Могут быть разные жалобы: разный социальный статус, с детьми. Чтобы клиент принял ответственность на себя. Если он поймет, что его качества лежат в основе этой трудности будет проще работать.
Обычно задаются вопросы: с какими людьми вам было интересно?, Встречались ли вы в жизни с людьми своего уровня? Цель вопросов выявить ситуации, в которых у клиента возникли сомнения.
Надо обращать внимание на поведение, эмоциональные реакции и объяснение причин трудностей. Обращать внимание на то, как клиент представляет как его воспринимают другие.
Спрашивать: как другие ведут себя по отношению к нему. Как они объясняют причину такого поведения. Эмоциональные реакции.
Оценка клиента другими людьми, которую они высказывали.
Выделяется несколько причин трудностей в общении:
1. Установки
2. Эмоциональные переживания
3. Поведение
За трудностями можно видеть глубокие личные проблемы.
Установки. В основном неадекватные представления о межличностных отношениях: идеализированные, завышенные требования к окружающим, не критичность к себе. Проблемы общения связанные с такими установками наиболее распространены. Способы коррекции:
|
|
1. Предложить клиенту задуматься о причинах поведения других людей. Поведение других людей имеет основания. Вопросы: почему человек так ведет себя по отношению к вам? Способствует тому, что произойдет изменение отношений к другим людям.
2. Поговорить о людях вообще, о природе людей, о разных типах людей.
3. Можно рекомендовать чтение специальной литературы.
4. Можно давать домашние задания на понимание других людей. Понять, почему человек так себя ведет. Мужчины не очень склонны к быстрой смене установок.
Часто запросы связаны с трудностями общения с противоположным полом. Иногда причиной обращения являются однотипные прерываемые отношения.
Вопросы: как считаете, что он о вас думает? Как он вас воспринимает?
Иногда клиенты говорят о специфике. Здесь нужно выяснить представления о мужчинах и женщинах, которые сложились у клиента. Именно представления могут лежать в основе трудностей.
Иногда трудности могут быть связаны с требованиями к своему партнеру. Свидетельствует о позиции превосходства.
Эмоциональные переживания. Сложный процесс. Часто клиенты говорят, что чувствуют себя лишними. Эти эмоциональные переживания нужно уточнять, что именно. Описание чувств, которые клиент предъявляет и является материалом для работы. Можно получить четкую формулировку и с ней работать. Нужно смотреть чтобы в этой формулировке не играли защиты.
Способы работы:
1. Парадоксальная интенция. Обесценивание чувства. Важно чтобы эмоционально погрузился в это чувство. Замотивировать.
2. Проигрывание роли.