрения новой техники и технологии | Денежный фетишизм |
Сущность рынка находит своё выражение в его главных экономических функциях, к которым можно отнести следующие:
Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.
Регулирующая функция – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Рынок даёт ответы на вопросы: «что производить?», «как производить?» и «для кого производить?».
Стимулирующая функция – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики.
|
|
Ценообразующая функция – это установление ценностных зквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности.
Контролирующая функция выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.
Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке.
Функция экономичности – предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязьинтересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.
Из сущности рынка и его функций логически вытекает его роль в общественном производстве:
- выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объёме и какой структуре следует производить;
- уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
- дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;
- «санирующая» роль рынка – сводится к вымыванию неконкурентоспособных предприятий и свёртыванию устаревших производств.