Ревизия расчетов по налогам и сборам
В системе расчетных взаимоотношений организаций денежные расчетные отношения с бюджетом и внебюджетными фондами занимают особое место.
Рациональная организация контроля над состоянием расчетов с бюджетом способствует соблюдению платежной дисциплины, улучшению финансового состояния организации.
Цель ревизии расчетов с бюджетом – подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого юридического лица, в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и сборам, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в налогообложении.
В ходе контрольно-ревизионной проверки ревизору необходимо проверить:
•правильно ли исчислены налогооблагаемые базы;
•правильно ли применены ставки налогов и платежей;
• своевременно ли и полностью уплачены платежи в бюджет;
• правильно ли и обоснованно применены льготы;
•правильно ли ведется аналитический и синтетический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
|
|
• соответствуют ли записи аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе организации.
Для проверки правильности организации аналитического учета по расчетам с бюджетом необходимо уточнить правильность выведения оборотов и сальдо по каждому виду налогов на конец отчетного периода.
В балансе задолженности по счету 68 должны быть отражены в суммах, согласованных с налоговыми органами, для чего выверяются взаимные расчеты. Данные аналитического учета по каждому налогу необходимо сопоставить с записями в регистре синтетического учета и Главной книге по счету 68. Своевременность и полноту расчетов с бюджетом устанавливают проверкой выписок банка и приложенных к ним первичных платежных документов.
Во время проведения ревизии расчетов по налогам и сборам ревизоры руководствуются НК РФ. Поэтому контроль и ревизия указанных расчетов направлены, прежде всего, на выявление их соответствия тем главам, статьям и нормам НК РФ, которыми регулируются налоговые отношения по взиманию соответствующих налогов и сборов.
В условиях рыночных преобразований, происходящих в экономике, значительно повысилась роль кредитов и займов, как дополнительного источника финансирования деятельности организаций.
В задачу контроля над кредитными операциями входят выявление обоснованности и условий привлечения заемных средств, соблюдение установленного порядка планирования, получения, использования и возврата краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов, а также определение эффективности их привлечения.
|
|
Дополнительными источниками информации проверки учета кредитных операций являются:
- сведения и справки, предоставляемые в учреждения банка для получения кредита;
- выписки банков;
- копии договоров в подтверждение кредитуемых сделок и дополнительные соглашения к ним;
- договоры займа, залога;
- документы, подтверждающие целевое использование кредита или займа.
Ревизор должен обращать внимание на то, в какой форме был взят заем – в форме денег или вещи. Ревизор обязан убедиться в правильности:
•составления и заключения договора займа;
•организации бухгалтерского учета этих операций на счетах: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам», причем особое внимание уделяется организации аналитического учета этих операций по заимодавцу и срокам погашения;
•полноты получения и соблюдения целевого характера использования займов;
• отражения в учете погашения займа путем реализации ценных бумаг по ценам, превышающим их стоимость, отражение в учете принимающихся к уплате %% за использование займа;
• отражения в учете курсовых разниц по предоставленным займам в иностранной валюте;
•отражения в учете займов по направлениям их использования;
• учета займа, полученного под выданный вексель;
•своевременности погашения займов, путем сопоставления даты взносов собственных средств в уплату или выписок банка с установленными сроками их погашения.
При проверке займов необходимо выявить обоснованность и условия привлечения этих средств по каждому заимодавцу, для чего контрольному изучению подвергаются договоры займа и записи по соответствующим счетам.
Правила выдачи кредитов разрабатываются кредиторскими организациями, а выдача кредита производится на основании заключенного двухстороннего кредитного договора. Ревизору необходимо проверить:
• подтверждение целевого использования кредита;
• своевременность и полноту погашения,
• правильность и законность отнесения начисленных и уплаченных %% на соответствующие счета затрат или источники их покрытия;
•достоверность остатков, не возвращенных кредитов;
•обеспечение кредита или существование представленных гарантий своевременно невозвращенных сумм кредита;
• объективность причин нарушения сроков возврата кредита.
Проверяя вопросы получения и использования кредитов, ревизор должен произвести оценку эффективности вложенных средств по тем мероприятиям, на которые они предназначались; какой экономический эффект получила организация в целом от их использования, или наоборот, рассчитать убытки, которые может понести организация в случае не целевого использования кредита или несвоевременного возврата кредитору, а также проанализировать источники покрытия невозвращенных сумм кредиторов и сообщить о них.