Специфические черты технологии обучения

1. Разработка диагностично поставленных целей обучения, т.е. определять цели через результаты, выраженные в действиях учащихся, которые учитель может измерить и оценить. В диагностично поставленных целях описываются действия ученика в терминах: знает, понимает, применяет и др. как конечный результат.

2. Ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей. Материал разбивается на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усвоению, затем разрабатываются проверочные работы по разделам (сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка - текущий контроль, корректировка и повторная, измененная проработка - обучение. Текущие оценки выставляются по типу «усвоил – не усвоил». Итоговые результаты разъясняются каждому ученику.

3. Оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов (тесты, стандартные задания для каждого уровня обучения.)

4. Воспроизводимость обучающих процедур. Цикл обучения: установление цели обучения, обучение, совокупность учебных процедур и корректировка согласно результатам обратной связи; итоговая оценка результатов и поставка новых целей.

В подготовку учителя обязательно входит обучение написанию конспектов уроков. В разных учебных заведениях практикуют различные подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо называть класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и для учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методи­ческих рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эс­кизы наглядных пособий. Обычно начинающих педагогов затрудняет форму­лировка целей и задач урока. Цель, как правило, содержит общие развиваю­щие, воспитательные и обучающие моменты, а задачи показывают, что нужно для этого сделать. Важно отметить, что при подведении итогов урока, оценке работ учащихся, прежде всего, нужно обращать внимание на выполнение по­ставленных целей. [15, 12]

Процесс, в ходе которого цель из внутренней цели чело­века переходит в свое следствие - в фактическое пове­дение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности, называется целвосуществлением. Процесс целеосуществления скла­дывается из предварительной подготовки учителя к уро­ку и проведения урока.

Опосредованная подготовка учителя идет непрерывно. Она связана с постоянным накоплением знаний, впечатлений, опыта, развитием способностей и личностных качеств учите­ля, изучением базовых предметных основ изобразительного искусства и смежных с ним областей знаний, словом, она связана с понятием общей культуры, которая является осно­вой педагогической культуры и педагогического мастерства. Непосредственная подготовка связана с изучением про­грамм по изобразительному искусству, учебников, посо­бий, научной и методической литературы, передового педагогического опыта.

Анализ программ и пояснительных записок к ним позво­лит выделить концептуальные цели и задачи программ, принципы и методы осуществления, особенности содер­жания, ознакомиться с требованиями к уровню знаний и умений учащихся, которыми они должны овладеть в ре­зультате -освоения годичного программного материала, определить систему понятий, которые ученик должен ус­воить в течение учебного года.

Непосредственная подготовка проходит обычно в летние каникулы, а итогом ее должен стать календарный те­матический план на год.

Календарный тематический план определяет темы (раз­делы) изучения, почасовую разбивку по темам, последо­вательность изучения, типы уроков, фиксирует обобщаю­щие и контрольные занятия, темы и виды самостоятель­ных работ, систематизирует последовательное освоение основных понятий, умений, навыков, а также конкрети­зирует внутрипредметные и межпредметные связи. При календарном планировании следует учитывать празд­ники, календарные изменения в природе, необходимость разнообразия видов художественной и познавательной деятельности учащихся, последовательное освоение ху­дожественных материалов и техник. Поскольку учитель изобразительного искусства лучше воспринимает образы, ему будет полезно сделать для себя предварительный ка-лендарно-иллюстративный план. В этом случае язык графики позволит увидеть целостность процесса обучения в заданиях для детей.

Можно выполнить такой план и на карточках, которые удобно хранить в конвертах по четвертям учебного года. В такую карточку легко вносить изменения в планиро­вании.

Примерная схема тематического плана (П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов) Количество часов на всю тему —...

№ урока Тема урока Тип урока Триединая цель урока Методы обучения Содержание Виды самоаоятельной работы Планируемые знания, умения и навыки Виды контроля знаний и обратной связи Формы организации учебной деятельности Домашнее задание
1-й урок                    
2-й урок                    
3-й урок и т. д.                    

Такое прогнозирование дает учителю возможность четче представлять оценочные категории учебной деятельности, планировать систему уроков по изучаемой теме, заранее видеть необходимость подбора дополнительного учебного материала по темам, наглядных пособий. При составлении такого плана следует обращать внима­ние на особенности класса, для которого планируется учебная деятельность, и в зависимости от них корректи­ровать процесс освоения предметного содержания. Такой план становится основой подготовки учителя к каждому уроку.

Программы, учебники и пособия содержат материал к урокам и предлагают пути его освоения.

Поурочное планирование является методическим вариантом орга­низации работы учащихся на конкретном уроке. Такой методический вариант может представлять собой план, план-конспект (развернутый план), сценарий, проект, программу — в зависимости от практической необходи­мости для самого учителя.

1. Планирование предполагает со­здание программы управления по­знавательной деятельностью уча­щихся. В ней учитель фиксирует важные моменты управления про­цессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока чет­ким, конкретным определением управляющих действий. При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в учебном предмете. В плане обычно указываются класс, с которым прово­дится урок, дата проведения урока, изучаемая тема, те­ма урока, номер урока по изучаемой теме (место уро­ка в системе уроков), триединая цель урока и его за­дачи, тип урока, ход урока, распределение времени по этапам урока, время для самостоятельной работы уча­щихся с учетом фронтальной и индивидуальной рабо­ты учителя с детьми, основные элементы содержания проверяемого и нового материала, приемы и способы изучения: беседа (тогда намечаются вопросы), упраж­нения (задания должны быть предварительно освоены учителем), методы изложения, необходимое для орга­низации учебной деятельности оборудование для уча­щихся и учителя, домашнее задание (если таковое не­обходимо).

Часто реальный ход урока по вполне объективным при­чинам не совпадает с запланированным, поэтому учителю необходимо предусмотреть возможность интерпретации содержания урока в сокращенном виде или возможность использования на уроке дополнительного материала. При подготовке к уроку полезно также провести анализ поурочных планов прошлых лет, сопоставление которых с новым планом даст возможность учителю корректиро­вать свою деятельность.

Каждая учебная программа по изобразительному искусст­ву предлагает свои темы и содержание, средства осуще­ствления целей и задач обучения. Вместе с тем каждый учитель по-своему видит, воспринимает, чувствует, имеет разный эмоционально-ценностный опыт и т.д. Поэтому любая тема, проблема урока сначала осмысливаются учи­телем через собственное, субъективное прочтение. В иде­але он становится произведением педагогического искусства. Закономерно, что урок искусства, урок-образ должен строиться и проектироваться по законам искус­ства, а специфическая форма по­знания — переживание — должна стать особой формой обучения. Такой подход может быть реализован при внесении в урок принципа художествен­но-педагогической драматургии, когда замысел уро­ка - его основная цель, сценарий урока — реализация за­мысла, а драматургия самого процесса урока — сюжет с наличием эмоционально-образных акцентов (эпилог, за­вязка, кульминация и развязка). При этом сценарий уро­ка строится на основе того содержания, которое должен усвоить ученик, а учебно-воспитательные задачи решают­ся на художественном материале самого предмета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: