Контроль и ревизия выпуска готовой продукции и ее продажи

Цель контроля и ревизии выпуска готовой продук­ции, а также ее продажи – установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от продажи продукции.

В качестве источников информации используются следующие документы:

- учредительные документы, приказ об учетной политике;

- бухгалтерская отчетность, налоговая, статистическая и внутренняя отчетность, Главная книга;

- первичные документы по движению готовой продукции;

- регистры аналитического и синтетического учета по счетам 20, 40, 43, 44, 45, 90;

- книга продаж, счета-фактуры, журнал учета выданных счетов-фактур;

- карточки складского учета готовой продукции, договоры о материальной ответственности;

- прейскурант цен;

- договоры с контрагентами, доверенности покупателей, документы об оплате счетов за проданную продукцию;

- инвентаризационные описи, сличительные ведомости.

Контролируется выполнение плана производства продукции по объе­му и ассортименту; анализируется ритмичность выпуска продукции; про­веряется качество выпускаемой продукции, наличие потерь от брака, сохранность ценностей на складах.

Путем сопоставления альтернативного баланса расхода материалов и выхода готовой продукции исходя из нормативных затрат может быть проверена полнота оприходования произведенной готовой продукции. Для проверки объема производства используются данные:

- первичных документов и производственных отчетов;

- актов инвентаризации незавершенного производства;

- регистров аналитического и синтетического учета.

По данным производственных отчетов и отчетов о движении матери­альных ценностей на складах анализируется фактическое движение гото­вой продукции. Применяются такие методы контроля, как сканирование, прослеживание, пересчет.

Устанавливая правильность формирования выручки от продажи про­дукции, анализируют договоры с контрагентами, полноту регистрации выписанных счетов-фактур, соблюдение сроков оплаты покупателями. Обращается внимание на соответствие таких показателей, как номенкла­тура продукции, цены на нее, количество и сумма, дата операции. Дается оценка организации оперативного учета исполнения договорных обяза­тельств, определяется обоснованность начисления штрафных санкций в связи с нарушением договорной дисциплины.

Бухгалтерский учет выручки от реализации осуществляется по методу начислений или по кассовому методу. Контролируется полнота отражения операций по продаже (отгрузке) продукции по кредиту счета 90 незави­симо от ее оплаты. В процессе проверки выясняется правильность отра­жения НДС в зависимости от выбранного варианта признания выручки.

Подвергаются контролю и расходы на продажу, которые связаны со сбытом продукции и включаются в расходы (на тару и упаковку, по транспортировке и погрузке-разгрузке готовой продукции, на рекламу, комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредниче­ским организациям). Путем сверки данных первичных документов и учетных регистров оценивается организация аналитического учета этих расходов. С помощью арифметического контроля устанавливается пра­вильность их распределения между видами проданной продукции. Рас­пределение производится пропорционально стоимости проданной (от­груженной) продукции по фактической себестоимости или учетным це­нам, кроме расходов на тару и транспортировку, которые списываются прямым путем.

Типичные ошибки при оформлении выпуска продукции и ее продажи состоят в следующем:

- ведение бухгалтерского учета реализации продукции кассовым мето­дом, хотя учетной политикой выбран метод начислений;

- неправильное исчисление фактической себестоимости проданной продукции;

- отсутствие аналитического учета готовой продукции по местам хране­ния и ее видам;

- некачественное проведение инвентаризации готовой продукции;

- некорректная корреспонденция счетов при отражении в учете прода­жи продукции по бартеру, при зачете взаимных требований и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: