Тема № 6. Товарная организация общественного производства. Характеристика рыночного хозяйства

1. Эволюция товарно-денежных отношений и становление рынка. Сущность рынка.

2. Виды рынков и их классификация.

3. Функции рынка

Причинами возникновения рынка является:

1. Общественное разделение труда.

2. Самостоятельность производителя, свобода выбора.

3. Экономическое обособление производителей за счет частной собственности.

Рынок - это система экономических отношений между производителем и потребителем, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. В условиях рынка все отношения людей связаны куплей-продажей.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели (домохозяйства, фирмы, бизнес, организации, правительство).

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), а также услуги. Р ыночные системы обладают особым внутренним механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции. Это механизм включает три главных взаимосвязанных фактора: цена, спрос и предложение, конкуренция. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от различных факторов. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями.

Виды рынков и их классификация

1.По экономическому назначению объектов рынка (рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок, информационный рынок и т.д.)

2.По географическому расположению (местный рынок, региональный рынок, национальный рынок,мировой рынок).

3.По степени ограничения конкуренции (монополистический рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической конкуренции, рынок совершенной конкуренции)

4.По отраслям (автомобильный рынок, компьютерный рынок, сельскохозяйственный рынок, промышленный рынок)

5.По характеру продаж (оптовый рынок, розничный рынок)

6.По соответствию законодательным нормам(официальный рынок, черный рынок - теневая экономика) Теневая экономика

Инфраструктура рынка - это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Различают инфраструктуру товарног о рынка (биржи, аукционы, ярмарки, предприятия оптовой и розничной торговли); финансового рынка (фондовые, валютные биржи, банки, страховые компании и фонды) и рынка труда (биржи труда).

Таблица 6.1.- Достоинства и недостатки рынка.

достоинства Недостатки
ü гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям; ü использование достижений НТП в производстве в целях снижения издержек; ü развитие конкуренции, что ведет к снижению цены; ü эффективное распределение ресурсов; ü свобода выбора и действий участников рыночного процесса; ü способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством. ü возможно непропорциональное развитие производства; ü не решает общественных проблем; ü не обеспечивает работой; ü усиление дифференциации общества на богатых и бедных; ü не гарантирует стабильности цен и получения доходов; ü не обеспечивает фундаментальных исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: