На спрос влияют многие факторы, главным из которых являетсяцена.Между ценой и величиной спроса существует обратная связь, повышение цены снижает спрос, и наоборот

Спрос-это одна из сторон процесса рыночного ценообразования.

Тема 7. Теория спроса и предложения. Теория конкуренции и монополии.

1. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос

2. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы, влияющие на предложение, взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

3. Сущность конкуренции. Свободная конкуренция. Формы конкурентной борьбы. Монополия.

Спрос-это одна из сторон процесса рыночного ценообразования. С прос - потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя. На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь, повышение цены снижает спрос, и наоборот. Обратная связь между величиной спроса и ценой называется законом спроса. Этот закон был сформулирован А.Курно (1838г.).

Спрос потребность в товарах, обеспеченная денежными средствами покупателя.

Обратная связь между величиной спроса и ценой называется законом спроса Этот закон был сформулирован А.Курно (1838г.).

Кривая спроса (D- demand)- это графическое изображение закона спроса.

Кривая D наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная (рисунок 7.1).

Графически изменение величины спроса выражается в «движении по кривой спроса». Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса». Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой». «Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов (рисунок 7.2). В этом случае говорят об «изменение спроса».

Изменение величины спроса под влиянием изменения цены выражается в движении по кривой спроса. Влияние неценовых факторов приводит к изменению спроса, что выражается в смещении кривой или вправо – вверх (увеличение), или влево – вниз (уменьшение).
Рисунок 7Кривая D наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Графически изменение величины спроса выражается в «движении по кривой спроса» (точки А,В). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса». Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой». «Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса». Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от D к D1. Желание приобрести меньше товара, уменьшить спрос и сдвинет кривую спроса влево: от D к Dо..1- Кривая спроса. Рисунок 7.2- Движение кривой спроса.

К неценовым факторам спроса относятся:

Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса

Потребительские вкусы.

Цены на сопряженные товары.

Ожидания потребителейотносительно будущих цен на товары, их наличия способны изменить спрос.

Доходы потребителей.

Эластичность – это реакция одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений. Виды эластичности:

1. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%. Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса (%) к снижению цен (%).

∆ Q% Q1 - Q2 P1- P2 ЕPD = ───── = ------------ / -----------∆Р%; Q1 P1

где ЕPD - эластичность спроса по цене; ∆ Q% - относительное изменение величины спроса; ∆ Р% - относительное изменение цены.

2. Изменение величины спроса, вызванное изменением дохода называется эластичностью спроса по доходу.

Процент изменения величины спроса ∆ Q% ЕID = -------------------------------------------------------------- Процент изменения величины дохода ∆ I%;

где ЕID –эластичность спроса по доходу; Процент изменения величины спроса ∆ Q%

ЕID = --------------------------------------------------------------

Процент изменения величины дохода ∆ I%

Процент изменения величины спроса ∆ Q%

ЕID = --------------------------------------------------------------

Процент изменения величины дохода ∆ I%

где ЕID - эластичность спроса по доходу;

∆Q% - изменение величины спроса; ∆I% - изменение дохода. ЕiЕi

3. Изменение величины спроса на один товар при изменении цены на другой товар называется перекрестной эластичностью и рассчитывается как:

∆ Qх%

ЕхуD = ───────

∆ Ру%;

где ЕхуD – перекрестная эластичность, ∆ QX% – относительное изменение спроса на товар Х, ∆ РУ%; – относительное изменение цены товара У.

Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке по ценам на данный момент времени. Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок, и наоборот. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.

Кривая предложения (S- supply) показывает количество товара или услуги, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течении определенного времени. При построении кривой по вертикальной оси откладывается цена Р товара, по горизонтальной – величина предложения (рисунок 7.8).Движение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении предложения» (рисунок 7.9).

Рассмотрим воздействие на предложение неценовых факторов:

Цены на ресурсы.

Технология.

Цены на другие товары

Уровень конкуренции.

Налоги и дотации.

Изменение величины предложения при изменении цены выражается в движении по кривой предложения Влияние неценовых факторов приводит к изменению предложения, что выражается в смещении кривой или вправо – вниз (увеличение), или влево – вверх (уменьшение).
Рисунок 7.8- Кривая предложения Рисунок 7.9- Движения кривой предложения

Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию равновесия на рынке. Равновесие на рынке достигается при равенстве спроса предложению, при этом достигается равновесная цена и равновесный объем (рисунок 7.14). Равновесная цена уравнивает спрос и предложение и образуется при пересечении кривых спроса и предложения. Пересечение этих кривых называют крестом Маршалла. Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции в условиях свободных цен она устанавливается на уровне равновесной. Способность рынка вновь возвратиться к равновесию под влиянием своих внутренних сил называется стабильностью равновесия.

Где, Е – точка пересечения кривых спроса и предложения, точка равновесия. РЕ –равновесная цена, QЕ – равновесный объем. Если рыночная цена ниже равновесной Р1 на рынке возникает дефицит товара, т.е. объем спроса превышает объем предложения. Если же рыночная цена Р2больше равновесной,то возникает избыток, т.е. объем предложения превышает объем спроса на товар.
Рисунок 7.14- Равновесие на рынке

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров.Конкуренцию можно классифицировать по нескольким признакам:

1.По масштабам развития ( индивидуальная конкуренции, местная, внутриотраслевая, межотраслевая, национальная, глобальная)

2.По методам ведения (ценовая, неценовая)

3.По способам ведения ( добросовестная, недобросовестная)

4.По форме (с овершенная. несовершенная (олигополия, монополия, монополистическая конкуренция)

Таблица 7.- Характеристика моделей рынка.

Параметры Совершенный рынок Несовершенный рынок
Чистая конкуренция Монополистичес-кая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Определение Рынок с большим числом фирм, продающих стандартизированный товар Рынок с большим числом продавцов, предлагающих сходные, но не одинаковые товары. Рынок, где господствуют несколько крупных фирм (2-дуополия). Рынок, где господствует один продавец, влияющий на цену товара
Число фирм Очень большое Многое Несколько Одна
Вид товара Стандартизированный (однородный) Дифференцирован ный (разнородный) Дифференцирован ный и однородный Уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует В пределах рыночной ниши Ограничен взаимной зависимостью и значителен при тайном сговоре Диктует цены
Барьеры для вхождения в отрасль Отсутствует Отсутствует Возможны отдельные препятствия при входе Вхождение заблокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Существенна, упор на рекламу Типична при дифференциации товара Нет нужды в ней
Примеры Рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг. Рынки легкой и пищевой промышленности Стандартизирован ные товары- сталь; дифференцирован ные -автомобили Народные промыслы, городские коммуникации

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, где много фирм, продающих стандартизированный товар, и ни одна фирма не располагает большой долей рынка. Главная черта: ни одна фирма не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Монополия (греч. монос- один, полео- продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий (естественная монополия, искусственная монополия, случайная монополия). Организационные формы монополий: картель, синдикат, трест, концерн, холдинг, конгломерат.

Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия, двусторонняя монополия.

Проблема монополии сводится к вопросу о власти над ценой. Учитывая это, государство старается противостоять монополизму. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство - комплекс законов и правительственных актов, способствующих развитию конкуренции, направленных на ограничение и запрещение монополий. Оно основано на законах РК «Об естественных монополиях», «О конкуренции и ограничение монополистической деятельности».

Тема № 8. Кругооборот и оборот капитала (предприятия)

1. Кругооборот и оборот капитала предприятий.

2. Основной иоборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация.

3. Инвестиции как источник финансирования производственных фондов.

Понятие «капитал» (от лат.capitalis- главный) имеет три основных значения. Во- первых, по Марксу, капитал есть особая, «самовозрастающая стоимость», или такая стоимость, которая в результате эксплуатации наемного труда приносит прибавочную стоимость. Здесь преобладает классовый, идеологический смысл: капитал- орудие эксплуатации рабочих буржуазией.

Во- вторых, капитал в широком смысле- это любое имущество (деньги, акции, облигации, станки, недвижимость), которое «находится в состоянии роста» (Норс), то есть приносит ее владельцу доход. В- третьих, капитал в узком смысле есть рассмотренная выше часть средства производства, обработанных людьми (производственный капитал).

К.Маркс приступая и анализу теории капитала, отличает, что движение капитала всегда начинается с денег. Однако сами по себе деньги не капитал, они превращаются в капитал в особых условиях – в случае их использования с целью получения дополнительных денег. Исходная сумма денег (Д) в качестве капитала совершает кругооборот по схеме Д-Т-Д*, где Т- товар, Д*- возросшая на величину Д первоначальный сумма денег. Это превращение Маркс назвал прибавочной стоимостью, а самовозрастающие деньги капиталом.

Следовательно, капитал есть стоимость, приносящая прибавочную стоимость. Формула Д-Т-Д* названа всеобщей формулой капитала.

Прибавочная стоимость представляет собой стоимость, создаваемую трудом прибавочного рабочего времени неоплаченным трудом рабочего.

Отношение величины прибавочной стоимости к переменному капиталу, выраженное в процентах называется нормой прибавочной стоимости ( m-норма прибавочной стоимости).

Капитал – это определенный запас ценностей (благ) в денежной или не денежной форме, который приносит доход своему владельцу, обеспечивая самовозрастание богатства, особенно в форме денег. Всякая фирма заинтересована в том, чтобы ее капитал находился в движении и непрерывно воспроизводился. Исходным моментом является кругооборот капитала.

Кругооборот капитала - это движение стоимости факторов производства через сферы производства и обращения, в результате чего она проходит три стадии и последовательно принимает производительную, денежную и товарную формы.

Стадии производственного цикла:

СП

D - Т ….. П…Т* - D *

РС

Где D – первоначальный капитал (авансированные деньги); Т-товар; РС- рабочая сила; СП-средства производства; П- процесс производства товаров и услуг; Т*- произведенный продукт; D *- возросший первоначально авансированный капитал.

Каждая из трех стадий выполняет определенную функцию:

· На первой формируются условия производства;

· На второй осуществляется производство товаров и услуг;

· На третьей происходит реализация товаров и услуг и получение прибыли.

Кругооборот, рассматриваемый как непрерывно возобновляемый процесс, называется оборотом.

Между кругооборотом и оборотом существует различие: в течение одного кругооборота фирме возвращается лишь часть первоначально авансированной стоимости; в течение одного оборота фирме возвращается вся первоначально авансированная стоимость. Для этого может понадобиться несколько кругооборотов (производство многих партий обуви).

Оборот измеряется временем и скоростью.

Время оборота - это период, в течение которого ресурсы, пройдя сферы производства и обращения, возвращаются к исходной (денежной) форме. Время оборота распадается на время производства и время обращения.

Скорость оборота измеряется числом оборотов ресурсов, совершаемых в течение года. Число оборотов определяется по формуле: n =О/ t, где n - число оборотов в год; О- принятая единица времени (1год); t - время оборота данных ресурсов.

Оборот совершает производственный капитал. Производственный капитал - это выраженные в стоимостной форме факторы производства, функционирующие в замкнутом воспроизводственном цикле. Он может выступать в двух формах: как реальный (физический)- тот, что уже вложен в средства производства в качестве прямых инвестиций, и как денежный (финансовый), существующий пока в виде денег для закупки средств производства (инвестиционных товаров). В соответствии со способами переноса стоимости используемого производственного капитала на стоимость созданного товара различают: основной и оборотный капитал.

Основной капитал- это средства труда (здания, оборудования и т.п.), которые многократно используются в производственных циклах и переносят стоимость по частям.

К оборотному капиталу относятся сырье, материалы, рабочая сила. Они используются полностью и переносят стоимость в течение одного производственного цикла.

Таблица 8.1.- Главные различия между основным и оборотным капиталом.

  Основной капитал Оборотный капитал
Что включает Средства труда (станки, машины, здания) Предметы труда (сырье, материалы и т.д.)
Как участвует в производстве Многократно Однократно
Как расходуется Постепенно изнашивается Полностью потребляется
Как переносит стоимость на стоимость произведенных товаров Постепенно, по частям, по мере износа Сразу и целиком

Процесс переноса стоимости основного капитала в течение срока его службы на стоимость произведенного товара и аккумулирование ее в амортизационном фонде называется амортизацией. Физический износ основного капитала- это потеря им потребительной стоимости. Моральный износ - это потеря стоимости по двум причинам: 1) создание аналогичных, но более дешевых средств труда; 2) выпуск более производительных средств труда при той же цене.

Инвестиции - это долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные отрасли как внутри страны, так и за ее пределами с целью получения прибыли.

Валовые инвестиции - это затраты на замещение старого оборудования (амортизация)+ прирост инвестиций на расширение производства.

Чистые инвестиции - это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала. Если они составляют положительную величину, то экономика развивается, если отрицательную- то свидетельствуют о снижении деловой активности.

Автономные инвестиции - это инвестиции, обусловленные нововведениями, вызванными НТП.

Индуцированные инвестиции - это капиталовложения, направленные на образование новых производственных мощностей.

Инвестиционный спрос -это спрос предпринимателей на средства производства для восстановления изношенного капитала, а также для его увеличения. К факторам, определяющим инвестиционный спрос, относятся: ожидание нормы прибыли и ставка банковского процента. Например, если ожидаемая норма прибыли 10% превышает ставку процента 7%, то инвестирование будет прибыльным.

Тема № 9. Издержки и доход предприятия (фирмы)

1. Бухгалтерские и экономические издержки.

2. Постоянные переменные и общие издержки.

3. Средние издержки. Предельные издержки. Эффект масштаба. Транзакционные издержки.

Издержки - главный фактор, влияющий на объем предложения. Поэтому, прежде чем принять решение о том, сколько произвести, фирма должна проанализировать издержки. Термин «издержки» (соsts)- это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявших на рынке стоимостную форму.

Рисунок 9.1.- Деление издержек на явные и неявные.

Явные (внешние) издержки - это денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны (за поставку материалов, услуги). Именно эти издержки учитываются бухгалтерией, поэтому их называют бухгалтерскими издержками.

Неявные (внутренние) издержки - это издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных (внутренних) ресурсов.

Сумму явных и неявных издержек производства экономисты называют экономическими издержками. При этом учет скрытых (вмененных) и экономических (полных) издержек имеет важное практическое применение, так как он позволяет точнее оценивать и сравнивать эффективность различных экономических решений.

Нормальная прибыль определяется неявными издержками, так как она должна возместить предпринимателю те упущенные доходы, которые бы он получил от альтернативного использования своих собственных ресурсов (земли, капитала, труда, предпринимательских способностей). Экономисты же не считают ее собственно прибылью, так как рассматривают нормальную прибыль как элемент издержек производства. И только доход, полученный сверх нормальной прибыли, трактуется как чистая прибыль. Она-то и называется экономической прибылью. Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек.

Бухгалтерская прибыль = совокупный доход - явные затраты.

Экономическая прибыль = совокупный доход – альтернативные издержки (явные + неявные).

Постоянные издержки не зависят от объема производства. Их величина неизменна, так как они связаны с самим существованием фирмы и должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит.

Величина переменных издержек прямо пропорциональна объему выпуска продукции. Валовые (общие) издержки равны сумме постоянных и переменных издержек. Знание структуры постоянных и переменных издержек позволяет определить конкретные меры снижения затрат.

Для измерения издержек на производство единицы продукции различают средние издержки: средние постоянные (АFС-averaqe fixed cost), средние переменные (AVC- averaqe variable cost) и средние общие издержки (АТС- averaqe total cost).

ATC = TC/Q; где AТC- средние общие издержки.

AFC= FC/Q; где AFC -средние постоянные издержки.

AVC=VC/Q; где AVC- средние переменные издержки.

ATC = AFC+AVC; где- АТС – средние общие издержки.

Здесь можно определить прибыльность фирмы:

1. Если цена товара на рынке меньше средних издержек, т.е. Р<АТС, то фирма несет убытки и может обанкротиться.

2. Если цена больше средних издержек (Р>АТС), то фирма имеет прибыль в размере этой разницы

3. Если цена равна средним общим издержкам, т.е. Р = АТС, то фирма имеет нулевой эффект, прибыль отсутствует. Такая фирма называется предельной.

Для определения максимального выпуска продукции рассчитывают предельные издержки МС (marqinal cost) – дополнительные издержки производства каждой следующей единицы. Или это та сумма, на которую возрастают общие издержки (ТС) при увеличении выпуска продукции на одну единицу.

MC= ∆TC/∆Q; где MC- предельные издержки.

Главная задача фирмы заключается в получении прибыли. Прибыль представляет собой разницу между доходом и издержками производства.

Различают:

1. совокупный доход TR=P·Q - ( сумма денег, получаемая от продаж произведенной продукции)

2. средний доход AR=TR/Q=PQ/Q=P - (доход, приходящийся на единицу проданной продукции)

3. предельный доход MR=∆TR/∆Q=∆ (PQ)/ ∆Q= P - (приращение дохода в результате продажи дополнительной единицы продукции).

Пока предельные издержки будут меньше, чем предельный доход, фирма будет расширять производство. Если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки. Максимум общей прибыли достигается тогда, когда наступает равенство между ценой и предельными издержками Р=МС. Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р < МС, то производство надо сокращать.

Правило максимизации прибыли: прибыль максимизирована при объеме продукции, когда МR=МС=Р

Эффект масштаба возникает в процессе деятельности фирмы в долгосрочном периоде, он вытекает из того, что рост производства приводит к форсированному действию факторов, способствующих снижению издержек производства, к ним относятся:

1.Специализация труда.

2.Специализация управленческого персонала.

3.Эффективное использование капитала.

4.Преимущество в финансировании НИОКР.

5.Преимущество в финансировании рекламы и сбыта.

Таким образом, названные факторы позволяют в целом снижать издержки на единицу продукции. Однако эффект масштаба имеет свои пределы роста. Начиная с известного момента, эффект масштаба замедляет свое действие и достигает таких параметров, когда средние издержки перестают снижаться. Предприятие достигает максимально эффективного масштаба производства, т.е. дальнейший рост масштабов производства будет приносить только убытки, т.е. возникает отрицательный эффект масштаба, когда издержки производства возрастают по мере увеличения масштабов производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: