Субъекты и объекты рынка. Признаки рынка (парадигма рынка).
Рынок берёт своё начало в обмене. Независимо от того, осуществляется обмен в натуральной или товарной форме, он предполагает наличие двух контрагентов – продавцов и покупателей. Развитие рынка предполагает, естественно, и развитие его субъектов –домашние хозяйства, фирмы, государство. Поведение субъектов рынка представляет собой парадигму рынка.
Субъекты рынка могут выступать как:
Физические лица – это граждане страны, выступающие в качестве либо продавцов, либо покупателей товаров и услуг. Иностранные граждане должны иметь специальные права на занятие предпринимательской деятельностью, а как покупатель – действует на равных основаниях (кроме таможенных ограничений).
Юридические лица: в качестве юридических лиц могут быть представлены предприятия, организации, а также государства, продающие или покупающие товары и наделённые специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в случае возникновения конфликтных ситуаций.
|
|
Парадигма рынка | ||
Свобода поведения продавцов и покупателей | Свободное колебание цен | Ориентация на потребителя |
Рыночные производители не должны быть ограничены в своих действиях юридическими актами; в свою очередь, покупатели также не должны быть ограничены в выборе товаров. Их действия могут определяться только предпочтениями и денежными возможностями. | На рынке не должно быть монополии. Достигается за счёт присутствия множества продавцов и множества покупателей, что препятствует сговору и установлению контроля над ценами. Если устанавливается господство монополии, государство должно устранить его посредст- вом реализации системы антимонопольных мер. | В обществе должны создаваться товары и услуги, необходимые потребителю и приобретаться они должны на рынке посредством купли-продажи. Ряд изделий и благ изготавливаются для собственного потребления, но они не являются товаром, а просто продуктом потребления |
Объекты рынка: земля, средства производства, товары личного потребления, деньги, интеллектуальная собственность, рабочая сила и т.п., то есть все то, вокруг чего складываются отношения купли–продажи, идет борьба между производителями за внимание потребителей (покупателей) к их товарам и услугам, имеет место выявление цены в соответствии со спросом и предложением, конъюнктурой рынка в целом.
ПАРАДИГМА РЫНКА – совокупность понятий и принципов, раскрывающих эффективность функционирования рыночных процессов. Ключевые моменты парадигмы рынка структурированы в Таблице 2.
Таблица 2