Связь логистического менеджмента с другими управленческими функциями
Операционный менеджмент. Взаимодействуя с производственным (операционным) менеджментом, логистика решает две группы задач.
1. В области внутрипроизводственной логистики – управление производственными запасами сырья, незавершенной и готовой продукцией в процессе производства, организация заказов на материалы в структурных подразделениях, управление технологическим транспортом, складским хозяйством и т.д.
2. В области внешней логистики – управление логистическими функциями, обеспечивающими снабжение и сбыт. К ней же относится группа логистических функций, обеспечивающих сервис и послепродажное обслуживание товаров и готовой продукции – доставка, сервисное и гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями и комплектующими.
Финансовый менеджмент взаимодействует с логистикой по следующим аспектам.
• Эффективность логистических решений. Она оказывает непосредственное влияние на объем и оборачиваемость капитала фирмы, так как большая часть капитала вложена в материальные ресурсы и готовую продукцию.
• Издержки во внешних каналах. Они сопоставимы с себестоимостью продукции, а иногда и превышают ее. Поэтому важно объединить усилия логистического и финансового менеджмента в первую очередь для снижения затрат по закупке сырья и сбыту готовой продукции.
• Именно в логистической системе формируется первичная информация по дебиторско-кредиторской задолженности, которая используется далее в контуре бухгалтерского учета.
• В контуре бухгалтерского учета выделяются и анализируются составляющие логистических издержек, знание которых необходимо для принятия управленческих решений.
• Полнота информации и пригодность ее для использования. Менеджер-логистик должен получать информацию в том виде, месте и с той полнотой, которые необходимы для обеспечения управления логистической системой.
• Точность представления данных. При предельно низких уровнях рентабельности (единицы процента), обусловленных высокой конкурентностью, даже погрешность 1% в оценке уровня запасов может иметь серьезные последствия.
• Своевременность информации. Как правило, в современных системах управления используется режим on line.
• Проблемная ориентация. ИСЛП ориентируется именно на выявление и уменьшение логистических издержек, экономию ресурсов, улучшение качества. Затраты на нее должны быть необходимы и достаточны именно для поставленных целей, не более того.
• Адекватность и адаптируемость. Циркулирующая в ИСЛП информация, выходные формы должны полностью удовлетворять потребности персонала и иметь возможность оперативно модифицироваться в случае необходимости.
• Совместимость по форматам данных. Это совершенно естественное общее требование, так как ИСЛП является частью общей информационной системы предприятия.
Управление запасами. Функциональная область включает задачи, относящиеся к бизнес-процессу «Управление запасами»:
• автоматизированное оформление документов с использованием сканера и штрих-кодов;
• учет внешних документов – приходных накладных, накладных на возврат товаров поставщикам, накладных на возврат товаров от потребителей, входящих и исходящих счетов-фактур;
• учет внутренних документов – приходных ордеров, актов согласования, документов на перемещение товаров между складами, накладных на отпуск в подразделения или в производство;
• учет ведомостей инвентаризации, формирование и учет актов списания недостач и оприходования излишков;
• ведение единых карточек складского учета;
• управление товарными запасами на основании гибко настраиваемых критериев;
• разнесение накладных расходов по товарам, хранящимся складах;
• переоценка товаров с помощью актов переоценки;
• хранение истории учетных цен по каждой партии товара, хранящейся на складе;
• поддержка комплектов товара и учет актов на комплектацию и разукомплектацию товара;
• партионный учет товаров на складе;
• учет товаров на складе по месту хранения;
• формирование товарных отчетов для последующей отработки в бухгалтерском учете данных о внутренних перемещениях товаров;
• формирование отчетов о товарных запасах с детализацией по товарам, группам, партиям, складам и т.п.
Управление сбытом включает задачи, относящиеся к области «Управление сбытом»:
• учет номенклатуры реализуемых товаров с детализацией по модификациям и упаковкам;
• учет и контроль исполнения заказов от потребителей на товары и услуги;
• учет и контроль исполнения договоров с потребителями;
• учет цен реализации товаров и услуг с детализацией по модификациям, упаковкам и партиям, видам отгрузки, видам оплат и складам, с которых отгружаются товары;
• формирование и переформирование прайс-листов;
• оформление счетов на оплату с учетом скидок, наценок и на налогов, контроль их оплаты;
• резервирование товаров при оформлении счетов на оплату и снятие резерва;
• оформление товарно-транспортных накладных и исходящих счетов-фактур для передачи их потребителям;
• учет финансовых и материальных трансакций по расчету с потребителями в разрезе лицевых счетов и договоров;
• формирование товарных отчетов для последующей отработки в бухгалтерском учете данных о реализации товаров;
• формирование отчетов о деятельности, связанной с реализацией – сводных или детализированных по товарам, группам товаров, потребителям, лицевым счетам и т п.