Причины ритмичности функций живых существ, включая человека, различны

Вращение Земли вокруг Солнца, вращение Земли вокруг своей оси, вращение Луны вокруг Земли приводят к колебаниям освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля, которые служат указателями времени для "биологических часов" живых организмов. Если внутренние суточные ритмы не согласуются с ритмами окружающей среды, возникают различные болезненные явления, бессонница, нарушается работоспособность.

Губительно действует на биологические ритмы алкоголь. Установлено, что после однократного приема большой дозы алкоголя нормальные суточные ритмы восстанавливаются только на третьи сутки.

В соответствии с биоритмами человека должен быть организован режим учебы и отдыха – важная составляющая системы здорового образа жизни. Биоритмы являются основной рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.

Необходимо помнить, что в сутках всего 24 часа. Из них, чтобы быть здоровым, необходимо 8-9 часов выделить для ночного сна, 5-6 отводится на школьные занятия, 3-4 часа уходит на приготовление уроков, около 2 часов тратится на домашние дела. В итоге личного времени остается 4-6 часов.

Приучите себя ложиться спать не позднее 10-11 часов вечера. Перед сном «выбросьте» из головы все дела и проблемы. Не зря гласит пословица: «Утро вечера мудренее».

Кровать, на которой вы спите, должна быть настолько ровной и твердой, насколько это для вас терпимо. Когда тело лежит на ровной твердой поверхности, вес его равномерно распределяется, мускулы максимально расслабляются, а искривление позвоночника, вызванное вертикальным положением в течение дня, легко исправляется.

Подушка должна быть небольшой и жесткой.

Одеяло должно быть легким, чтобы не перегреваться. Под теплым одеялом может нарушиться процесс терморегуляции организма, ему придется включаться в работу, а следовательно, вы плохо отдохнете.

Правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность, и бодрое состояние в течение длительного времени. Режим должен учитывать индивидуальные особенности человека как при осуществлении им основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних зданий, активный отдых).

Важное место в процессе повседневной деятельности необходимо уделять профилактике переутомления.

Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека. Оно развивается вследствие напряженной или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление – это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль. Оно сигнализирует о приближении таких функциональных изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

Утомление проявляются в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.

Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, ухудшением самочувствия. Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление быстро нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.

Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в умении правильно оценить свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.

Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения.

Самочувствие – это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей работы и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Отсутствие желания взяться за работу может быть признаком переутомления.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна – признак переутомления.

Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствует об утомлении либо болезненном состоянии.

К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Систематическое наблюдение за своим состоянием окажет неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволит рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: