Региональный компонент на уроках изобразительного искусства

Тема 2.8.5. Проведение фрагментов уроков

Содержание:

Практическое занятие №6

Проведение фрагментов уроков в студенческой аудитории. Анализ фрагментов уроков.

Цель задания — помочь студентам овладеть особенностями пе­дагогического мастерства. Фрагмент урока проводится перед сту­дентами своей группы на основе подготовленного ранее плана-конспекта по одной теме и для конкретного класса.

Фрагмент урока содержит основные этапы урока— объясне­ние нового материала, показ эскизов наглядных пособий и уп­ражнений, способствующих овладению конкретными навыками по теме урока.

После проведенного фрагмента урока в группе студентов про­ходит анализ и самоанализ под руководством преподавателя, раз­бираются различные педагогические ситуации.

В обсуждении принимают участие все студенты группы. Дан­ное задание рассчитано на подготовку студентов к педагогичес­кой практике.

На проведение фрагмента и обсуждения урока отводится 15— 25 минут.

Студент должен

знать: структуру и содержание уроков изобразительного искусства в 5 – 8 классах;

- возрастные особенности изобразительной деятельности учащихся 5 – 8 классов

уметь: разрабатывать конспект, наглядные пособия и методические рекомендации для уроков в 5 – 8 классах.

- Проводить и анализировать фрагмент урока

Тема 2.9. Региональный компонент на уроках изобразительного искусства*

Студент должен

знать: особенности введения регионального компонента в действующие программы;

- *Региональную программу по изобразительному искусству МО РБ авт. Э.Э. Пурик;

уметь: Вводить региональный компонент в действующие программы;

Введение регионального компонента в действующие программы по изобразительному искусству 1-4 классов в соответствии с Базисным учебным планом составляет 10-15% от общего количества учебного времени при работе по любой вариативной программе.

Программа ""Изобразительное искусство и художественный труд " (Б.М.Неменский) предлагает: "… рассмотреть самую интересную для сегодняшнего дня важнейшую проблему—интерпретации программы на содержание разных национальных художественных культур. Эта проблема прочно связана с пони­манием того, что в искусстве общечеловеческое, что принадлежит сугубо дан­ной национальной культуре. Сейчас, когда происходит бурное пробуждение ин­тереса к своей национальной культуре, этот процесс иногда перерастает в оттал­кивание от «чужой», вплоть до отказа видеть общее… Можно понять эмоциональное жела­ние представить свою национальную культуру неповторимой. В чем-то это всег­да так. Но всегда есть и другое, как в языке: есть славянские, германские, ла­тинские языковые общности. Но все эти общности ближе оказываются друг к другу, чем к языкам, например, Китая или Японии. И все вместе они — человеческие языки, у них много человечески общего. Так же обстоит и с искусства­ми. Это все человеческие искусства, и в основе их лежат общечеловеческие язы­ковые и духовные законы связей с жизнью.

Декоративные искусства у всех народов отличаются от изобразительных и архитектуры одним и тем же. Нюансы есть, но основы искусств — общие для рода людского. Поэтому вполне можно иметь (выработать) общие принципы построения программ для разных национальных искусств и, скорее всего, невоз­можно создать программу, строящуюся на особенностях искусств, присущих исключительно данной национальной культуре…Искусство же у любого народа существует именно как форма передачи эмоционального духовно-отношенческого опыта…

Сегодня перед каждой национальной школой стоят как бы две задачи при воспитании юных поколений:

- сделать их наследниками своей культуры, передать им традиции мироотношения их предков,

- вписать в их со­знании национальную культуру во все многоцветие человеческой цивилизации, дать осознание личной связанности и с корнями своей земли, и со всем родом человеческим.

…Без культуры национальной человек, как перекати-поле, не имеет точки отсчета для собственной ориентации в мире. Такой человек опасен для себя и для челове­чества — он больше других подвержен обезличенной маскультуре, стихии стад­ных, диких чувств и поступков. Но если ему известна (и даже любима) только своя культура, кругозор его ограничен. На этой почве легко возникают дикар­ские, для нашего века особенно, тревожные представления об исключительности своей нации, а значит, и «права» на унижение, подавление иных, непохожих, «не таких, как мы». И все несчастья тогда легко свалить на этих «не таких». Это «рак культуры».

…Принципом интерпретации этой программы должна быть основная мысль: от родной природы (березки, пальмы, саксаула), от обычаев, труда, праздников своего народа — к культуре человечества, к ее лучшим образцам, высоким духовным идеалам. Тематический принцип построения четвертей и лет обучения дает ясные параметры: где и как вводить свое, родное, а когда выходить на просторы искусств других народов.

Интерпретируя программу на любую культуру, нужно четко ориентировать­ся на сохранение целостности там каждого блока и на триединство охваты­ваемых нашим предметом искусств (избирательные, декоративные, конструктив­ные). И помнить, что основным, фундаментальным для начала обучения явля­ется блок второго (ранее это был первый) класса: «Ты и искусство». Все темы этого блока будут пронизывать все годы обучения: выразительность материалов («чем и как работает художник»), три формы художественного мышления («ты изображаешь, украшаешь и строишь»), выразительные средства языка пласти­ческих искусств («как говорит искусство»). И особенно важна для понимания; для освоения содержания искусства тема третьей четверти: «О чем говорит искусство». На каком материале природы и искусства строить зрительный ряд этого блока? Естественно, именно на национальном — родном и близком.

Особенно важны для идеи «от родного порога» темы III и IV классов: «Искусство вокруг тебя» и «Каждый народ — художник». Построение темы «Искусство у тебя дома», «Искусство на улицах твоего города, села» вообще возможно только «от родного порога». Ведь искусство не вообще в доме или на улице, а в твоем доме, на твоей улице!

Тема «Как понимает красоту твой народ» рассчитана именно на обобщение представлений, полученных в предыдущих классах. И тогда будет создан проч­ный фундамент для следующих четвертей, темы которых открывают постепен­ный ход «от порога» к разнообразию, богатству художественных представлений народов мира.

Детям недоступна философия — единственная наука, представляющая опыт человечества в целом. Но им доступны искусства—единственный вид деятель­ности, кроме философии, представляющий этот опыт не просто в целостности, но еще и в единстве мысли и чувства.

Самостоятельная работа:

Разработать тематику уроков для определенного класса по региональному компоненту для действующих программ.

Тема 2.9.1. Искусство народов Башкортостана на уроках изобразительного искусства*

Самостоятельная работа: составить конспект урока – беседы об изобразительном искусстве Башкортостана


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: