Планирование учебно-воспитательной работы

Систематическое, последовательное и прочное усвоение учеб­ного материала по изобразительному искусству в значительной степени определяется тщательным, научно обоснованным планиро­ванием учебного материала в каждом классе. На основе базисного учебного плана и программ по изобразительному искусству учитель составляет календарно-тематические планы на учебный год по каждому классу. Программа является тем документом, который на основании работы школы, последних достижений педагогической и психологической науки указывает содержание обучения изобразительному искусству в каждом классе, виды занятий, объем учебного материала по каждому виду занятий и по каждой теме; указывает примерные учебные задания по каждой теме.

Как свидетельствует опыт учителей, совершенно необходимо планировать как содержание каждого урока в отдельности, так и поурочно материал каждой четверти, всего учебного года. К этому же обязывает и соблюдение дидактических принципов. Планирование конкретного урока осуществляется в ви­де рабочего плана-конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи данного урока. Здесь также фиксируется последо­вательность всех этапов (элементов) урока с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане-конспекте указывается наглядный материал, кото­рый должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя. [12, 64]

Помимо конспекта урока, рекомендуем учителю системати­чески вести дневник, в котором после проведения урока делать краткие замечания о положительных и отрицательных его мо­ментах. Это дает возможность начинающему учителю быстрее овладеть мастерством преподавания.

При подготовке к уроку следует использовать разнообразный материал: высказывания выдающихся художников, методические рекомендации, примеры из опыта работы учителей. Для этого рекомендуем учителю с первых дней работы в школе взяться за составление личной картотеки. Систематически пополняя ее, учитель не только обогатит свою методику работы с детьми, но и приобретет необходимый материал для научно-исследователь­ской и научно-методической работы.

Конспект урока должен быть руководством к действию, а не догмой, в нем надо излагать содержание учебного материала, а не форму изложения.

Планирование каждого конкретного урока невозможно без планирования учебного материала на год и четверти. В практике преподавания изобразительного искусства широкое распространение получило тематическое ил­люстрированное планирование уроков. В таком плане наряду с указанием темы урока, времени, отводимого на выполнение учебного задания, техники работы дается наглядное изображение того, что будут рисовать школьники.. Выполнять его можно как в виде отдельных карточек с указанием класса, темы, цели, задач и оборудования урока, здесь возможны рисунки, поясняющие содержание работы, так и на больших плот­ных листах. Первый вариант позволяет легко вносить изменения в планирова­ние, одну карточку заменяют другой. Карточки удобно хранить в конвертах по четвертям, но чтобы представить картину в целом, их придется где-то раскла­дывать. Второй вариант дает возможность увидеть сразу все годовое планиро­вание по четвертям. Оба варианта возможны, они помогают заранее подобрать необходимый теоретический, наглядный и музыкальный материал, продумать систему уроков, облегчают подготовку к ним.

При планировании важно учитывать следующие принципы: должны быть представлены все разделы программы, необходимо обеспечить последователь­ное усложнение знаний, умений и навыков, а также преемственность между классами; следует учитывать праздники, календарные изменения в природе; необходимо разнообразие видов деятельности, последовательное освоение художественных материалов и техник; следует учитывать межпредметные свя­зи, возможность проведения интегрированных уроков; материал лучше пла­нировать тематическими блоками.

УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Важным разделом работы учителя изобразительного искус­ства является организация учета успеваемости школьников. Систематический учет знаний, умений, навыков, получаемых учащимися в процессе обучения, служит необходимой основой воспитания у детей серьезного, ответственного отношения к рисо­ванию.

Успеваемость школьников следует учитывать систематически и обязательно фиксировать в классном журнале и дневниках учащихся.

Обычно применяют четыре вида учета успеваемости: пред­варительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный учет проводится в тех случаях, когда учи­тель получает новый класс и он должен выяснить уровень знаний, графических и живописных умений и навыков, которыми владеют школьники. Такой учет проводится как в форме контроль­ных урочных заданий всему классу по различным видам занятий изобразительным искусством (например, рисование с натуры чайника, рисование на тему «Праздничный день», выполнение в полосе узора из растительных форм), так и в форме беседы.

Текущий учет проводится регулярно в процессе всей учебной работы. Возможны два вида текущего учета: выставление оценок за рисунки после их выполнения и за устные ответы на уроке, причем оценки за рисунки должны быть поставлены сразу же после их выполнения.

Чтобы объективно оценивать работу учащихся, необходимо установить конкретные критерии, определяющие степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства.

Большое значение в стимулировании изобразительной дея­тельности школьников и развитии интереса к ней имеет анализ ученических работ. Во время анализа педагог отмечает поло­жительные и отрицательные стороны работ учащихся. Подобный анализ ученических рисунков отвечает потребности детей по­казать результаты своего творчества коллективу, вынести свои рисунки на суд товарищей. Вот почему школьники очень ответ­ственно относятся к таким анализам.

У учащегося всегда есть потребность в объективной оценке своих рисунков, которая показывает степень его знаний, умений и вместе с тем степень старания, интереса к работе. Поэтому учитель, оценивая рисунки учащихся, всегда должен учитывать, с интересом работал школьник над рисунком или нет. Особенно важно указать на это во время оценки рисунка, демонстрируемого всему классу. Тогда ученики будут знать, что их эмоциональное отношение к процессу рисования непосредственно сказывается на качестве композиции.

Анализ своих рисунков и рисунков товарищей заставляет учащихся более упорно и настойчиво работать над изображением, вызывает удовлетворение от процесса рисования.

Периодический (по четвертям) учет знаний обычно осуще­ствляется в виде оценки успеваемости школьников за четверть. Оценка за четверть не просто средняя арифметическая оценка за рисунки — она обязательно должна объективно отражать успе­хи школьника в изобразительной деятельности, его старание, увлеченность предметом, поэтому следует учитывать различную внеклассную работу учеников по изобразительному искусству — активное участие в выпуске классной (школьной) стенгазеты, в проведении бесед, лекций по изобразительному искусству. Итоговый (годовой) учет — это учет работы каждого школь­ника за год, который выражается в годовой оценке по изобра­зительному искусству. [12, 86]

Рекомендуется вводить в процесс обучения по предме­там искусства не только традиционную количественную, но и качественную оценку, поскольку искусство дает безгра­ничный диапазон творческого общения и сопереживания ученика и педагога.

Качественная оценка — это оценочные суждения педа­гога. Количественная оценка (отражающая, естественно, и качество) — традиционно сложившаяся пятибалльная система.

Введение качественной оценки обусловлено необходи­мостью оценить эмоционально-ценностные отношения уча­щихся к явлениям искусства и действительности, индивиду­ально-творческое развитие каждого ученика. Безусловно, оценочные суждения педагога могут быть подвержены влиянию субъективного фактора, поскольку каждый педа­гог имеет свой уровень эстетической восприимчивости, об­щей и профессиональной культуры учителя, собственный опыт творчества в том или ином виде искусства.

Необходимость количественной оценки подтверждается тем, что с ее помощью измеряется процесс формирования и развития эстетических знаний и практических умений.

Количественной оценке подвергаются элементы мини­мума обязательного содержания образования по предметам искусства.

Конкретные критерии количественной и качественной оценок разработаны и представлены в действующих про­граммах разнообразных курсов по искусству. [26, 13]

Иллюстрированный план выполняется в виде небольших кадров, в каждом из которых дано изображение и записана тема урока. Студент выбирает для работы один из классов с 1-го по 6-й и составляет блок из 4 – 5 уроков таким образом, чтобы отобранные из программы темы заданий были связаны единой общей направленностью и удачно дополняли друг друга. Цикл рекомендуется закончить уроком с тематической композицией. Придерживаясь тематики той или иной программы, изобразительный ряд может строиться по определенной теме (например, одного времени года, традиция того или иного промысла, народная сказка, историческая или современная тема и т.д.).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКЕ

Оценивая учебную деятельность учащегося на уроке, учитель преж­де всего должен помнить о воспи­тательных особенностях такой оценки.

Как известно, в общеобразовательных учреждениях оцен­ка учащемуся выставляется по пятибалльной системе. На уроках изобразительного искусства оценка имеет количе­ственное и качественное значение. Если первая опреде­ляет объем проделанной учеником работы, то вторая — качество выполнения, которое учитель должен профессио­нально и достаточно объективно выявить. Эти оценки воплощают понимание учителем количественных и каче­ственных потенциальных возможностей ученика и их ре­ализации при освоении учебного материала. Начинающий учитель часто испытывает трудности при выставлении оценки ребенку. Попробуем выяснить, в чем заключаются такие трудности.

1. За что выставляется оценка? За самостоятельную работу, являющуюся итогом изобразительной деятельно­сти ребенка на уроке (что встречается чаще всего), за выполнение разного рода промежуточных работ, за активную работу на уроке, за теоретические знания по предмету и т. д., т. е. следует определить триединые за­дачи оцениваемой работы.

Оценка предусматривает постепенное системное овладе­ние содержанием предмета. Стало быть, планируя педа­гогический процесс, учитель знает, на каком уроке он может требовать овладения определенными знаниями, умениями и навыками, а на каком такие требования бу­дут преждевременны. Очень полезно для создания сис­темы требований к знаниям, умениям и навыкам учащих­ся сделать таблицу, в которой (в соответствии с предла­гаемыми требованиями программы, по которой работает учитель) будет отражена последовательность новых зна­ний. Особо хочется отметить тот факт, что невозможно оценить обучение чему-либо, если такового на уроке не было. Выставляя оценку, учитель должен помнить, что он оценивает не столько работу ребенка, сколько результат собственной педагогической деятельности.

2. Как выставляется оценка? Не секрет, что оценка изобразительной деятельности ребенка, так же как и оценка любого произведения изобразительного искусства, носит в достаточной степени субъектив­ный характер, потому что в нее входит понимание уровня художе­ственности. Однако критерии, ко­торыми, руководствуется учитель при оценивании детских работ, должны быть понятны учащемуся и приняты им. Такое понимание художественно-эстетической ценности своей работы возможно у ребенка при систематической орга­низации учителем открытых индивидуальных и коллек­тивных оценок работ, когда они качественно оценивают­ся в отношении композиционных особенностей, колори­стического решения, средств создания художественного образа и т. д. В этом случае дети достаточно быстро ов­ладевают техникой оценочного анализа учебной работы, что становится активизирующим фактором их художест­венного развития.

В любом случае следует помнить о значимости оценки для ребенка. Главное, чтобы выбор формы предъявления такой оценки учитывал особенности каждого ребенка и соответствовал нравственным критериям общения. Конечный результат урока складывается из двух со­ставляющих: качества работы учителя и показателей зна­ний учащихся в ходе проведения урока.

Тема 3.4. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование и оформление

Студент должен

знать:

- современные требования к оборудованию и оформлению кабинета изобразительного искусства;

уметь:

- подбирать, изготавливать наглядные пособия для уроков изобразительного искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: