Соотношение понятий, данные, информация, знания.
Лекция 1
Информация – сведения (данные) о каком-либо событии, объекте, являются предметом операций.
-восприятие
-преобразование
-хранение
-использование
-передачи
Информация (I) – продукт взаимодействия объективных данных (Д) и адекватных или субъективных методов (М)
I = Д+М
Пояснения к I = Д+М:
1. Информация существует только в момент взаимодействия объективных данных и субъективных методов – информационный процесс; всё остальное время информация пребывает в состоянии данных
2. Одни и те же объективные данные в момент потребления поставляют разную информацию в зависимости от степени адекватности (соответствии) метода
Пример 1: Письмо из Пекина – данные
Методы: -наблюдения
-самостоятельный перевод
-перевод третьим лицом
3. Данные объективны, т.к. они результат регистрации объективного существования сигналов.
4. Методы субъективны. Существуют искусственные и естественные методы. В основе: - естественных методов лежат биологические свойства субъектов информационного процесса.
Свойства информации:
1. Объективность. Более объективной считать ту информацию, в которой методы вносят меньше субъективности. В ходе информационного процесса объективность информации понижается
2. Полнота. Характеризует качество информации к определенной достаточности данных для принятия решения.
3. Достоверность – это полезные данные сопровождаются уровнем «информационного шума». Увеличение уровня шума требует более сложных методов.
4. Адекватность. Степень соответствия реальному состоянию дела. Источники: а) неполные и недостоверные знания; б)применение неадекватных методов;
5. Доступность. На степень доступности влияют: а)доступность данных; б)доступность адекватных методов для их интерпритации;
6. Актуальность
Смысловые аспекты информации:
Важно, чтобы информация для потребителя имела смысл. Потребитель оценивает информацию в зависимости от того, где и для какой конкретной задачи эта информация используется. Выделяют следующие аспекты информации:
1. Синтаксический – связан со способом представления информации. В зависимости от процесса, в котором участвует информация, она представляется в виде специальных знаков, символов
2. Семантический – позволяет оценить смысл передаваемой информации и определяется семантическими связями между словами или другими смысловыми элементами языка.
3. Прагматический – определяет возможность достижения поставленной цели с использованием полученной информации. Этот аспект влияет на поведение потребителя. Если информация является эффективной, то ведение потребителя меняется в желаемом направлении.
Знания как верхний уровень информации
Знания – итог теоретической и практической деятельности человека.
Информация в виде знаний отличается высокой степенью структурированности.
Получая информацию, пользователь превращает ее путем интеллектуального усвоения (информационно-когнитивного процесса) в свои новые знания.
Когнитивный процесс:
Данныеà Восприятие à понимание à информация à новые знания
Жизненный цикл информации (в виде пирамиды)
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания
Древние греки придумали наглядное изображения процесса познания
Незнание
Круг – наши знания
Область незнания – область вне круга
Окружность – граница между знанием и незнанием
Длина окружности – мера незнания в этой модели
Процесс познания – расширяет круг знаний
Информация, которую получает человек можно считать мерой уменьшения неопределенности знания. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то такое сообщение содержит информацию
За единицу количества информации принято такое количество информации, которое содержится в сообщении, уменьшающее неопределенность знания в два раза. Такая единица называется бит.
Чем больше начальное число возможных равновероятных событий тем больше начальная неопределенность нашего знания и, соответственно, тем большее количество информации будет содержать сообщение о результатах опыта.
Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий
N и количество информации I:
N=2i
Информационные системы и технологии (ИС, ИТ)