Команды стимулирования.
Работа в самостоятельно управляющихся командах.
Этапы перехода к работе в команде.
1. Индивидуальная работа, которая представляет собой:
- повторяющиеся действия, контролируемые начальством;
- общение сотрудников происходит эпизодически;
- диапазон поручаемых задач ограничен;
- работа осуществляется при помощи инструкции при небольшом интерпретационном диапазоне.
2. Свободная связка индивидуальной работы, которая требует большей координации.
3. Рабочая группа:
- Эффективнее индивидуумом в отношении избежание ошибок и устранения их последствий,
- Решение, принятое в группе одобряют те, кто будет его выполнять,
- Члены группы отождествляют себя с решением, принятым в группе,
- Члены группы учатся у друг друга и стимулируют друг друга в процессе обучения,
- Состав группы может быть неоднороден,
- Используются различные методы формирования творческого подхода.
4. Работа в команде:
- носит в основном творческий характер;
- распределяется между ее членами;
|
|
- оценка вклада каждого оценивается достаточно высоко;
- каждый зависит от работы другого;
- даже при наличии инструкций работа выполняется творчески;
- действия членов команды ограничиваются исключительно экономическими факторами и их разумностью;
- форма коллегиального сотрудничества.
Другие виды команд:
1. Частично автономные рабочие группы ориентированы на долговременное сотрудничество.
2. Руководящие команды ориентированы на долговременное сотрудничество и в основном занимаются разрешением проблем управления фирмой, планирования и контроля.
3. Кружки качества – группы, которые регулярно встречаются и при помощи определенных методов разрешают проблемы, возникающие на рабочем месте, а также вопросы, связанные с процессом осуществления работ.
4. Проектные команды осуществляют ограниченные во времени комплексные мероприятия, выходящие за рамки узкой специализации.
6. Специальные команды, создаваемые для разрешения определенных вопросов.
Работа в группе | Работа в команде |
Чувство некоторой разобщенности (чувство «ОНИ») | Чувство сплоченности (чувство «МЫ») |
Фиксированные действия | Гибкость в действиях |
Определяется правилами и организационным руководством | Ориентирована на разрешение проблем |
Достаточно предсказуема в вопросах качества и количества | С трудом предсказуема в вопросах качества и количества |
Слабые отстают | Интерпретация сильных сторон |
Индивидуальная работа ясна и может быть четко определена (измерена) | Индивидуально проделанную работу определить сложно, поскольку она внедряется в работу, проделанную сообща (принцип «каждый за каждого») |
Ограниченная готовность к работе | Неограниченная готовность к работе (слепое понимание) |
Формально-иерархическое положение | Положение среди равных или главный среди равных |
Руководитель является «проектировщиком» с передачей команд, выполняет административные функции | Руководитель команды представляет собой председателя собрания, который координирует вклады каждого и вносит согласие, или советчика, тренера. |
Имеется возможность временной смены руководителя | |
Экономия временных ресурсов, снижение текучести кадров, уменьшение сроков поставок |
Работа в команде имеет значение для ее членов за счет следующих характерных черт:
|
|
- Эталон,
- Компетенция,
- Справедливость,
- Общение и информация,
- Доверие,
- Мотивация,
- Видение и прозорливость, успех и удача,
- Власть и защита,
- Динамичные процессы работы позволяют легче преодолевать стрессы.
Комплексность задач, решаемых командой, имеет следующие основания:
1. Изменчивость реально существующей ситуации.
2. Реально существующая ситуация покрыта сетью различного рода связей: линейных и нелинейных, а так же отрицательные, положительные и экспоненциальные отношения.
3. Существующая реальность непрозрачна, имеющиеся признаки можно различить лишь нечетко и схематично.
4. Реальность обладает самостоятельной динамикой.
В качестве преимуществ для сотрудника, работающего в команде, и для руководителя можно назвать следующие:
- Условия работы, являющиеся вызовом для сотрудника,
- Хорошо поставленное общение и вовлечение в процессы передачи информации,
- Качество сотрудничества,
- Возможность самоопределения,
- Повышение мотивации в работе,
- Снижение текучести кадров и времени отсутствия на рабочем месте,
- Отождествление себя с задачей, проектом и предприятием.