Искусство народов Башкортостана на уроках изобразительного искусства

- Введение регионального компонента в действующие программы по изобразительному искусству для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Народы Башкортостана. Общие сведения об этносах Башкортостана. Декоративно-прикладное искусство народов РБ. Семья, обычаи, традиции, праздники и ритуалы народов РБ. Выберите одну из вариативных программ. Введите в структуру программы, не нарушая логики ее построения, темы уроков с региональным содержанием.

- Региональная программа по изобразительному искусству для 5-9 классов (авторы Э.Э.Пурик,.Э.Ахадуллина). Рассмотрите программу, выделите уроки содержащие региональные темы. Выпишите их в таблицу в тетрадь. Творчество каких народов рассматривается в программе? Какие уроки по творчеству других народов вы предложите ввести в программу?

Декоративно-прикладное искусство башкир / Авт.-сост.: К.Р. Игбаев, Р.А. Хафизова, А.Р. Хуснуллин. Уфа: РИАЗ, Информреклама, 2003.40 с.

ВВЕДЕНИЕ.

Народное декоративно-прикладное искусство — результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, кото­рые проявляются во всем, начиная с выбора материала, стиля и кончая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников, народное твор­чество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления, проявлением ее жизнетворных сил.

Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм чело­веческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Потому все это и находит отражение в произведениях народного творчества, составля­ющих целостное явление культуры каждого народа.

Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он ра­ботает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево, металл, кожа и другие мате­риалы находят органичное применение в быту. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Это умение использовать естествен­ные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия орнаментом или сюжетными изображениями, соединяя их реальные про­образы с фантазией мастера. Так сложились традиционные для многих на­родов, в частности башкир, виды художественного мастерства: ковроделие, узорное ткачество, вышивка, художественная обработка металла, дерева, кожи и т.д.

Традиционный уклад жизни башкир выработал на протяжении истории свой специфический, свойственный только им круг бытовых предметов: до­машнюю утварь, одежду и обувь, убранство коня и снаряжение всадника, предметы религиозно-культового назначения. Их изготовляли из естествен­ных природных материалов — прежде всего, из продуктов кочевого хозяй­ства: кожи, шерсти, войлока, пряжи, пуха, конского волоса, различных по­род дерева. Добротно исполненные изделия утилитарного назначения обладали одновременно и художественными достоинствами, нередко явля­ясь уникальными образцами того или иного вида декоративно-прикладного искусства. Все эти предметы, если даже и лишены орнаментальной обработки, сохраняют древнюю силу архаики, в которой материальное и духовное, художественное и практическое начала слиты в органическую целостность, отражающую уклад жизни кочевников южно-уральских лесов и степей.

Особенности натурального хозяйства, кочевого скотоводства и земле­делия определили основные формы традиционного народного искусства: изготовление предметов из войлока и сукна, резьба по дереву, тиснение по коже, пуховязание, ковроткачество, вышивка, домашнее узорное ткачество, художественный металл и ювелирная обработка металлов.

В конце XIX века в традиционно устойчивой художественной культуре башкир происходят заметные изменения, продиктованные окончательным переходом к оседлой жизни, перестройкой хозяйственно-экономического ук­лада этноса под воздействием нарождающихся капиталистических отноше­ний. В новых экономических условиях не все изделия домашних ремесел выдерживают конкуренцию с фабричными. Заметно сокращается изготов­ление войлоков, уходит в прошлое искусство тиснения по коже, утрачивают­ся традиции ювелирного искусства, строчевышивки, что постепенно приво­дит к изменению художественного облика костюма, к его упрощению.

С провозглашением башкирской автономии самобытность националь­ной культуры, развивавшейся в традициях ислама, в первое время воспри­нималась как историческая данность и находила политическую поддерж­ку, но вскоре стала нивелироваться. С 20-х годов нормативными мерами внедрялась унифицированная общесоветская художественная культура, объявленная несколько позже (в 1932 году) искусством социального реа­лизма, которая несомненно нанесла большой урон народно-прикладному искусству. С середины 50-х годов в период хрущевской «оттепели» в жизнь села возвратились национальные праздники: сабантуй, каргатуй и другие, которые способствовали возрождению некоторых домашних ремесел: войлоковаляния, пуховязания, безворсового ткачества, изготовления простой крестьянской мебели, деревянной утвари.

Возрастание интереса народа к художественным ремеслам привело к необходимости принятия ряда правительственных документов, призван­ных поддерживать и развивать традиционные ремесла, творчество народ­ных мастеров. На этой основе стали создаваться предприятия художествен­ных промыслов фабричного типа. С 1965 года началась деятельность головного предприятия художественных промыслов республики — объеди­нения «Агидель» с сетью филиалов по республике. В начале 80-х годов по объему выпускаемой продукции предприятие «Агидель» было одним из самых крупных предприятий художественных промыслов в СССР. В 1981 году на международной ярмарке в Лейпциге его изделия были удостоены Золотой медали, объединение награждено орденом Дружбы народов.

В начале 80-х годов успешно развивалось предприятие художественных промыслов — объединение «Дружба», в котором была сосредоточена работа с

мастерами-надомниками. В районах республики были созданы художественные участки типа артелей, где трудились мастера по вышивке, вязанию, роспи­си по дереву. Здесь также освоили выпуск изделий, плетенных из лозы, и изготовление точеной и расписной деревянной башкирской матрешки.

Многие художественные предметы выпускает предприятие, оснащен­ное передовой техникой, что позволяет делать вещи большими тиражами. Такой тип производства называется художественной промышленностью. К ней примыкают народные художественные промыслы, в которых облик предмета, формирование его художественных особенностей зависит от руч­ного творческого труда мастера-художника. От того, как владеет он своим ремеслом, как использует свои знания и практическое умение, зависит ху­дожественный уровень создаваемой им вещи. Народный мастер не одинок в своем творчестве, производством художественных изделий занимаются целые коллективы. Коллективный опыт никогда не заслонял творческий по­тенциал отдельного мастера. Каждый мастер проявлял свой характер в ра­боте, создавал варианты типичных для промысла изделий. Единство коллек­тивного и индивидуального начал давали новые импульсы развития прикладного искусства.

В последнее время в республике регулярно проводятся выставки, кон­курсы мастеров, праздники ремесел, национальные праздники. Такой ком­плексный подход к активизации творчества мастеров, пропаганде их дос­тижений позволил каждому народу, проживающему в республике, увидеть ценности своей национальной культуры, привлечь молодежь к ремеслу, да­ющему возможность проявить свой талант. Ежегодно возрастает число мо­лодых людей, желающих поступить в специальные учебные заведения, что­бы стать художником-мастером.

Сегодня художественные изделия народных мастеров являются частью повседневной жизни человека. Это напольные ковры, керамическая посу­да, тканые покрывала, вышитые скатерти, деревянная игрушка и украше­ния женской одежды. С уверенностью можно добавить, что декоративно-прикладное искусство заняло свою прочную нишу в культуре народов края и усиленными темпами продолжает развиваться.

Нарядность, художественная содержательность изделий народных про­мыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподня­тое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными ат­рибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях — обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок. Каждая вещь, созданная мастерами худо­жественных промыслов, служит прекрасным подарком к любому важному событию в жизни отдельного человека, семьи или коллектива. А небольшие, удобные для перевозки вещи-сувениры — знаки памяти о национальной культуре народа.

Тема 2.9.2. Методическая разработка постановки «Натюрморт из предметов быта народов РБ» *

Содержание:

Практическое занятие №7

*Методическая разработка постановки «Натюрморт из предметов быта народов РБ».

Цель практического занятия – научить студента методически грамотно организовывать натурную постановку «Натюрморт из предметов быта народов РБ» в соответствии с требованиями школьной программы и возможностями учащихся определенной возрастной группы. Перед тем, как выполнять работу, необходимо выбрать класс или ту возрастную группу учащихся, на которые будет рассчитана постановка.

На листе белой бумаги, не превышающем размера формата А-4, выполняется композиция натюрморта по стадиям в рисунке и живописи.

Самостоятельная работа:

К изобразительному ряду с последовательностью исполнения постановки составить план-конспект урока и текст с обоснованием композиции по следующему плану:

1. Цели и задачи постановки «Натюрморт из предметов быта народов РБ».

2. Обоснование выбора предметов по количеству и характеру форм (с учетом требований школьной программы).

3. Обоснование композиции.

4. Обоснование цветовой гаммы постановки.

5. Составить план-конспект урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: